- Ассоциация Исторического Танца - https://hda.org.ru -

Catena d’Amore

Источники изучения: Cesare Negri “Le gratie d’amore” [1] (1602), транскрипт [2] описания.
Этот танец описан в “Le gratie d’amore” Негри, по структуре похож на длинные английские контрдансы и очень напоминает Кьяранцану [3] Карозо. Варианты названия: Катена д’Аморе, Цепь любви.
Автор описания: Дмитрий Филимонов
Музыка состоит из двух фраз, A — 3/4, 12 тактов; B — 3/4, 22 такта.
В лютневой табулатуре Негри  вторая часть разделена на два куска, однако в мелодии такого деления нет. Текстовое описание музыки соответствует отсутствию дополнительного деления.
Количество повторений в каждой из частей зависит от числа пар в сете.

Негри пишет, что в этом танце можно делать многие другие фигуры, которые он для краткости не стал описывать. Реконструкция ниже основана на описанной у Негри последовательности фигур.

Исходное положение: Пары стоят в колонну, держась за обычные руки, слегка развернувшись в сторону своего партнера.

Схема танца:

Вступление

Такты 1-4. Riverenza [4] grave.
Такты 5-8. 2 Riprese [5] влево и вправо.
Такты 9-12. 2 Continenze [6] влево и вправо.

Первая проходка

Все проходят вперед и назад за одно повторение музыки.
Такты 1-4. 2 Seguiti [7] вперед, начиная с левой.
Такты 5-8. 2 Seguiti [7] назад, начиная с левой.
Такты 9-12. 2 Riprese [5] влево и вправо (слегка развернувшись в сторону своего партнера).

Первая вариация

Первая пара разворачивается вправо (вокруг дамы) лицом к остальному сету за одно повторение музыки (на тех же шагах, что и на первой проходке), остальные пары продолжают движение вперед и назад.

На следующем повторении все, кроме первой и второй пар продолжают идти вперед и назад, а первая и вторая пары исполняют следующую связку:
Такты 1-4. Первая и вторая пары делают 2 Seguiti [7] вперед, начиная с левой. Первая пара продвигаясь вперед поднимает руки аркой. Вторая пара проходит под ними.
Такты 5-8. Вторая пара делает 2 Seguiti [7] назад, начиная с левой. Первая в это время делает 2 Seguiti [7] вперед, начиная с левой.
В описании сказано, что первые две пары продолжают делать те же шаги “в четырехугольнике”, однако если обе пары будут идти назад, то они могут столкнуться спинами. В данной реконструкции выбран слегка измененный вариант движения для первой пары, который исключает столкновения и хорошо соотносится с текстом про четырехугольник.
Такты 9-12. 2 Riprese [5] влево и вправо (слегка развернувшись в сторону своего партнера).

На следующем повторении третья пара проходит под руками первой пары и так далее. Эта фигура продолжается до тех пор пока первая пара не вернется на свое место. Пары дошедшие до любого из концов колонны разворачиваются за одно повторение музыки и со следующего повторения начинают танцевать в другую сторону.

Вторая вариация

Первая пара разворачивается лицом к остальному сету за одно повторение музыки, остальные пары продолжают первый куплет.

На следующем повторении все, кроме первой и второй пар продолжают идти первый куплет, а первая и вторая пары исполняют следующую связку:
Такты 1-4. Первая пара берется за обе руки и ловит второго кавалера, который оказывается между рук первой пары. Первая пара танцует 2 Seguiti [7] влево, начиная с левой, а второй кавалер танцует 2 Seguiti [7] вперед, начиная с левой. Вторая дама находится сбоку и тоже танцует 2 Seguiti [7] вперед, начиная с левой.
Такты 5-8. Первая пара танцует 2 Seguiti [7] вправо, начиная с левой, а второй кавалер танцует 2 Seguiti [7] назад, начиная с левой. Вторая дама находится сбоку и тоже танцует 2 Seguiti [7] назад, начиная с левой.
Такты 9-12. 2 Riprese [5] влево и вправо.

На следующем повторении первая пара продолжает ту же фигуру со второй дамой (сначала выпуская первого кавалера). На следующем проведении с третьим кавалером, на следующем с третьей дамой и так далее. Пары дошедшие до любого из концов колонны разворачиваются за одно повторение музыки и со следующего повторения начинают танцевать в другую сторону. Пары вернувшиеся на свое место начинают снова танцевать первую проходку вперед и назад.

Реконструкция этой фигуры неоднозначна. В этой версии на одно продвижение к следующей паре необходимо в два раза больше музыки, чем для первой и третьей вариации. Возможны другие интерпретации оригинального текста.

Третья вариация

Первая пара дожидается пока все пары не закончат исполнять вторую вариацию, после чего разворачивается лицом к остальному сету за одно повторение музыки, остальные пары продолжают второй куплет.

На следующем повторении все, кроме первой и второй пар продолжают идти первую проходку, а первая и вторая пары исполняют следующую связку:
Такты 1-4. Вторая дама выходит немного вперед за 2 Seguiti [7], а первая пара и второй кавалер берутся за руки вокруг второй дамы и делают 2 Seguiti [7] влево по кругу, начиная с левой.
Такты 5-8. Вторая дама отходит немного назад за 2 Seguiti [7], а первая пара и второй кавалер делают 2 Seguiti [7] по кругу вправо, начиная с левой.
Такты 9-12. 2 Riprese [5] влево и вправо.
На следующем повторении первая пара проходит вперед ко второй паре и танцует с ними такую же фигуру. Вторая пара продвигается вверх по колонне, первая и вторая пары расходятся дамами. Эта фигура продолжается до тех пор пока первая пара не вернется на свое место.
Пары дошедшие до любого из концов колонны разворачиваются за одно повторение музыки и со следующего повторения начинают танцевать в другую сторону.

Пары вернувшиеся на свое место начинают снова танцевать первую проходку вперед и назад. Первая пара дожидается пока все пары не закончат исполнять вторую вариацию, после чего музыка изменяется на B.

Второе вступление

Первая пара на Seguito [7] сдвигается влево, в то время как остальные пары продвигаются вперед. Первая дама берет за руку второго кавалера и далее уже первые две пары сдвигаются влево, а остальные продвигаются вперед. Первый кавалер выводит таким образом всех танцоров в единой цепочке в круг, после чего закручивает всех по спирали в “улитку”. Когда первый кавалер видит, что все уже находятся достаточно близко, он разворачивается налево и выводит цепочку обратно, разворачивая всю цепочку из улитки обратно в круг.

Четвертая вариация

Первый кавалер проходит под руками последней пары и выводит за собой всю цепочку. Последний кавалер встает лицом к своей даме со скрещенными руками, левая под правой. Далее первый кавалер повторяет то же самое со всеми остальными парами и в итоге получается колонна дам и кавалеров, где все держатся за руки и руки перекрещены.

Из этой фигуры есть два варианта продолжения:
Вариант 1 Первый кавалер проходит внутри колонны под всеми руками, выводя всю цепочку вновь в круг, а затем выстраивая в колонну.

Карозо не описывает перестроение из цепочки обратно в колонну, однако из следующей фигуры видно, что ее нужно начинать в построении в колонну.

Вариант 2 Не отпуская рук все делают
Такты 1-4. 2 Seguiti [7] влево.
Такты 5-8. 2 Seguiti [7] вправо.
Такты 9-12. 2 Continenze [6] влево и вправо.
Такты 13-16. 2 Riprese [5] влево и вправо.
Такты 17-20. Отпуская руки, кружочек за 2 Seguiti [7] вокруг левого плеча.
Такты 21-24. Кружочек за 2 Seguiti [7] вокруг правого плеча.

Третье вступление

Все вместе делают Riverenza [4] grave, после чего первый кавалер идет вправо все время на Seguito [7] и ведет за собой по кругу всех кавалеров (дамы стоят на месте). Когда кавалеры вновь оказываются напротив своих дам, фигура повторяется, то есть снова все делают Riverenza [4] grave, но уже первая дама ведет всех дам влево (кавалеры стоят).

Если эту фигуру исполнять из колонны получающейся после второго варианта завершения четвертой вариации, то кавалеры отходят от дам в сторону, а не обходят их.

Пятая вариация

Такты 1-4. Первый кавалер и первая дама делают Riverenza [4] grave.
Такты 5-8. 2 Riprese [5] влево и вправо.
Такты 9-10. Первый кавалер и первая дама меняются местами за правую руку на 2 Seguiti [7].
Такты 11-12. Первый кавалер и первая дама вокруг левого плеча возвращаются на свои места за 2 Seguiti [7].

Первый кавалер подает своей даме руку, на Seguiti [7] выводит ее из танца и оба заканчивают танец, делая Riverenza [4]. В это время вторая пара начинает делать пятую вариацию и потом также выходит и заканчивает танец, и так далее, пока все не закончат танец.