- Ассоциация Исторического Танца - https://hda.org.ru -

Ballo del Fiore (in quinto)

Источники изучения: Fabritio Caroso, Nobiltà di dame [1] (1600), транскрипт описания [2]. В “Il Ballarino” [3] описан также вариант для двух танцоров [4] и вариант для трех танцоров [5]. Кроме того, есть французские описания: у Туано Арбо (совсем не подробное) и в манускрипте Instruction pour danser [6].
Исходное положение: Танец на троих или пятерых с приглашением по цепочке. Само описание составлено для пятерых танцоров.
Музыка: 2/4, 16 тактов, повторяется до окончания танца. Для танца нужно 3+38N повторов музыки, где N число повторений схемы.
В лютневой табулатуре Карозо в первой части тактовые черты расставлены так, что на один “такт” приходится семибревис. В книге Nobiltà di dame Карозо уточняет, что одно Seguito делается на бревис, то есть два “такта”, однако из дальнейшего текста, где рекомендуется пропустить одно проведение музыки, становится ясно, что на самом деле Seguito должно исполняться на 4 “такта”. Этот вывод подтверждается сравнением с Passo e mezzo, имеющим аналогичную музыкальную запись в книгах Карозо.
Танец относится к: 1600
Хореограф: Хореограф не указан, описан вариант схемы общеизвестного танца.
Автор описания: Дмитрий Филимонов
Степень реконструкции: Полная
Последние изменения: 09.03.2019

Схема танца:

Начинает один кавалер, в руке он держит цветок.

Вступление (16 тактов, 1 повторение музыки)

Такты 1–16Riverenza [7], 2 Continenze влево и вправо

Приглашения (384 такта, 24 повторения музыки)

Такты 1–16 — 4 Seguiti semidoppi, начиная с левой. На этих шагах К подходит к выбранной им Д.
Такты 17–32 — К делает 2 Passi puntate вперед и Riverenza [7].
Такты 33–48 — К ожидает, пока дама поднимается с места и подходит к нему.
Такты 49–64 — Вместе Riverenza [7], 2 Continenze влево и вправо. Во время этих шагов К подает руку даме.
Такты 65–80 — К и Д идут в то место зала, где собираются танцевать за 4 Seguiti semidoppi, начиная с левой. В конце К ставит Д перед собой.
Такты 81–96 — К и Д вместе делают 2 Continenze влево и вправо и Riverenza [7]
Такты 97–192 — К повторяет тт. 1–96, приглашая вторую Д, ставя ее слева от первой. В конце 2 Continenze и Riverenza [7] делают все трое.
Карозо не уточняет, с какой стороны поставить даму, однако в версии на троих из Il Balarino вторую даму рекомендуется поставить слева от первой, и, кроме того, самая правая дама должна далее по танцу оказаться той, которую кавалер приглашал первой.
Такты 193–288— К повторяет тт. 1–96, приглашая третью Д, ставя ее слева от второй в одну линию с первыми двумя. В конце 2 Continenze и Riverenza делают все четверо.
Карозо пишет, что можно было остановиться на двух дамах, но можно пригласить третью даму и потом второго кавалера.
Такты 288–384 — К повторяет тт. 1–96, приглашая второго К, ставя его справа от себя. В конце 2 Continenze и Riverenza [7] делают все пятеро.

Основная часть (224 такта, 14 повторений музыки)

Первая фигура (“двойная гребенка”, 4 повторения музыки)
У Карозо нет деления на фигуры, здесь деление приведено для упрощения запоминания схемы.

Такты 1–8 — Все делают 2 Seguiti semidoppi, сходясь в одну линию так, что каждый кавалер стоит между двумя дамами, а центральная дама стоит между кавалерами и на последний счет meza Riverenza со сниманием шляпы.
Такты 9–16 — Все делают 2 Seguiti semidoppi вперед и с разворотом через левое плечо. Таким образом линии поменялись местами.
Такты 17–32 — Все вместе делают 2 Passi puntate вперед и назад и Riverenza [7].
Направления Passi puntate не указаны, однако очень похожая фигура есть в варианте танца на троих и там направления отмечены в тексте.
Такты 33–64 — Повторение тактов 1-32 в обратную сторону.
Карозо жалуется, что ранее проход делался только один раз и неудобно было подавать правую руку своей даме, так что лучше сделать два.

Вторая фигура (“вращение за руки”, 8 повторений музыки)

Такты 1–16 — Первый К подходит к первой Д на 4 Seguiti semidoppi.
Такты 17–32 — Первый К  и первая Д делают 2 Passi puntate вперед и назад и Riverenza [7].
Такты 33–48 — Первый К и первая Д берутся правыми руками и делают 2 Passi и Seguito semidoppi вращаясь вправо, затем они берутся левыми руками и делают 2 Passi и Seguito semidoppi вращаясь влево, причем Д возвращается на свое место, а К переходит к следующей Д. Второй К в это же время за 4 Seguiti semidoppi подходит к первой Д.
Такты 49–64 — Первый К повторяет такты 41-48 со второй Д, второй К повторяет движения первого К из тактов 41-48.
Карозо пишет, что второй кавалер “повторяет проходку и прочие движения первого”, однако далее он же пишет, что “второй будет вращаться с первой дамой, когда первый будет вращаться со второй”. Не вполне ясно, где именно ошибается автор: должен ли второй исполнить 2 Passi puntate и Riverenza первой даме и только потом пойти вращаться за руку (когда первый уже перейдет к третьей даме), или же второй кавалер после проходки на 4 Seguiti semidoppi сразу начинает вращение с первой дамой. В настоящей реконструкции был выбран второй вариант.
Такты 65–80 — Первый К повторяет такты 41-48 с третьей Д, второй К повторяет такты 49-64 со второй Д. Первая Д идет на исходное место слева от первого К.
Такты 81–96 — Первый К идет на исходное место между первой Д и второй Д. Второй К повторяет такты 49-64 с третьей Д. Вторая Д идет на исходное место между первым К и вторым К.
Такты 97–112 — Второй К идет на исходное место между второй и третьей Д. Третья Д идет на исходное место справа от второго К. Таким образом все оказываются в линиях на противоположных сторонах как после такта 16.
Такты 113–128 — Все вместе делают 2 Continenze влево и вправо и Riverenza [7].

Третья фигура (“подход и финал”, 2 повторения музыки)

Такты 1–16 — Все вместе делают 4 Seguiti semidoppi, каждый раз вполоборота разными плечами (fiancheggiati), сходясь друг с другом.
Такты 17–32 — 2 Passi puntate вперед и назад и Riverenza [7]. Во время Riverenza К целует цветок и передает его той Д, которой захочет.
Карозо пишет, что по его личному мнению, цветок надо отдавать той, которая была приглашена первой.

Далее кавалеры подают руку оставшимся дамам и они выходят из танца за 4 Seguiti semidoppi, 2 Passi puntate вперед и назад и Riverenza [7].

Первая Д в это время начинает приглашать нового К (см. часть “Приглашение”). Далее танец повторяется сколько угодно раз. Роли К и Д в нем чередуются.