Представляем вашему вниманию первый диск танцевальной музыки для исторических танцев.
Общую информацию о проекте, условиях использования записей и возможностях помочь проекту можно прочесть здесь.
В записи принимали участие:
- Александра Неронова (клавишные)
- Полина Рыбакова (флейта)
- Вера Тимофеева (скрипка)
- Екатерина Галкина (виолончель)
- Олег Игнатьев (запись и сведение)
- Дмитрий Филимонов (подбор композиций и темпов)
- Борис Стратилатов (организация процесса)
- Юрий Чернышов (ответственная редактура)
Список треков:
- L’Allemande (Алеманда)
Композитор: Jean-Baptiste Lully (Жан-Батист Люлли)
Источник: Louis Pécour. L’allemande, danse nouvelle dansée devant le Roy a Marly (1702) Хотя мелодия была сочинена Жаном-Батистом Люлли ещё в конце XVII века, она оставалась популярной на протяжении столетия. Под данную аранжировку мы предполагаем исполнять алеманды Брива и Гийома. Темп подобран исходя из техники шагов. - Mazurek (Мазурка)
Композитор: Maria Szymanowska (Мария Агата Шимановкая)
Источник: Maria Agata Szymanowska Dix-huit danses de différent genre pour le piano-forte composées et dédiées à madame la princesse Wiazemsky née princesse Gagarin (c. 1820)
Недатированный источник содержит музыку к 28 танцам. Свадьба Веры Фёдоровны Гагариной с Петром Андреевичем Вяземским состоялась в 1811 года, Мария Шимановская умерла в 1831. Две даты ограничивают возможную датировку источника. Темп был взят из записи мазурки Ланнера, которую использовала Ханелора Унфрид на ФСТ в 2013 году. - Quadrille (Русская кадриль, немецкая кадриль)
Музыкальная структура: ABCDx5
Композитор: G. Riebe
Источник: Wilhelm Gottlieb Becker Taschenbuch zum geselligen Vergnügen (1827)
Немецкие кадрили имеют куплетно-припевную структуру. Эта кадриль содержит четыре колена (по восемь тактов в каждом) и пять проведений. Темп был взят из учебника Гурду-До 1811 года (переиздан в 1823 году), учитывая, что кадрили этой формы родственны котильонам XVIII века и, возможно, котильонам, описанным в этом учебнике. - Zephyr-Walzer (Вальс-зефир)
Композитор: Eduard Friedrich David Helmke (Эдуард Фридрих Давид Хелмке)
Источник: Eduard Friedrich David Helmke Vollstimmige Musikbegleitung der Tänze zu der neuen Tanz-und Bildungs-Schule (1829)
Немецкий ампир отличался большим разнообразием вальсовых техник (они подробно рассмотрены в этой статье). Музыкальная нотация взята из приложения к «Neue Tanz und Bildunsschule», композитором мелодий принято считать самого автора. Автор описывает этот танец как «быстрый» вальс, а техника сильно напоминает набирающий популярность вальс в два па. Темп подобран исходя из техники шагов. - Triolet Walzer (Вальс триоле)
омпозитор: Eduard Friedrich David Helmke (Эдуард Фридрих Давид Хелмке)
Источник: Eduard Friedrich David Helmke Vollstimmige Musikbegleitung der Tänze zu der neuen Tanz-und Bildungs-Schule (1829)
Ещё один вальс относимый нами к традиции немецкого ампира. Вальс требует участия одного кавалера и двух дам (вальсовые техники разобраны в этой статье). Темп подобран исходя из техники шагов. - L’Espérance (Контрданс «Надежда»)
Музыкальная структура: АА + BBCCAAx4
Композитор: Eduard Friedrich David Helmke (Эдуард Фридрих Давид Хелмке)
Источник: Eduard Friedrich David Helmke Vollstimmige Musikbegleitung der Tänze zu der neuen Tanz-und Bildungs-Schule (1829)
Исторически сложилось так, что контрданс «Надежда» исполнялся под неправильную музыку. Мы записали авторскую мелодию (композитором считается автор учебника с описанием танца). Темп взят из учебника Александра Страти, поскольку танец является фигурой кадрили французского типа. - L’Enfant (Контрданс «Дитя»)
Музыкальная структура: АА + BBCCAAx4
Композитор: Eduard Friedrich David Helmke (Эдуард Фридрих Давид Хелмке)
Источник: Eduard Friedrich David Helmke Vollstimmige Musikbegleitung der Tänze zu der neuen Tanz-und Bildungs-Schule (1829)
Мы записали авторскую мелодию к контрдансу «Дитя». Темп взят из учебника Александра Страти, поскольку танец является фигурой кадрили французского типа. - Anglais Matradura (Матредур)
Источник: A. Vigell, Elias Vigell, А. Blomkvist. Notbok för violin primo. M 43 (1841?)
Музыка для матредура была обнаружена нами в анонимных манукриптах из собрания Музыкального музея в Стокгольме. Сами манускрипты датируются 1841 годом, хотя музыка явно принадлежит к предыщим поколениям. Темп был подобран исходя из техники шагов. Музыка содержит двенадцать повторений, этого достаточно для сета из четырёх пар. - Matradour (Матредур)
Источник: Recueil de danses favorites de Saint Petersbourg, volume 2 (1822?)
Матредур из петербургского музыкального издания. По странному стечению обстоятельств эта же мелодия была опубликована Натилией Энтелис в сборнике «Пушкиский бал». К сожалению, в сборнике отсутствуют указания на оригинальный истоник. Темп был подобран исходя из техники шагов. Музыка содержит двенадцать повторений, этого достаточно для сета из четырёх пар. - Новый русский кадриль (первая, вторая, третья, четвёртая и пятая фигуры)
Композитор: К. Краль
Источник: Николай Петрович Линдрот, К. Краль Новый русский кадриль (1864)
Долгое время считалось, что русские авторы не утруждали себя сочинением собственных кадрилей. Недавно нами была обнаружены две кадриль сочинения Николая Линдрота. В 1871 году он опубликовал книгу, в которой, в частности, описал и технику исполнения кадрилей (автор предлагает использовать технику chassé-emboité). Темп подобран исходя из описанной техники шагов и существующей традиции исполнения музыки к поздним кадлрилям. Выбранный темп удобен для исполнения кадрили на простых шагах. - Кадриль «Метелица» (первая, вторая, третья, четвёртая и пятая фигуры)
Композитор: Эдуард Конюс
Источник: Николай Петрович Линдрот, Эдуард Конюс Метелица. Кадриль с новыми фигурами (1870)
Вторая кадриль Николая Линдрота. Темп подобран исходя из техники исполнения шагов. Выбранный темп удобен для исполнения кадрили на простых шагах.
Бонус-треки:
Аранжировки к этим записям были предложены нашими музыкантами. Мелодии сыграны по изданиям «Государственного музыкального издательства». К сожалению, мы не можем назвать оригинальный источник этих мелодий.
- Экосез
Композитор (предположительно): Алексей Дмитриевич Жилин
Экосезы — полуимпровизационные танцы (видимо, немецкого происхождения). Это четырёхтуровый экосез. Был использован темп, принятый для исполнения экосезов. - Мазурка
Мазурка неизвестного авторства. Был использован темп, принятый музыкантами для исполнения мазурок. - Кадриль (Немецкая кадриль, Русская кадриль)
Музыкальная структура: AABBCCDDEEFFx2
Композитор (предположительно): Алексей Дмитриевич Жилин
Кадриль содержит шесть колен по шестнадцать тактов (на данный момент не известно ни одной схемы, имеющей фигуру такой длины), фигура повторяется дважды. Темп выбран нашими музыкантами.