Представляем вашему вниманию четвертый сборник танцевальной музыки для исторических танцев.
Общую информацию о проекте, условиях использования записей и возможностях помочь проекту можно прочесть здесь.
Фото: Тамара Антипина
В записи принимали участие:
- Александра Неронова (клавишные)
- Полина Рыбакова (флейта)
- Анна Денисова (скрипка)
- Екатерина Галкина (виолончель)
- Олег Игнатьев (запись и сведение)
- Дмитрий Филимонов (хождение по библиотекам, проработка нотного материала)
- Борис Стратилатов (организация процесса)
- Юрий Чернышов (ответственная редактура)
Список треков:
- Cosaque (Козак)
Источник: Ludwig-Wilhelm Tepper von Ferguson. Une Danse Cosaque mise en Variations, с.1797
Танец Cosaque (козак, казачок, а также вальс-козак) встречается в ряде немецких и русских руководствах, а также упоминается в художественной литературе. - Allemande (Аллеманд)
Композитор: A. Wendt
Источник: Franz Anton Roller. Drittes Toiletten-Geschenk für Damen, 1807
Композиции: Allemande 1, Allemande 2. В записи сыграны подряд. Музыкальная структура: AABBCC+DDEE’FF
Танец Allemande (Аллеманда, Аллеман и т.д) в начале XIX века еще встречается на балах. Записано две аллеманды из одного источника. Темп взят из сборника Pandora oder Taschenbuch des Luxus und der Moden für das Jahr 1788. - Экосезы
Ecossaise 1
Ecossaise 2
Ecossaise 3
Композитор: Joseph Koslovsky
Источник: Joseph Koslovsky. Trois Polonoises, trois Ecossaises et une Quadrille arrangées pour le Piano-Forte, c.1808
Три экосеза, записанные нами в темпе, удобном для исполнения по немецкому образцу, с использованием сложных связок. Каждый экосез содержит 13 повторений: первое повторение для прослушивания музыки и поклона и 12 повторений для сета из 4 пар. - Hops-Walzer (Хопс-вальс)
Композитор: E. H. Meyer
Источник: Taschenbuch zum geselligen Vergnügen auf das Jahr 1820
Музыкальная структура: AABBCCx2
Хопсер-вальс (жете-вальс, экосез-вальцер) — одна из основных немецких вальсовых техник, для которой характерны прыжки. Запись сделана в темпе сотеза, наиболее близкого по характеру танца. - Cotillon (Котильон)
Композитор: Franz Suchaneck
Источник: Funfzehn Taenze für das Piano-Forte componirt von Franz Suchaneck, 1829
В конце 1820-х годов котильон уже окончательно оформился как танец-игра, однако, в это время для него еще пишут отдельную музыку. Все известные нам ноты имеют размер 3/8, и играются в темпе медленного вальса. - Kegel Quadrille (König-quadrille, Königin-quadrille, Кегель-кадриль, кадриль с королем, кадриль с королевой)
Название композиции: Kegelquadrille mit einem Reydowak
Композитор: Joseph Triebensee
Источник: Carnevals-Almanach auf das Jahr 1830. 1ter Jahrgang. Mit Kupfern, Tanztouren und Musik
Особенности записи: Для соответствия наиболее распространенной схеме танца композиция записана как (AABBCCDDAB EF). Записано 5 проведений (повторов).
Кегель-кадриль — особая форма немецкой (русской) кадрили для 4-х пар, стоящих в каре, и пятым “лишним” кавалером (в некоторых вариантах – дамой), стоящим в середине (король или королева соответственно). Темп соответствует немецкой технике исполнения. - Mazurka Quadrilles (Кадриль-мазурка)
Figure 1 (Музыкальная структура: Intro ABC ABC ABC AB)
Figure 2 (Музыкальная структура: A ABBA ABBC)
Figure 3 (Музыкальная структура: A ABCDA ABCDE)
Figure 4 (Музыкальная структура: A BBCCA BBCCA BBCCA BBCCD)
Figure 5 (Музыкальная структура: A ABBCCA ABBCCD)
Finale (Музыкальная структура: А ВВВС D)
Композитор: Louis-Antoine Jullien
Источник: Eugène Coulon, Louis-Antoine Jullien. The Favorite Mazurka Quadrilles with Figures, 1850
Кадриль-мазурка включает в себя 5 фигур и финал. Темп взят из учебника Бернарда Клемма Katechismus der Tanzkunst. Ein Leitfaden für Lehrer und Lernende
Особенности записи: Фигуры сыграны отдельными треками. Автор нот указывает, что вся музыка должна исполняться подряд без пауз.
В 1 фигуре хореографическая структура отличается от музыкальной: Intro ABC ABCA BCAB.
В 4 фигуре повторения указанные в нотах не соответствуют схеме танца. Были добавлены повторения частей B и C.
В 5 фигуре в нотах указано 4 повторения, хотя в схеме всего два. На записи два повторения.
Первая музыкальная часть финала совпадает с Intro первой фигуры и потому не используется для танца, хотя в схеме это не указано.
Количество повторений части B в финале должно соответствовать количеству пар, исполняющих танец (их может быть более 4, то есть более одной пары на некоторых сторонах каре). В записи выбран вариант для 4 пар. - Varsoviana (Варсовиана)
Композитор: Alphonse Longueville
Источник: Alphonse Longueville. Varsoviana. Op. 50, 1850
Варсовиана — парный танец-сиквенс середины XIX века, родственник полька-мазурки. Темп взят из учебника Бернарда Клемма Katechismus der Tanzkunst. Ein Leitfaden für Lehrer und Lernende
Особенности записи: В оригинальных нотах вероятная опечатка и такты с 40 по 47 повторены дважды (за исключением одной ноты). Лишние такты не соответствуют схеме сиквенса и на записи сыгран исправленный вариант. На записи сыгран только сам танец, без части Introduction. - The Triplet (Триплет)
Figure 1. Galop (Музыкальная структура: A ABBACAx3 A)
Figure 2. Valse à deux temps (Музыкальная структура: A BCDAx2, каждая буква обозначает 16 тактов)
Figure 3. Polka (Музыкальная структура: A AABBCCx3 AA)
Композитор: Edgar Webster
Источник: Edgar Webster. The Triplet, a New Dance Comprising the Galop, Valse à deux temps, & Polka. c.1852
Триплет — танец Эдгара Уэбстера, в форме кадрили, состоящий из трех фигур. Темпы взяты из оригинального издания.
Особенности записи: Для согласования с фигурами танца в музыке галопа и польки изменена структура повторений относительно указанной в нотах. - Sicilienne (Сицилиана)
Композитор: A. Blancheteau
Источник: A. Blancheteau. Zerlina. Sicilienne, 1857
Сицилиен — парный танец-сиквенс середины XIX века, популярный в Европе и России. Темп взят из учебника Бернарда Клемма Katechismus der Tanzkunst. Ein Leitfaden für Lehrer und Lernende - Les Grâces (Грации, фигура кадрили Лансье)
Композитор (аранж.): Camille Schubert.
Источник: Camille Schubert. The Lancer’s. Célèbre quadrille anglais pour le piano arrangé d’après le text original. с. 1857
Фигура «Грации» из кадрили «Лансье», записанной в прошлом сборнике. Темп аналогичен предыдущей записи. - La chaconne (Шакон)
Композитор: П. Константинов
Источник: Николай Людвигович Гавликовский, П. Константинов. La chaconne. Новый салонный танец „Шакон”, 1897
Шакон — салонный парный танец конца XIX начала XX веков. Темп выбран по сохранившимся пластинкам, оцифрованным сообществом russian-records.com - The Arcadian (Аркадьен)
Композитор: Oscar Morley
Источник: Robert Morris Crompton. The Arcadian. New and Original Round Dance. Neuer Balltanz, 1897
Аркадиен (Аркадиец) — салонный парный танец конца XIX начала XX веков, на музыку мазурки. Темп выбран по рекомендациям, изложенным в учебнике А. Я. Цорна Грамматика танцовального искусства и хореографии - Pas de grâce (Па де грас)
Композитор: А. Ю. Гербер
Источник: Евгений Михайлович Иванов, А. Ю. Гербер. Новый салонный танец „Pas de grâce”, 1900
Падеграс – парный салонный танец начала XX века, доживший в живой традиции до наших дней. Мы записали самую раннюю композицию, приложенную к первому изданию этого танца, и учли пожелание автора относительно темпа: “Танцуется чуть быстрее чем шакон”.
Особенности записи: На записи второе повторение музыки сыграно до конца первой страницы вместо коды после Fine. - Франко-русский салонный танец
Композитор: Владимир Христианович Давингоф
Источник: Владимир Христианович Давингоф. Франко-русский салонный танец. Танец и музыка, 1902
Франко-русский салонный танец – салонный танец начала XX века. Записан в темпе французской польки, удобной для исполнения описанных автором шагов.