- Ассоциация Исторического Танца - https://hda.org.ru -

Les Lancers

Основные черты кадрили Les Lancers
Содержание

[11] Контрданс Les Lancers

Считается [30] [12]что контрданс Лансье или Lancers Quadrille впервые был представлен в Дублине в 1817 году танцмейстером по имени John Duval. Комментарий к известной поэме Тома Мура «Country Dance & Quadrille» уточняет место публикации: Dublin Evening Post за май 1817 года.

“Here, here, at least, I triumph still,
And—spite of some few dandy Lancers,
Who vainly try to preach Quadrille—
See nought but true-blue Country Dancers.

Вообще поэма [13] и ее комментарии всячески рекоммендуются к прочтению.

Существуют и другие мнения по поводу авторства и года возникновения Лансье, но в 1822 году Том Мур уже описывает его в своей поэме, а A. Strathy подает в своем учебнике[1] [14] характерную схему контрданса с этим же названием.
Название танца происходит от французского слова Lancer — улан. Его характерной чертой в течение всей долгой жизни — до конца ХІХ века — было особое перестроение из каре в лонгвей, chassé croisé и променад кавалеров и дам в разные стороны.

В первоначальной форме описанный у Strathy контрданс Les Lancers представлен в качестве дополнительной фигуры французской кадрили. Представим его схему:

Такты 1-16 Grand Chaîne
Такты 17-24 Все дамы: en avant, balancez и круг влево
Все кавалеры: Grand Rond вправо.
Такты 25-32 Balancez, Tour des mains
Такты 33-48 перестроение в колону:
пара І Demi Promenade
пара ІІ Demi Promenade
пара ІІІ Promenade
пара ІV Promenade
Такты 49-56 В колонне chassé croisé, balancez, dechassez, balancez
Такты 57-64 Дамы: променад направо
Кавалеры: променад налево
Такты 65-72 В линиях Chassez ouvert, pirouette направо, balancez.
Такты 73-80 Линии En avant et en arrière и Tour des mains до своих мест.
Такты 81-96 Grand Carré.

Следует отметить что контрданс танцевался один раз и не повторялся для остальных трех пар.

[11] Возвращение: кадриль Les Lancers

В 20-х годах Лансье теряется, по всей видимости, не пересекая границы Британии. В это время кадрили были французской модой и новые фигуры приходили в основном оттуда, и потому не удивительно, что появившийся на островах контрданс не завоевал популярности в Европе. В следующий раз название Лансье появляется в 1856, когда во Франции была представлена целая кадриль с таким названием. Теперь это не просто контрданс, но обыкновенная кадриль, составленная из пяти фигур, на рисунок которых, очевидно, повлияла описаная у Strathy композиция.
С этого времени кадриль Лансье очень быстро становится одним из самых популярных танцев любого европейского или американского бала. Les Lancers, Queen Lancers [2] [15], очень популярная в США с 1880х Satatoga Lancers [15] [16], [16] [17], [18] [18], [19] [19], [20] [20], [21] [21], [22] [22], [23] [23], [26] [24], Kemble Lancers [17] [25], New York Lancers [18] [18], [23] [23], Walz Lancers, Minuet Lancers [16] [17] Лансье на 12 и на 16 в 70-х [10] [26],[11] [27], [13] [28]– далеко не полный перечень форм этого танца, которые порой почти переставали напоминать первоначальную кадриль.
За исключением Великобритании, где Лансье уходит из бальных зал уже в 1890-х, танец встречается во многих европейских и американских описаниях вплоть до 1910-х годов.

Ниже мы рассмотрим особенности фигур простого, наиболее распространенного в мире варианта Lancers, с учетом региональных особенностей.

[11] Техника исполнения

Во время бытования Лансье в бальных залах фактически уже не использовалась техника Chassé Jeté Assemblé для танцевания кадрилей, хотя в танцевальных школах она, видимо, еще преподавалась. К 50-м годам ХІХ века двигаться на chassé в кадрилях перестали. Еще Целлариус в своей известной работе начала 1840-х годов [31] [29] отмечает, что оживление, присущее кадрилям в былые времена передалась уже вальсам и полькам, а французская кадриль теперь используется для отдыха между этими утомляющими танцами. В 40-х и 50-х годах уже можно встретить вместо привычного термина en avant или advance описание «четыре шага вперед» и замечания что, кроме элемента balancé, в других местах кадрилей всяческие па, и антраша с прыжками вышли из моды. Еще позже уже и balancé заменится на продвижение в правую диагональ и назад либо обычный поклон с реверансом. Таким образом, можно утверждать что всю свою долгую жизнь в бальных залах Лансье танцевалось при помощи Простого шага с редким применением глиссадов.

[11] Фигура 1: Les Tiroirs
Также называемая La Dorset и La Rose.

Такты 1-8 К1 и Д2 (либо Д1 и К2) en avant et en arrière; en avant et tour des mains.
Здесь Tour des mains может выполняться за правую руку (чаще в Европе), либо за две руки (чаще всего в США).
Такты 9-16 К1 и Д1 в раскрытой паре взявшись за руки проходят на место vis-à-vis (ІІ пара, пропуская первую, идет на их место) и затем на свое место, пропуская вторую.
Собственно, эта фигура и дала название Les Tiroirs – выдвижные ящички.
Иногда встречаются варианты, где пара І первой пропускает пару ІІ.

Такты 17-24 Все разворачиваются от своих партнеров и танцуют Balancé et Tour des Mains на углах.

Фигура повторяется четырежды

Следует отметить, что начиная с середины 1860-х годов в американских источниках эта и последующие три фигуры начинались одновременно парами І и ІІ. И это было не временным явлением, а постоянной практикой, которая повлияла на европейскую моду, где, вслед за американцами, в 1890-х годах некоторые фигуры стали начинать уже не отдельно К1 и Д1, а обе первые пары. Такой порядок увеличил количество одновременно задействованных в танце участников, но не сократил кадриль: каждую фигуру продолжали повторять четырежды, даже если приходилось танцевать дважды полностью идентичные схемы.
В то же время как европейцы перенимали американский опыт танцевания фигур парами, американцы в начале 1890-х изменили порядок повторения фигур: если ранее боковые пары вступали в танец после того, как его дважды протанцуют главные пары, теперь фигуру вели сначала 1 пара, затем третья (главная боковая), вторая и четвертая (чередование против часовой стрелки).

[11] Фигура 2: Les Lignes
Также называемая La Lodowiska и La Victoria

Такты 1-8 К1 и Д1 en avant et en arrière, en avant и К1, оставив в центре даму, en arrière.
Здесь, как и в предыдущей фигуре, в американском Лансье с 1860-х танцуют обе пары.

Такты 9-16 К1 и Д1 Balancé et Tour des Mains до своих мест. В это время боковые пары разделяются и становятся по бокам главных пар, образуя линии.
Это перестроение и дало название фигуре Les Lignes – линии.
В европейских источниках 1890-х встречаются варианты, когда главные пары, завершая Tour des mains, расходятся к боковым.

Такты 17-24 За руки в линиях en avant et en arrière, tour des mains до своих мест.

Фигура повторяется четырежды

[11] Фигура 3: Les Moulinets
Также называемая La Double Chaîne des Dames и La Dorset

Такты 1-4 К1 и Д2 (либо Д1 и К2) en avant et en arrière
Как уже отмечалось, в американских вариантах с 1860-х начинают обе пары одновременно.

Такты 5-8 К1 и Д2 en avant, salute, et en arrière
Между 6 и 7 тактом оркестр делает паузу для поклона и реверанса.

Иногда в европейских источниках встречается и такой вариант (в этом случае фигуру обязательно начинают только двое танцоров vis-à-vis):

Такты 1-2 Д2 en avant
Такты 3-4 К1 en avant
Такты 5-8 Д2 и К1 длинный реверанс en arrière или реверанс и en arrière.

Такты 9-16 Дамы: Demie Moulinet, Tour des Main за правую с кавалером vis-à-vis, Demie Moulinet за левую назад и tour des main со своим кавалером.

Фигура повторяется четырежды

Как видно, эта фигура и дала название Les Moulinets.
В первых описаниях Лансье 1850-70х годов эта часть больше перекликалась с описанным у Strathy контрднасом. А именно:

Такты 9-16 Дамы: Moulinet за правую, и назад за левую.
Кавалеры: Demi Promenade навстречу дамам vis-à-vis и назад, в конце вращаясь со своей дамой за правую руку.

Сравните эту часть с тактами 17-24 описания 1822 года.

Эти 8 тактов являются наиболее изменяемой частью всей кадрили. С самого начала ее существования на этом месте Moulinet иногда заменяли на Double Chaîne des Dames и в таком случае кавалеры оставались на местах встречать даму vis-à-vis, но фигура часто все равно называлась Les Moulinets. Этот вариант бытовал в Европе и Америке сравнительно недолго, приблизительно до 1880-х, когда Moulinet вернулось на свое место.

Иные варианты этой части фигуры:
Demie Moulinet et Tour des Main дважды.
Demie Grand Moulinet и назад, но кавалерами в центре.
Просто Demie Moulinet дважды, при чем первые две проходки фигуры исполняют дамы, а последние две – кавалеры.
и т.д.

Существовали также другие варианты всей фигуры в конце 1860-х — 1870-х, которую начинали все дамы, затем все кавалеры и т.д. (см [7] [30] ,[13] [28]) Но они были мало распространены.

[11] Фигура 4: Les Visites
Также называемая L’Etoile

Такты 1-4 Пара І en avant к правой паре и salute.
Такты 5-8 Пара І разворачивается к левой паре и salute.
Такты 9-12 Пары І и ІV chassé croisé
Такты 13-16 Пара І Tour des Main на свое место
Такты 17-24 Главные пары Chaîne anglaise

Фигура повторяется четырежды

Уже с 60-х годов ХІХ века Les Visites в Европе изредка, а в Америке всегда предлагали танцевать одновременно двумя парами. При этом во второй проходке направление ведущих пар менялось: сначала шли к левой паре, а затем к правой.
Chaîne anglaise в 1877 году в Париже иногда заменяли на Chaîne des Dames, а в США 1890-х в последних двух проведениях на Moulinet.
За исключением этих небольших отличий, фигура оставалась фактически неизменной на протяжении всей жизни танца.

[11] Фигура 5: Les Lancers

Фигура, давшая название кадрили, в отличие от своих соратниц, почти не имела вариаций.
Приведем ее схему:

Такты 1-16 Grand Chaîne (c середины 1870-х на половине шена, встретив своего партнера следовало его приветствовать: поклон и реверанс)
Такты 17-24 Перестроение в колону:
Пара І Promenade и останавливается на своем месте лицом из каре
Пара ІІІ Demie Promenade и становится за парой І
Пара IV Demie Promenade и становится за парой ІІІ
Такты 25-32 Chassé croisé et balancé, Rechassé et balancé
Такты 33-40 Promenade фонтаном, завершая в линиях vis-à-vis
Такты 41-48 en avant et en arrière, Tour des main до своих мест

Фигура повторяется четырежды и завершается еще одним Grand Chaîne.

Для простоты изучения предлагается два варианта кадрили с характерными отличиями в каталоге танцев АИТ: Les Lancers [31].
При составлении вариантов русские источники не брались во внимание.

[11] Использованные материалы
[1] [32] Strathy, Alexander; Elements of the art of dancing; with a description of the principal figures in the quadrille. By Alexander Strathy; Edinburgh, Printed for the author, and sold by F. Pillans [etc.] [33]; Edinburgh, 1822.
[2] [34] Howe, Elias; Howe’s complete ball-room hand book, containing upwards of three hundred dances, including ll the latesand most fashionable dances … [35]; Boston, 1858.
American Dancing Master and Ball-room Prompter Containing About Five Hundred Dances, Including All the Latest and Most Fashionable [36],Boston, 1862.
[3] [37] Gawlikowski; Guide complet de la danse. Contenant le quadrille, la polka, la polka-mazurka … avec la musique, par Gawlikowski .. [38]; Paris, 1858.
[4] [39] Ferrero Edward; The art of dancing, historically illustrated. To which is added a few hints on etiquette; also, the figures, music, and necessary instruction for the performance of the most modern and approved dances … [40]; New York, 1859.
[5] [41] Hillgrove, Thomas; A complete practical guide to the art of dancing [42]; New York, 1863
[6] [43] De Garmo, William B.; The prompter: containing full descriptions of all the quadrilles, figures of the german cotillon, etc. [44]; New York, 1865.
[7] [45] The ball-room guide. With coloured plates [46]; London, 1866
[8] [47] Blasis Carlo; Nouveau manuel complet de la danse; [48] Paris, 1866.
[9] [49] Reilley, E. B.; The amateur’s vademecum. A practical treatise on the art of dancing… [50]; Philadelphia, 1870.
[10] [51] Coulon Eugène; Coulon’s Hand-book; containing all the last new and fashionable dances, and also some important remarks on dancing & deportment [52]…; London, 1873.
[11] [53] Roberts; Roberts’ manual of fashionable dancing and vade mecum for the ball-room; containing a review and full description of all the modern dances, &c [54]; Melbourne, 1875.
[12] [55] De Garmo, William B.; The dance of society: a critical analysis of all the standard quadrilles, round dances, 102 figures of le cotillon (“the german”), &c. [56]; New York, 1875.
[13] [57] Radestock Rudolph; The royal ball-room guide and etiquette of the drawingroom, containing the newest and most elegant dances and a short history of dancing [58] London, 1877
[14] [59] Paul, F.; Le cotillon et les quadrilles actuels; traité théorique et pratique [60]; Paris, 1877.
[15] [61] Cartier, [P Valleau]; Cartier and Baron’s practical illustrated waltz instructor, ball room guide, and call book [62]; New York, 1879. /182 [63]/.
[16] [64] Rivers, C. H.; A full description of modern dances [65]. By C. H. Rivers; Brooklyn [1885]
[17] [66] Giraudet Eugène; La danse, la tenue, le maintien, l’hygiène & l’education, seul guide complet approuvé par l’Académie [67]; Paris [1885?]-1900.
[18] [68] Strassburg Herman A., Jr.; Call book of modern quadrilles [69]; Detroit, Mich., 1889.
[19] [70] Harvey, J. H.; Wehman’s complete dancing master and call book [71]; New York, 1889.
[20] [72] Greene William E.; The terpsichorean monitor [73] USA, 1889.
[21] [74] A treatise on the elements of dancing. By T. Erp. Sichore [pseud.] [75]; San Francisco, 1891.
[22] [76] French, J. A. ed; The prompter’s handbook. Ed. by J. A. French [77]; Boston, London, 1893.
[23] [78] Witherspoon Edna, Mrs.; The perfect art of modern dancing [79]; London, New York, 1894.
[24] [80] Bosshardt-Strübi, J. R.; Leitfaden für den tanz- & körperbildungs-unterricht mit anleitungen über den gesellschaftlichen verkehr [81]; Zürich, 1897.
[25] [82] Desrat, G.; Traité de la danse, contenant la théorie et l’histoire des danses anciennes et modernes, avec toutes les figures les plus nouvelles du cotillon, par Desrat. [83]; Paris, [190-?]
[26] [84] Dodworth Allen.; Dancing and its relations to education and social life, with a new method of instruction … [85]; New York, London, 1900.
[27] [86] Тихомиров А.Д.; Самоучитель модныхъ бальныхъ и характерныхъ танцевъ [87]; Москва, 1901.
[28] [88] Frazer, Lilly Grove; Dancing, by Mrs. Lilly Grove, F.R.G.S. [89]; London [etc.], 1907.
[29] [90] Cree, Aubrey McMahon; Handbook of ball-room dancing, by Paymaster-Commander A. M. Cree, R.N., [91]; New York, 1920.
[30] [92] Andrew Kuntz; The Fiddler’s Companion. A Descriptive Index of North American and British Isles Music for the Folk Violin and Other Instruments. [93]; 1996-2009
[31] [94] Henri Cellarius; The drawing-room dances [95]; London,1847.