- Ассоциация Исторического Танца - https://hda.org.ru -

Полька и ее родственники

Последние изменения: 30.10.2008
Автор: Ольга Фиалко

В статье рассмотрены история и шаг польки, галопа, скоттиша, вальса в два па, а также возможное развитие техники в течение 19 века.
(аттестационная работа на 4 уровень, подана 30.10.2008)

Содержание

  1. Полька [1]
  2. Родственные танцы [2]
    1. Галоп [3]
    2. Вальс в два па [4]
    3. Скотиш [5]
    4. Esmeralda [6]
  3. Исполнение польки [7]
  4. Эволюция техники польки [8]
  5. Источники [9]

1. Polka [10]

104 такта в минуту (The drawing-room dances. By Cellarius), что при размере 2/4 составит 52 па польки.
Согласно сохранившимся нотным записям, в 50-х годах темп польки был ближе к Moderato и к середине 60-х несколько ускорился до Allegretto, редко – Allegro. В 60-х же годах есть прямое указание темпа, которое соотносится с указанным Целлариусом – 108 тактов в минуту.
Однако в абсолютном большинстве записей темп указывается как Tempo di polka или вообще Polka.

Официальная версия: История польки началась в 1830 году в Богемии (часть Чехии) благодаря Joseph Neruba, который увидел танцующую девочку. Впервые полька была показана в Праге в 1835 году, позже, в 1839 в Вене, под музыку пражского ансамбля. В 1840 году Raab, пражский танцмейстер, станцевал польку в Odeon Theatre в Париже и имел оглушительный успех. [1] [11]
Однако, польке приписывают более раннее появление: в 1822 году поэт Celakovsky [2] [12]перевел танцы того времени, в числе которых был и Краковяк (польский), который выглядел в точности как полька. Слово полька «pulka» в переводе с чешского означает «пол-шага», указывая на быстрый переход с одной ноги на другую.
Также есть мнение, что полька происходит от танца 16 века, бурре (Bourree of Avergnee).
Интересно, что Целлариус [3] [13] писал: «..полька, один из старейших и наиболее популярных современных танцев, несмотря на свои иностранные корни, может считаться французской, поскольку именно во Франции она приобрела свой характер..» (Звучит как будто он знал, что танец на самом деле старше, чем представляется, но если он старинный, то почему он назвал его «современным»?)
В середине 19 века полька дошла и до Англии, однако, не имела такого успеха, как на континенте. К этому времени полька стала известна и в Америке. Впервые полька была привезена и исполнена профессором L. De. G. Brookes, балетмейстером Национального Театра в Нью-Йорке, в паре с мисс Mary Ann Gammon, 10-го мая 1844 года. [4] [14]
В книге Колесниковой «Бал в России» (СПб, 2005) говорится о распространении польки в России: «Эпидемия» польки в России также началась в начале 1840-х годов. «Северная пчела» в 1844 году писала: “Будут ли в Петербурге танцевать в нынешнем году польку? Туристы наши, возвратясь домой, не могут наговориться о польке… На семейных танцевальных вечерах, в небольших собраниях у нас в Петербурге уже полькируют, но всё же полька у нас не получила права гражданства и неизвестно, будут ли у нас полькировать на парадных балах и в Дворянском собрании» (цитата по «Танцы в старом Петербурге», Столпянский П.Н.// Столица и усадьба, 1914. №25). Полька попала на сцену Александринского театра, и это решило ее участь – она была признана официально. Хотя «прописку» на придворных балах она так и не получила, но слава ее разнеслась по всему городу, и на время она даже затмила вальс.»
Очевидно, что вальс и полька постепенно заменили контрдансы и котильоны. В Англии и Франции жарко обсуждалась пригодность «народной» польки к бальным залам. Некоторые говорили, что выбрасывание ног и прыжки, возможно, отлично смотрятся в Богемии, но не в салонах Парижа и Лондона. Другие считали, что мастера танца вроде Целлариуса сделали в польке слишком много изменений, приспосабливая ее к сценическому танцу.
Изначально полька имела всего десять фигур, но со временем их количество увеличилось. Появилось множество разновидностей польки: Heel and Toe Polka, Polka-Mazurka, Polka-Valse, Polka-Redowa, и другие.

Шаг польки.
Вот как описал шаг польки Целлариус в 1847г (The Drawing Room Dances):
Полька танцуется в размере 2/4. Шаг польки делится на три счета.
На первый счет левая пятка должна быть поднята сбоку от правой ноги, не выходя вперед, и немного касаться икры. В этой позиции следует подпрыгнуть на правой ноге, чтобы сделать перескок на левую ногу, которая делает глиссад вперед, в 4-ую позицию.
На второй и третий счета выполняются два коротких шага, следующих по одной линии друг за другом. После двух коротких шагов правая нога немного поднята, пятка находится в нижней части левой икры и на 4-ый счет нога не проходит мимо – пауза. Следующий шаг – с правой ноги.

Также шаг польки описывается (Eugene Coulon, Hand Book, 1873) следующим образом:
«Первый шаг (изначально левая нога слегка приподнята) – легкий подскок на правой ноге, одновременно скользя левой ногой в сторону. Второй шаг: jette на правую ногу, в завершении которого левая нога развернута в сторону и немного приподнята над полом. Третий шаг: jette на левую ногу, заканчивая с приподнятой правой ногой. Четвертый счет – сгибание левой ноги.»[5] [15]
Если описывать шаг польки кратко, то можно воспользоваться описанием Gilbert [4] [14], «Round Dances» (1890):
«Изначальная первая позиция ног, вес в правой ноге.
1. Souté at Glissé
2. Coupé
3. Jeté. »

Вот что пишет Цорн в своей книге “Grammar of the Art of Dancing”: Редко когда, если вообще такое было, танец получал столько чести, столько внимания, сколько получила полька в 1844 году, когда весь мир писал и говорил о ней… В то время автор книги путешествовал от Одессы до Вены и Парижа лишь с той целью, чтобы увидеть наиболее знаменитых учителей польки. И что он обнаружил? Только танец, который, будучи ребенком, он выучил у своего отца под названием «Scotch Waltz», и который он показывал своим ученикам в Дрездене в 1835 году, в Christiania в 1836, И В Париже в 1837. И до 1844 года этот танец не был известен тем людям в Париже, которые знали как разрекламировать его.
Музыка польки – 2/4, или более точно – 4/8.
Начало танца: левая нога впереди в 3 позиции. Легкий подъем на правой ноге и скользящий шаг левой. Перенос правой ноги в 3 позицию сзади. Скользящий шаг левой. Правая нога подтягивается в заднюю низкую 3 воздушную позицию…. Движение – staccato. “[6] [16]

Полька была известна под многими именами, такими как Hop-Polka, Polka Tremblante, Parisian Polka, однако все они одинаковы в исполнении.
В некоторых рейнских странах исполнялся танец под названием «Баварской польки» (Bavarian Polka), комбинация, которая в России, Англии, Франции и ряде других стран назвалась «Scotch Polka», а в Баварии – “Rheinlander” – см. Schottische.
В Вене и некоторых других районах Австрии танцевали так назваемую “Rush Polka”, которая была без прыжков и исполнялась в более быстром темпе, чем обычная полька. Конечно, тот темп зачастую настолько быстр, что меняет танец на Галоп. Многие авторы спорили, можно ли подпрыгивать в польке…» (Цорн, 1905)

2. Родственные танцы [10]

2.1. Galop (Galoppade) [10]

Размер 2/4 но несколько быстрее польки. В конце 50-х – начале 60-х это Allegro и ко второй половине 60-х переход к Moderato.

Родина Галопа – Венгрия, где он известен с 1800-х годов [7] [17][8] [18]. В Вене и Берлине галоп появился в 1822 году, в Париже и Англии – в 1829. В Париж галоп был представлен Duchess of Berry во время карнавала 1829 года. Он стал известен как завершение маскарада во французской опере.[9] [19] (По другой версии, галоп пришел во Францию из Германии, в 1800 [1] [11]). Галоп считается предшественником польки.
Сначала галоп танцевался только вперед и назад, без вращения против часовой стрелки. Дама выполняла шассе с правой ноги назад, кавалер – с левой вперед.
Вот что говорит Edward Ferrero [9] [19] об исполнении галопа на балах: «Весьма приятно и весело для танцоров танцевать галоп парами, идущими колонной. Все следуют за первой парой, через череду завихрений, заворачивающихся в круг, и тотчас же раскручивающихся для создания новых.»

Шаг галопа описывается разными способами: как 7 шассе [10] [20] и поворот или одно шассе и поворот:
7 шассе влево, на счет 8 – снова шаг на левую ногу, но в диагональ перед партнером, поворачиваясь по часовой стрелке. На счет «и» после «8»и – подскок на левой ноге, заканчивая поворот на 180 градусов. Следующий шаг – с правой ноги.

Аналогична техника для шага в 2 счета:
«скользящий шаг влево во 2 позицию – счет 1, счет «и» – правая нога подтягивается к левой в 1 позицию и немедленно левая скользит в сторону (шассе) – счет «2».[11] [21]
Также ряд источников описывает шаг галопа как «deux temps».

Rivers [12] [22] описывает The Galop or Deux Temps так:
«скользящий шаг левой ногой во вторую позицию (счет 1), правую ногу подтянуть к левой и шассе влево во вторую позицию с подскоком, в то же время левая нога описывает полукруг, поворот на 180 градусов (счет 2) Также – с правой ноги.» Gilbert [4] [14] акцентирует первое скользящее движение и описывает шаг галопа так: «1.Glisse 2. Chasse.»

2.2 Вальс в два па (Deux Temps) [10]

88 тактов в минуту (The drawing-room dances. By Cellarius), что при размере 3/4 составит 88 па

«Шаг этого танца такой же как у галопа, только в вальсовую музыку….» [13] [23] Вальс в два па появился в Вене в 1830 и стал очень популярным в 1850-х. Движения вальса в два па приходятся на первый и третий счета, пауза – на второй счет, таки образом, считаем: раз-и-два. Этот вальс появился при венском дворе, и танцевался на оперных балах в Париже. На карнавале 1839 года он исполнялся кордебалетом, и был весьма равнодушно принят. Шесть месяцев спустя, в Баден-Бадене, этот вальс танцевала всё модное общество, и он был встречен очень благоприятно. По окончании сезона, когда члены этого общества, состоящего из европейской элиты, вернулись в свои родные столицы, Valse а Deux Temps был представлен в Берлине, Санкт-Петербурге и Лондоне [1] [11]. Другой автор, Coulon [5] [15], повторяет эти же слова, но добавляет: «но только в последние десять лет (видимо, 70-е годы?) он стал так популярен, что получил первенство среди всех других вальсов. Интересна и другая версия происхождения вальса в два па [14] [24]: «Я точно знаю, что прав, говоря о русских корнях вальса в два па, потому что мой отец был вторым человеком, который танцевал его в Париже в 1839 – я говорю «второй человек» умышленно, так как первым был один из его учеников. Я могу вспомнить следующий любопытный и малоизвестный случай о представлении Русского Вальса во Франции: В январе 1839 года, барон de Nieuken, атташе русской делегации, брал уроки танцев у моего отца, и учился всем основным упражнениям: плие, батманам… Наш барон должен был идти однажды на большой бал, даваемый Count Mole, министром иностранных дел, и ему надо было танцевать вальс с прекрасными московскими дамами. Поэтому он попросил своего преподавателя порепетировать с ним. Мой отец был встревожен словами «вальс в два па», которые казались противоречием вальсу на три счета, но всё было быстро улажено, когда он увидел, как барон танцует вальс с первым шагом на две доли, и вторым шагом на третью долю такта. Князь Галицын, барон и граф Damas, маркиз de La Baume были первыми танцорами вальса в два па в Париже.»
Возможно, вальс в два па действительно был так популярен в России до конца 19 века, что его считали «русским» танцем. Упоминание о нем мы находим в произведении Д.Н. Мамина-Сибиряка [15] [25]: «Особенно смешил всех дядюшка, который боялся лошадей и воды и так забавно танцевал вальс в два па, как его танцуют только старики.» (1883) и в письмах Толстого А. Н. [16] [26]: «Я уже знаю кадриль, ленсие, па-де-катр, вальс в два па, польку и венгерский танец.» (1897)
Вальс в два па содержит «три счета», только иначе разделенные и с другим акцентом – два счета включены в один. Первый шаг состоит из глиссада (или скольжения), второй шаг представляет собой шассе, заключающем два шага в одном. Следует танцевать короткими шагами, легко скользя и не подпрыгивая.[17] [27]

Шаг deux tepms (Ball Room Guide, and Call Book) [18] [28]:
1. Скользящий шаг левoй ногой влево, перенося правую ногу к левой, позади в третью позицию (счет 1)
2. Скользящий шаг левой в диагональ вперед, делая половину поворота на левой ноге и ставя правую ногу близко к левой лодыжке, позади в 3 позицию, носок касается пола. (счет 2)

2.3. Schottische [10]

Музыкальный размер 2/4, темп колеблется от Moderato до Allegretto

В 1850 танец Schottische появился во всей Европе. Его родиной в разных источниках считаются Германия (Бавария) или Богемия [19] [29]. В 1844 году этот танец исполнялся в Баварии под именем Rheinlander, а в других странах был известен как Bavarian Polka [7] [17]. В Encyclopaedia Britannica [19] [29] говорится, что «создатель» Schottische – Markowski, хозяин знаменитой танцевальной академии в 1850-х. В книге Markowski et ses salons утверждается, что польский танцор и парижский танцмейстер Markowski изобрел “la scottish” [20] [30]. Markowski, возможно, и опубликовал этот танец в Париже, но в 1885 году Цорн пишет о немецком происхождении Schottische. Allen Dodworth (в 1885 году) утверждал, что начал учить своих учеников этому танцу с 1849, а другой американский танцмейстер, Edward Ferraro описывал, что:
«Schottisch был представлен вскоре после польки, и получил большое одобрение в Америке. Он до сих пор в большом почете у немцев, от которых он и пришёл».
Название Schottische – из Германии, а не Шотландии, как могло казаться. Schottische еще называли «немецкой полькой», хотя различия с полькой есть. Возможно, название появилось из-за того, что польку в Германии в 1840 называли “Schottische waltz” (см. Цорн, выше) – и по схожести танцев дали такое название.
Отличие этого танца от польки в выполнении последнего счета из 4-х, и в наличии прыжков в танце. Schottische состоит из двух частей: в первой выполняется Основной шаг (с левой ноги, с правой ноги), во второй – прыжки.

Основной шаг:
«Скользящий шаг левой ногой во 2 позицию (счет 1), подтянуть правую ногу в 1 позицию (счет 2); скользящий шаг левой ногой во 2 позицию (счет 3), подскок на левой ноге, одновременно поднимая правую ногу немного над полом (счет 4).» (Carties Book, 1882) [13] [23]
Rivers в “Modern Dances” [14] [24] описывает основной шаг так:
«Исходная позиция – левая нога в третьей позиции. Скользящий шаг левой ногой во 2 позицию (счет 1), правая нога подтягивается в 3 позицию сзади (счет 2), скользящий шаг левой ногой во 2 позицию (счет 3), правая нога подтягивается на счет 4». (Цорн уточняет, что на 4-ый счет правая нога находится сзади в 3-ей воздушной позиции).

На примере описаний этого шага можно увидеть характерную деталь для описаний шагов вальса, польки и других танцев: эти танцы можно исполнять по 1 и по 3-ей позициям, поскольку разные авторы используют разные исходные позиции.

Вторая часть танца:
«Прыжки на левой ноге (счет 1,2), прыжки на правой ноге (1,2), и повтор этой фигуры. Повороты – во время выполнения прыжков.»[21] [31]

В книге J.W.Pepper’s [22] [32] описан The Schottische Waltz, состоящий также из двух частей:
Первая часть: Скользящий шаг влево левой ногой (счет 1), Правая нога подтягивается в третью позицию (счет 2), скользящий шаг левой ногой влево (счет 3), подскок на левой ноге, одновременно поднося правую ногу сзади, поднятую над полом близко к левой лодыжке (счет 4). Аналогично – с правой ноги.

Вторая часть: Перескок с правой ноги на левую вперед, пронося правую ногу позади близко к левой лодыжке (счет 1). Подскок на левой ноге, одновременно делая полповорота (счет 2). Прыжок на правую ногу вперед (счет 3), подскок на правой ноге, одновременно делая полповорота (счет 4).

Видимо, этот танец объединяет и польку, и schottische и снова возвращает к заявлению Цорна [6] [16], который еще в 1830-х годах знал технику польки под именем “Scotch Waltz”.

2.4. Galop-Polka или Glide Polka (L’Esmeralda) [10]

Комбинация шагов, состоящая из двух простых шагов галопа в сторону и одного акцентированного полечного шага, называется Galop-Polka. (Цорн, 1905) [6] [16]

Этот же танец встречается под названием Esmeralda, которое получил от похожей комбинации шагов в балете с таким названием. (Хотя Gilbert разделяет эти танцы, описывая отдельно Glide Polka и Esmeralda, считая Glide польку частью второго танца). Описание танца Esmeralda появляется уже в 1857 году у Hillgrove, тогда как Glide Polka не упоминается пока в его книге. Также в книге Edward Ferrero в 1859 году описана Esmeralda, без Glide Polka. Видимо, второй танец появился позже – термин Glide Polka встречается лишь в источниках конца века: “Elements of Dancing”, 1891 [22] [32], Round dancing, (M. B. Gilbert), 1890. [4] [14]

Glide-Polka выполняется следующим образом:
«Два шага галопа с левой ноги (на 4 счета) и полоборота польки с левой ноги (на 4 счета). Затем аналогично с правой ноги. Основная особенность танца и отличие от обычной польки – то, что два скользящих шага занимают столько же времени, сколько и шаг польки.» [22] [32]

3. Исполнение польки [10]

О манере исполнения польки читаем у Hillgrove (1857): «Шаг польки может исполняться по прямой вперед, когда один из партнеров двигается вперед, тогда как другой – назад, и наоборот. Вращение может исполняться как справа налево, так и слева направо, по желанию.»
Целлариус пишет о фигурах польки так: «В польке возможно выполнять много своеобразных маневров…, которые может исполнить опытный танцор. Он должен во всех смыслах поворачивать партнершу, иногда вправо, иногда влево, заставлять ее наступать или удаляться от него, по прямой… и если в переполненной бальной зале едва хватает места для движения каждой пары, вращать партнершу на одном месте, укорачивая шаг, выполняя его практически под собой. Эти вариации полностью остаются за кавалером, который исполняет их согласно своей фантазии или местным запросам. Во время первого представления польки были исполнены фигуры. Кавалер начинал танец держа правую руку дамы, как в старинной аллеманде, и затем поворачиваясь к ней и от нее поочередно. Обычные шаги смешивались с так называемой Богемской (или Двойной) полькой, где левая нога выставлялась во вторую позицию на пятку, и носком вверх…»
Описание «Богемской польки» как самостоятельного танца появляется позже, например, в работах Rivers (1885) [13] [23] и Judson Sause (1889)[23] [33]. Они описывают танец по-разному:
Rivers – «На первый счет левую пятку поставить во вторую позицию, на второй счет поставить левую ногу в пятую позицию позади правой, на 3 и 4 счеты – шаг польки, за который совершается половина поворота. «Пятка-носок» с правой ноги и полповорота польки с правой – это конец первой части. Вторая часть: два шага галопа с левой ноги и полповорота полькой с левой, и повтор с правой аналогично.»
Judson Sause: «Поставьте левую ногу во вторую позицию, пяткой на пол и носком вверх, и подпрыгните на правой ноге в тот момент, когда пятка касается пола. Затем поставьте левую ногу в пятую позицию позади правой так, чтобы носок был на полу, а пятка поднята, и в тот же момент подпрыгните на правой ноге. Потом следует шаг польки с левой ноги – полповорота. Далее следует повтор предыдущих движений с правой ноги.»
Некоторые фигуры польки описаны в самоучителе М. Петровой [24] [34] : «Полька начиналась фигурой «бабочка», в которой танцорка порхала по зале, как это милое крылатое, издалека наблюдаемая кавалером. Он страдает, ревнует, осыпает ее упреками, отворачивается от нее, отходит, когда она к нему приближается, и наконец, тронутый ее кокетливыми заигрываниями, он мирился с нею: они дружно обнялись и весело резвятся, празднуя своё примирение. Вторая фигура – ссора и примирение. Но вдруг танцующая дама вспоминает что-то и стремительно бежит от опасности, кавалер преследует ее (фигура бегство и погоня), он настигает ее, хватает за руку, и шалунья, кружась, извиваясь в его руках, как гирлянда, в утомлении опирается на него, и медленно, но радостно, глядя друг на друга, танцор с танцоркой оканчивают свой танец длинной прогулкой кругом залы.»
Следует отметить, что полька, как и вальс, использовалась и для котильонов, и в кадрилях, и в контрдансах – у Howe (1862) описаны такие контрдансы как Hohnstock’s Polka, Sultan Polka, Baden-Baden Polka, New York Polka.[25] [35]

4. Эволюция техники польки [10]

Глядя на изменения техники других танцев в течение века, возникает логическая мысль, что полька также не оставалась одинаковой с ходом десятилетий. Тем более, что есть «конечный продукт» – полька, изучаемая в историко-бытовом танце. Как же технически сложная «французская» полька превратилась в относительно простой танец? Для этого проследим за описаниями польки по источникам в каждом десятилетии 19 века.

Итак, начиная с 1847 года, «изначальное» описание Целлариуса в целом не менялось до 70-х годов (исключая терминологию). Основные «характеристики» танца – это шаг на 3 счета из 4-х, подскоки на каждый счет. Hillgrove в 1857 году описывает польку аналогично. [18] [28]
Charles Durang в 1856 году [26] [36] и Edward Ferrero в 1859 году [9] [19] повторяют этот характер танца. Описание Howe [25] [35] в 1862 году в также дублирует технику польки Целлариуса.
Английские описания польки совпадают с французскими и американскими источниками: «Coulon’s hand-book; containing all the last new and fashionable dances» [27] [37] описывает польку на 3 счета и с подскоками.
Любопытно, что в 1863 году, Hillgrove [11] [21] описывает польку по-другому, чем в своей книге 1857 года. Шаг польки вперед и назад остается прежним, однако, для полечного вращения он описывает следующие движения: на (1) – подскок и скольжение, на (2) – подставить ног сзади, на (3) – скользить во вторую позицию, на (4) – подскок и поворот, одновременно убирая свободную ногу к щиколотке опорной. Этот вариант польки потом дублируется в книге Dick’s quadrille call-book, and ball-room prompter …[28] [38] в 1878 году.
В 70-х годах начинаются небольшие изменения в характере польки:
В сборнике «The Ball-room guide. With coloured plates.”[29] [39] , 1866 мы видим описание польки на 3 счета, но без последнего прыжка (jete).
В книге Brookes on modern dancing [1] [11] в 1867 и в «Beadle’s dime ball-room companion and guide to dancing.» (1868)[30] [40] последний шаг польки описывается также: скольжение, а не jete.
И далее, мы наблюдаем смягчение движений польки в «The amateur’s vademecum..» 1870 [31] [41] , у De Garmo [13] [23] в 1875 – тут описан полечный шаг на 3 счета, где всего один подскок перед первым движением и 3 скользящих шага.
В книге Dancing without a master (1872)[32] [42] и The dancer’s guide.. (1874)[33] [43] уточняется, что движения польки – это скорее скольжение, чем подскоки.
А вот Coulon в своей книге «Coulon’s hand-book; containing all the last new and fashionable dances, and also some important remarks on dancing & deportment…» [1873][5] [15] остается верен изначальной технике польки, уточняя, что все шаги польки – прыжковые, и на 4-ый счет приходится пауза.
В 1882 в некоторых описаниях пропадает и первый подскок: в книге «Cartier’s practical illustrated waltz instructor.» [11] [21], тогда как в других описание остается как в изначальной версии: J.W.Pepper’s “Promter’s Call Book” [22] [32].
Следующие десять лет описания польки варьируют в каждом пособии по танцам:
Это и версия Rivers в 1885 [12] [22] – полечный шаг на скользящих шагах, не считая первого подскока, а на 4-ый счет – поворот.
Это и вариант Judson Sause в 1889 [23] [33] – с полечным шагом на 3 счета, где 3-ий шаг скользящий.
Это и «классическое» описание Gilbert в «Round dancing» [4] [14]– «глиссе-купе-жете» [c1890], и полька на 3 счета, но совершенно без подскоков, на скользящих шагах – у Grant[34] [44] , 1893.
В русских изданиях сохраняется практически та же «французская» техника польки:
Чистяков[35] [45] (Методическое руководство по обучению танцам (1893): на (1) – скользнуть носком левой ноги как в шассе во 2 позицию, на (2) придвинуть правую к левой и прыгнуть на нее, на (3) прыгнуть на левую, оставив правую приподнятой сзади, как в па жете…
У Ивановского [36] [46] полька занимает 4 счета, где 4-ый – это маленький подскок, остальные шаги – скользящие. То есть первый прыжок «сполз» на 4-ый счет предыдущего такта – и это та техника, которую мы наблюдаем повсеместно уже в 20-ом веке
Таким образом, основные направления изменения техники польки таковы:
– смягчение прыжков – уже в 70-х годах
– добавление поворота на 4-ый счет – видимо, прогрессировало уже в 20-ом веке.
– изменения шли в направлении некоторого упрощения техники, как и в случае с кадрилями и мазурками, впрочем, не все танцмейстеры поддавались этим веяниям.


5. Источники [10]

[1] [47] Brookes on modern dancing, containing a full description of all dances, as practised in the ball room and at private parties, together with an essay on etiquette.By L. De G. Brookes. New York 1867. [48]
[2] [49] Social Dancing in America R.. Giordano, 2007
[3] [50] The drawing-room dances. By Cellarius, 1847 [51]
[4] [52] Round dancing, by M. B. Gilbert … .Portland, .Me…, M. B. Gilbert [c1890] [53]
[5] [54]Coulon’s hand-book; containing all the last new and fashionable dances, and also some important remarks on dancing & deportment … Eugene Coulon, London, A. Hammond & Co. [1873] [55]
[6] [56] Grammar of the art of dancing… Zorn, . Boston, 1905. [57]
[7] [58] The Encyclopaedia Britannica: A Dictionary of Arts, Sciences, Literature and General Information, 1910
[8] [59] A history of dancing. By Reginald St. .Johnston., 1906 [60]
[9] [61] The art of dancing, historically illustrated. To which is added a few hints on etiquette; also, the figures, music, and necessary instruction for the performance of the most modern and approved dances, as executed at the private academies of the author. By Edward Ferrero. 1859 [62]
[10] [63] A Complete Practical Guide to the Art of Dancing.. By Thomas Hillgrove. 1863 [64]
[11] [65] Cartier’s practical illustrated waltz instructor, ball room guide, and call book. Giving ample directions for dancing every kind of square and round dances, together with cotillons–including the newest and most popular figures of “the German”, New York, De Witt, Publisher, c1882. [66]
[12] [67] A full description of modern dances. By C. H. Rivers. Brooklyn [1885] [68]
[13] [69] The dance of society: a critical analysis of all the standard quadrilles, round dances, 102 figures of le cotillon (“the German”), &c., including dissertations upon time and its accentuation, carriage, style, and other relative matter. By Wm. B. De Garmo 1875 [70]
[14] [71] Traité de la danse, contenant la théorie et l’histoire des danses anciennes et modernes, avec toutes les figures les plus nouvelles du cotillon. D. Desrat, 1900 [72]
[15] [73] Д.Н.Мамин-Сибиряк. “Приваловские миллионы”
[16] [74] Толстая А.Л, Толстой А.Н. – Бострому А.А.:[Письма из Сызрани]//Алексей Толстой и Самара: Из архива писателя.-Куйбышев:Кн. изд-во, 1982.
[17] [75] Hilgrove’s scholars companion & ball room vade mecum. Thomas Hillgrove, 1857 [76]
[18] [77] href=”https://bib.hda.org.ru/books/cartier_1882″>Practical illustrated waltz instructor, ball room guide, and call book, Cartier. 1882
[19] [78] Encyclopaedia Britannica (11th edition)
[20] [79] Paul Lefort. Markowski et ses salons. Esquisse parisienne. P., Lucien Marpon, 1860 [80]
[21] [81] T. Erp. Sichore “Elements of Dancing”, 1891 [82]
[22] [83] J.W.Pepper’s “Promter’s Call Book” [1882] [84]
[23] [85] Judson Sause The Art of Dancing Embracing a Full Description of the Various Dances of the Present Day, together with Chapters on Etiquette, the Benefits, and History of Dancing. Chicago, New York, San Francisco, 1889. [86]
[24] [87] М. Ю. Петрова Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев (для обоего пола). Искусство в самое короткое время выучиться всем общественным, то есть бальным и характерным или костюмированным танцам, без помощи учителя. С политипажами в тексте. Санкт-Петербург, 1883 [88]
[25] [89] American dancing master, and ball-room prompter. Elias Howe Boston, 1862. [90]
[26] [91] Charles Durang The Fashionable Dancer’s Casket, or the Ball-room Instructor. A New and Splendid Work on Dancing, Etiquette, Deportment and the Toilet. Philadelphia, 1856 [92]
[27] [93] Eugène Coulon Coulon’s Hand-book; Containing All the Last New and Fashionable Dances. Dedicated to His Pupils. London, 1860?. [94]
[28] [95] Dick’s quadrille call-book, and ball-room… .New York., Dick & Fitzgerald [c1878] [96]
[29] [97] The Ball-room guide. With coloured plates. London, F. Warne and Co., 1866. [98]
[30] [99]Beadle’s Dime Ball-room Companion and Guide to Dancing. Containing Rules of Etiquette, Hints on Private Parties, Toilettes for the Ball-room, etc. Also, a Synopsis of Round and Square Dances, Dictionary of French Terms, etc. New York, 1868 [100]
[31] [101] E. B. Reilley The Amateur’s Vademecum. A Practical Tratise on the Art of Dancing Comprising the Ancient and Moders History of Dancing, the Etiquette and Fashions of the Ball Room, the Modes of Conducting Balls, Parties, Soirees, &c., the Rudiments of Classis and Private Dancing, the Steps and Figures of All Out Most Modern and Approved Dances, a Complete Glossary of English and French Technicalities Used in Calling Figures, and a Brief Essay on the Importance of Dancing, as an Amusements, Accomplishment and Exercise. Philadelphia, 1870. [102]
[32] [103]Ball-room Dancing Without a Master and Complete Guide to the Etiquette, Toilet, Press and Management of the Ball-room; with All the Principal Dances in Popular Use. New York, 1872 [104]
[33] [105] The Dancer’s Guide and Ball-room Companion. New York, 1874. [106]
[34] [107]Horatio N. Grant How to Become Successful Teachers of the Art of Dancing in Conjunction with How to Manage a Favor-German. Buffalo, 1893. [108]
[35] [109]Александр Дмитриевич Чистяков Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях с 20-ю рисунками в тексте. С приложением руководства для дирижёров, с 157-ю фигурами для кадрили, мазурки, вальса, польки и котильона. Пособие для учителей танца в кадетских корпусах. Составлено применительно к требованиям утверждённого главным начальником военно-учебных заведений 27 июля 1890 г. Наставления для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах. Санкт-Петербург, 1893. [110]
[36] [111] Николай Петрович Ивановский Бальный танец XVI–XIX веков. Ленинград, 1948. [112] Репринт: Янтарный сказ, 2004