- Ассоциация Исторического Танца - https://hda.org.ru -

Аттестация – требования по периоду XIX век

Актуальная версия с октября 2019 года. см. также предыдущую версию [1].

1 уровень

Практика

Проверяется базовая выворотность (~90°), движение с носка, попадание в музыку, умение перемещаться в открытой или закрытой паре.

– 5 позиций ног: проверяется знание основных позиций, переходов между ними (через показывание позиций, батман тандю и рон де жам).

– Полонез: принимающий задает несколько простых фигур. Проверяется умение ориентироваться в фигурах.

– Вальс 19 века любой: проверяется вращение любым вальсом по кругу под равномерную трехдольную музыку среднего темпа (задается преподавателем).

– Галоп: проверяется фиксирование ног в позициях (вторая и первая или вторая и третья), движение по ходу танца и повороты (последовательность выбирает сдающий).

– Экосез: шассе. Окончания (жете-ассамбле, сот круа и т.д.) не обязательны и остаются на усмотрение сдающего. Проверяется умение танцевать шассе, способность ориентироваться в фигурах танцев в колонну и прогрессии. Фигуру определяет сдающий. 

Теоретические знания

ожидаются ответы танцора начального уровня:

1. Назовите бальные танцы, распространенные в ХIХ веке. Расскажите, когда они приблизительно появились (до XIX века, в начале XIX века, в середине XIX века, в конце XIX века, в начале XX века).

2. Какова социальная роль и значение бального танца и бальной культуры для общества XIX века: зачем люди устраивали балы и посещали их?

1+ уровень.

Дополнительно к требованиям первого уровня проверяется удерживание положения пары относительно траектории движения, положение ног во время исполнения парного танца, характерное положение рук.

– Вальс в 3 па середины века (шаг-шаг-приставить-шаг-пируэт). Проверяется умение выйти из вращательного движения и снова его начать не сбиваясь с музыки.

– Вальс в два па любая комбинация, содержащая вращение вальсом в два па правым и левым поворотом.  Проверяется умение выйти из вращательного движения и снова его начать, изменить направление вращения не сбиваясь с музыки.

– Полька: комбинация любых фигур на технике temps-levé+glissé+coupé+jeté, включающая в себя правый поворот, левый поворот и променад в открытой паре (по выбору сдающего можно использовать и другие фигуры).  Проверяется взаимодействие в паре, техника исполнения, естественность переходов между фигурами.

– Фигуры кадрилей по выбору принимающего на технике chassé+jeté+assemblé первой трети века или chassé+pas-élevé середины века (технику выбирает сдающий). Принимающий задает последовательность кадрильных фигур, встречающихся во французской кадрили или кадрили Лансье. Проверяется техника, знание французской терминологии, взаимодействие в сете, геометрия фигур. Принимающий может попросить продемонстрировать владение обеими техниками.

– Фигура немецкой или русской кадрили (16 тактов) на немецкой технике (englische Pas, он же  pas de bourrée c приставкой на втором шаге). Фигуру выбирает принимающий из немецких или русских источников I трети XIX века и подробно описывает траекторию. Размер музыки по выбору принимающего (2/4 или 3/8). Проверяется умение ориентироваться в фигурах, способность воспроизвести описанную траекторию.

– Шотиш: базовый шаг (дважды “glissade-подставить-glissade-подпрыгнуть”, затем дважды по два прыжка на каждой ноге с оборотом). Помимо обязательного базового шага допустимо использование вариаций по выбору сдающего.

– Полька-мазурка: базовая вариация (glissé+coupé+sauté, glissé+coupé+jeté) и хотя бы одна любая другая комбинация с использованием этих шагов (например реверс, променад и др.)

– Мазурка: променад на падебасках первой половины 19 века и tour sur place на голубцах с ударом на первый счет. Променад и tour sur place можно сдавать отдельно, естественность перехода на этом уровне не проверяется.

2 уровень.

1. Расскажите что знаете про историю указанных экзаменатором танцев (одного или нескольких).
Необходимо раскрыть вопросы:
– откуда этот танец взялся, и кто считается его предшественниками, если такие есть (полонез, вальс в 3 па, французская кадриль);
– период популярности танца (полонез, вальс в 3 па, вальс в 2 па, полька, французская кадриль, мазурка, галоп, шотиш);
– перечислите страны, в которых он был популярен (полонез, вальс в 3 па, вальс в 2 па, полька, французская кадриль, мазурка, галоп, шотиш);
– какова была социальная роль танца: как к нему относилось общество, его место и роль в бальной программе (полонез, вальс в 3 па, вальс в 2 па, полька, французская кадриль, мазурка, галоп, шотиш).

Танец или танцы в каждом подвопросе выбирает экзаменатор из указанного списка.

2. Котильон 19 века как явление бальной культуры: когда появился, какие техники использовались, примеры фигур, правила ведения.

2+ уровень

Дополнительно к требованиям первого и второго уровней проверяется соответствие исполняемой техники и фигур тексту источника, обоснование реконструкции.

– Редова: любая техника с разбором конкретного источника по выбору сдающего.

– Малый парный танец последнего десятилетия 19 века: любой из следующего списка по выбору сдающего с разбором источника: Pas d’Espagne (А.А. Царман), Chaconne (Н.Л. Гавликовский), бальный Чардаш (А.А. Царман), Mignon (R.M. Crompton), Arcadian (R.M. Crompton). Можно выбрать другой источник для упомянутых танцев, либо выбрать другой танец по предварительному согласованию с принимающим.

– Мазурка ранняя: Фигура мазурки (по выбору сдающего) до Целлариуса с обоснованием выбора техники и разбором описания. Фигура должна включать взаимодействие с кем-то кроме партнера.

– Мазурка поздняя: заведение любой фигуры из списка источников в качестве распорядителя. Обоснование техники. Не менее трех разных шагов на променад (возможно использование готовых связок из источников) и не менее двух вариантов tour sur place.

– Вальс 1800–1840 гг. с прыжками или отбивками: любая техника (в том числе положение в паре и позиция рук) с разбором источника.

– Любой вальс (кроме 2 па) после 1870 года с явно описанным реверсом: любая техника под трехдольную музыку, содержащая вращение в обе стороны,  с разбором источника. Проверяется умение выйти из вращательного движения и снова его начать, изменить направление вращения не сбиваясь с музыки.

– Любая фигура из кадрилей 1810–1840 гг., исполнявшихся на французской технике, с содержанием минимум 3 разных balancé.  Сдающий выбирает фигуру из ранней кадрили. Базовая техника и balancé должны быть из одного источника. Этот источник сдающий заявляет перед сдачей и говорит, какие balancé сдает.

3 уровень

При сдаче допустимо использовать любые материалы.

1. Расскажите об основных, на ваш взгляд, периодах танцевальной культуры 19 века для одной из стран (по выбору сдающего). Обоснуйте свое решение, укажите список основных на ваш взгляд источников по каждому из периодов.
2. Выберите страну, период и составьте программу бала. Укажите основные танцы, место их в бальной программе, источники на подходящую технику, особенности ведения бала.
3. Определите (и обоснуйте выбор) на ваш взгляд наиболее важный учебник, описывающий большинство танцев выбранного в п.2 периода и страны, и подробно расскажите о нём: какие именно описания из этого источника релевантны для рассматриваемых страны и периода, какие другие сведения о бальной культуре можно почерпнуть из него.
4. Для каждого из следующих танцев (вальс 3 па, вальс 2 па, полонез, мазурка, полька, французская кадриль):

– укажите наиболее значимые источники на каждый из периодов 19 века, в которых содержатся сведения об этом танце (назвать автора, название и год издания для книг, рассказать, какие аспекты танца описаны в этом источнике). По возможности указать источники хотя бы для двух стран по выбору сдающего.
– под какую музыку (размер, темп) исполнялся танец. Приведите источники, подтверждающие ваше мнение.

5. Рассказать о сиквенсах (парных танцах с повторяющейся последовательностью коротких фигур) как явлении: первое появление, основные этапы, наиболее популярные танцы и их авторы.
6. Расскажите о контрдансах 19 века как явлении: технические особенности (варианты построения, прогрессии, техники), периоды и страны популярности, роль в танцевальной культуре, основные источники.