- Ассоциация Исторического Танца - https://hda.org.ru -

Caccia d’Amore

Источники изучения: Cesare Negri “Le gratie d’amore” [1] (1602), транскрипт [2] описания; Firenze, Archivio di Stato: Carte Strozziane, Serie I, 22. (письмо Cristiano Lamberti, датированное 15.04.1559), транскрипт описания есть в статье [3].
Автор описания: Ростислав Кондратенко

Этот танец-игра состоит из нескольких фигур. Пять фигур описаны Негри, одна, соответствующая 3-й фигуре у Негри в письме Ламберти.
Может исполняться любым числом пар больше трех.

Реконструкция музыки для этого танца представляет некоторые сложности, подробнее см. в диссертации Памелы Джонс [4], стр. 287-291.
Музыка состоит из первых двух частей по 8 тактов размера 4/4, которые соответствуют песне “La Sirena” Гастольди [5], они играются в порядке AABB столько раз, сколько нужно для первых четырех частей танца.
После этого музыка меняется на гальярду (которую Негри не приводит) для последней, пятой части.

Негри пишет, что в этом танце можно делать многие другие фигуры, которые он для краткости не стал описывать. Реконструкция ниже основана на описанной у Негри последовательности фигур.

В начале танца все пары выстраиваются в колонну за ведущей парой.

Часть 1 — 64 такта

Такты 1–4 Riverenza [6]
Такты 5–8 2 Continenze [7], начиная влево
Такты 9–16 4 Seguiti [8] вперед
Такты 17–20 Отпустить руки и сделать 2 Seguiti [8] вокруг левых плеч, закончив лицом к партнеру
Такты 21–24 2 Riprese grave [9], начиная влево
Такты 25–28 Партнеры берутся правыми предплечьями и меняются местами за 2 Seguiti [8]
Такты 29–32 Отпустить руки и сделать 2 Seguiti [8] вокруг левых плеч, закончив лицом к партнеру
Такты 33–40 «Фонтан» — все кавалеры идут за первым кавалером, который разворачивается вокруг правого плеча и идет вниз по залу до конца, потом возвращается обратно, дамы зеркально идут за первой дамой, которая разворачивается вокруг левого плеча и также идет вниз по залу и обратно. В конце все разворачиваются лицом к партнеру. Негри отводит на это 8 Spezzati [10], если пар много, то нужно сделать столько Spezzati [10], чтобы вернуться на место и после этого выждать окончания музыкальной фразы
Такты 41–44 Riverenza [6]
Такты 45–48 2 Continenze [7], начиная влево
Такты 49–52 Партнеры берутся правыми предплечьями и меняются местами за 2 Seguiti [8]
Такты 53–56 Отпустить руки и сделать 2 Seguiti [8] вокруг левых плеч, закончив лицом к партнеру
Такты 57–60 2 Riprese grave [9], начиная влево
Такты 61–64 2 Seguiti [8] вокруг левых плеч, закончив лицом к партнеру

Часть 2 — ≥ 24+32×N тактов

Реконструкция этой части вызывает некоторые проблемы как в части treccia, так и в части с прогрессией из-за неоднозначного и противоречивого описания в источнике. Представленная ниже реконструкция составлена максимально близко к тексту источника.
Такты 1–4 Riverenza [6]
Такты 5–8 2 Riprese grave [9], начиная влево
Такты 9–24 Все кавалеры поворачиваются налево (лицом вверх по сету) и делают Treccia (хэй) [11] за руки, начинает первый кавалер, разворачиваясь вокруг левого плеча и проходя между вторым и третьим, подавая третьему правую руку. В конце все возвращаются к своим дамам и делают Meza Riverenza [12].
Негри пишет, что эту часть нужно делать за 8 Seguiti [8], но если пар много, то нужно сделать столько Seguiti [8], чтобы вернуться на место и после этого выждать окончания музыкальной фразы.
Дальше выполняется фигура с прогрессией:
Такты 1–4 Кавалер с дамой берутся за правые предплечья и они вращаются за 2 Seguiti [8].
Такты 5–8 Кавалер с дамой отпускают руки и делают 2 Seguiti [8] вокруг левых плеч, дама возвращается на свое место, кавалер выходит на середину сета перед дамой и оба делают Meza Riverenza [12].
Дальше эту фигуру первый кавалер делает со второй дамой, второй кавалер с первой дамой. Далее все кавалеры по очереди делают эту фигуру со всеми дамами, начиная с первой и продвигаясь вниз по колонне. Остальные кавалеры понемногу продвигаются вверх по сету. Когда каждый кавалер (кроме последнего) заканчивает фигуру с последней дамой, он возвращается на свое место за 4 Seguiti [8] и делает к своей даме Meza Riverenza [12].
После того, как последний кавалер закончит танцевать с последней дамой, дамы разворачиваются направо, лицом вверх по сету, и делают Treccia (хэй) [11] за руки. Начинает первая дама, проходя между второй и третьей снаружи сета. Все заканчивают на своих местах, делая к своим кавалерам Meza Riverenza [12].
Негри пишет, что эту часть нужно делать за 8 Seguiti [8], но если пар много, то нужно сделать столько Seguiti [8], чтобы вернуться на место и после этого выждать окончания музыкальной фразы.
После этого дамы исполняют фигуру с прогрессией также как и кавалеры, берясь за правые предплечья, вращаясь вокруг левых плеч и возвращаясь на свои места снаружи сета за 4 Seguiti [8] и Meza Riverenza [12].

Часть 3

В письме Кристиано Ламберти описаны только эта и, возможно, следующая фигуры. Отличия версии Ламберти от версии Негри указаны ниже.
Такты 1–8 Ведущая пара берется за обычные руки и делает 2 Continenze [7] и 2 Riprese grave [9], начиная с левой.
У Ламберти есть только одна общая Riverenza [6] перед началом танца
Партнеры отпускают руки, дама разворачивается направо и бежит за спинами дам, кавалер — налево и идет за спинами кавалеров. Кавалер пытается догнать даму и взять ее за руку, дама убегает. Лабмерти уточняет, что партнеры могут двигаться только снаружи сета и посередине его и нельзя проходить между двумя дамами или двумя кавалерами. Охота продолжается до тех пор, пока дама не позволит себя поймать за руку. После этого кавалер ведет даму вниз сета и они встают на последнее место. Весь остальной сет при этом смещается немного вперед. Затем начинает второй кавалер со своей дамой с 2 Continenze [7] и 2 Riprese grave [9] и так по очереди делают все пары.
Негри не пишет, на каких шагах исполнять эту часть, и это остается на усмотрение танцоров. Ламберти пишет про “tempo di morescha”, но никаких сведений о том как его исполнять нет.
В версии Ламберти кавалер и дама вставая в конце колонны меняются местами и делают Riverenza [6] и после того как все кавалеры поймают своих дам дамы также ловят кавалеров.

Часть 4

У Ламберти эта часть описана очень схематично. Кавалеры ходят по кругу вокруг дам, стоящих в середине и делают volte del camaiorese (неизвестно что это) пока им не надоест.
Такты 1–4 Все делают Riverenza [6] grave
Такты 5–8 2 Riprese grave [9]
Такты 9–10 Seguito [8] с левой, взявшись с партнером правыми руками и меняясь местами
Такты 11–12 Seguito [8] с правой, взявшись с партнером левыми руками и возвращаясь на свои места
Такты 13–16 Отпустить руки и сделать 2 Seguiti [8] вокруг левых плеч
Такты 17–24 Половина «фонтана» — все кавалеры идут за первым кавалером, который разворачивается вокруг левого плеча и идет вниз по залу до конца, дамы зеркально идут за первой дамой, которая разворачивается вокруг правого плеча и также идет вниз по залу. Внизу зала все берутся за обычные руки с Meza Riverenza [12]. Негри отводит на это 4 Seguiti [8] (от начала до того как первая пара возьмется внизу зала за руки), если пар много, то нужно сделать столько Seguiti [8], сколько требуется.
Такты 25–32 Первая пара заворачивает направо, остальные по очереди берутся за обычные руки с Meza Riverenza [12] и идут за первой парой, образуя круг с дамами в середине. Негри также отводит на это 4 Seguiti [8], если пар много, то нужно сделать столько Seguiti [8], сколько требуется.

Далее требуется один кавалер, который не участвовал до того в танце.
Все танцующие продолжают двигаться по кругу (Негри не указывает на каких шагах).

Ведущий кавалер, и только он может объявить: «одна вперед», «одна назад», «две вперед» или «две назад», и не больше. Все кавалеры по этой команде отпускают дам и бегут вперед или назад на столько мест сколько было названо. Кавалер, который стоял без дамы в этот момент может попробовать взять любую даму за руку и продолжить с ней движение по кругу. Кавалер, которому не досталось дамы остается снаружи круга и может попробовать найти даму на следующей команде.
Так продолжается до тех пор пока ведущий кавалер не решит закончить эту фигуру.

N.B. Объявляет только ведущий кавалер, а не тот, кто остался без дамы. Можно объявлять только «одна вперед», «одна назад», «две вперед» или «две назад». Нельзя объявлять другие варианты.

Когда ведущий кавалер решит закончить эту фигуру он проведет всю колонну по более широкому кругу и когда все пары образуют большой круг он остановится, развернувшись с дамой лицом в круг, все еще держась за руки, остальные развернутся также.

Часть 5

Музыка меняется на гальярду.
Негри не указывает никаких шагов для этой части и пишет, что партнеры танцуют немного Il Piantone, поэтому шаги остаются на усмотрение танцоров. Ниже описаны рекомендации на основе Il Piantone, описаного у Карозо.
Первый кавалер с дамой немного пройдутся по кругу на Seguiti [8], затем они отпустят руки, сделают друг другу Riverenza [6], разойдутся по разным сторонам зала на связках из 2 Passi [13], Semidoppio [14] или 2 Passi [13], Seguito [8], затем протанцуют немного друг напротив друга по произвольной траектории (ведет кавалер) на той же связке. Кавалер, если пожелает, может в этом месте исполнить гальярдную вариацию на 3-5 tempi.
N.B. Не нужно здесь танцевать слишком долго, 12-16 tempi вполне достаточно.
После этого партнеры сойдутся в середине зала, на той же связке и возьмутся за обычные руки. Затем первый кавалер проведет даму к ее месту, где дама сидела перед приглашением на танец и они сделают Riverenza [6] grave и закончат танец.
Когда первая пара выходит из танца, ту же фигуру начинает вторая пара, которая стояла справа от первой и так по очереди эту фигуру делают все пары, завершая танец.