- Ассоциация Исторического Танца - https://hda.org.ru -

Furioso

Источники изучения: Fabritio Caroso “Il Ballarino” [1] (1581)

Три варианта этого танца также есть в “Nobiltà di Dame” [2]. В “Il Ballarino” эта схема обозначена как балетто неизвестного происхождения. Транскрипт описания [3].

Музыка состоит из 3 частей. A — 4/4 16 тактов. B — 6/4 16 тактов. C — 4/4 12 тактов. Последовательность: A AAA AAA AAA BBB C BBBB C B
Варианты названия: Фуриозо, Fvrioso
Танец относится к: 1581
Хореограф: Неизвестен, но схема явно частично переработана, вероятнее всего самим Карозо
Автор описания: Ростислав Кондратенко, Дмитрий Филимонов
Степень реконструкции: Полная
Последние изменения: 09.03.2019

Комментарий: в описании танца присутствуют постоянные отсылки как надо делать и как делают (делали) обычно, но как не надо. Исходя из этих комментариев можно восстановить как схему, предложенную Карозо, так и вероятную популярную схему. Ниже приведена схема Карозо с комментариями про вероятную исходную схему.

Схема танца:
Танец на трех кавалеров и трех дам.
В версии Карозо, судя по дальнейшему описанию, приглашенная кавалером дама стоит напротив него. В вероятной народной версии либо приглашения могло не быть (например сет собирал один из центральных танцоров после Ballo del Fiore [4] или Il Piantone) или же пары образовывали двое стоящих в середине, двое стоящих по левую руку от центральных и двое стоящих по правую руку от центральных, то есть крест накрест.

Исходная позиция

Кавалеры стоят в шеренгу в одном конце зала, дамы напротив них в другом конце зала. Кавалер и дама стоящие в центре ведут танец.

Поскольку шеренги постоянно меняются местами, удобно обозначать Кц – кавалера стоящего в данный момент в центре, Кл – кавалера слева от центрального (если центральный смотрит на линию дам) и Кп – кавалера стоящего справа от центрального и аналогично для дам: Дц, Дл, Дп.

Вступление ­— A
Такты 1-8 Riverenza grave.
Такты 9-16 2 Continenze влево и вправо.

Смены ­— AA
Такты 1-8 За 2 Seguiti Кц и Дц сходятся и делают meza Riverenza в конце второго Seguito, касаясь друг друга правыми ладонями.
Такты 9-16 За 2 Seguiti scorsi они меняются местами и переходят на места друг друга (К между двух Д, Д между двух К)
Такты 17-32 Боковые К и Д также меняются местами со стоящими напротив.

Catena ­— A
Такты 1-16 За 4 Seguiti scorsi кавалеры и дамы в своих линиях делают Catena. Кц поворачивается направо и начинает меняться правыми плечами с Кп, Дц — налево и начинает левыми плечами с Дл. На концах линии делается оборот через то же плечо, через которое была смена. Всего в каждой линии делается 4 смены. В результате Кп и Дл оказываются на центральных позициях.

Карозо пишет, что раньше все поворачивались налево. Если так делать, то после смен в центре окажутся Кл и Дл.

Смены ­и Catena — AAA AAA
Далее предыдущие две части повторяются еще два раза, пока все не вернутся на свои места в линиях. Оказывающиеся в центре должны разворачиваться в ту же сторону, что и начинавшие предыдущую фигуру. Во второй раз Кц после смены начинает Catena с Кл, а Дц с Дп. В третий раз снова Кц с Кп и Дц с Дл. Линии при этом поменяются местами.

Деталь про смену направления не описана у Карозо, однако без нее танцоры не возвращаются на места и не все побывают в центре. В случае вероятной народной версии, во второй раз центральные начинают о стоящим от них справа, а в третий снова со стоящим слева.

Первая Sciolta ­— BBB
Такты 1-8 Riverenza grave.
Такты 9-16 2 Continenze влево и вправо.
Далее следует Catenа на шестерых по длине зала. Начинают центральные, меняясь местами за правые руки, затем центральные со стоявшими слева за левые, затем со стоявшими справа за правые. На концах делается петелька вокруг левого плеча. В конце  все возвращаются на свои места в линиях, однако линии меняются местами.
Такты 17-20 Кц и Дц меняются местами за правую руку.
Такты 21-24
Кц и Дл, Дц и Кл меняются местами за левую руку, все выстраиваются в линию. В этот момент Кп и Дп удобно также подстроится в линию к ее концам.
Такты 25-28
Кц и Дп, Дл и Кл, Дц и Кп меняются местами за правую руку.
Такты 29-32
Дп и Кл, Дл и Кп меняются местами за левую руку, а Кц и Дц делают оборот вокруг левого плеча.
Такты 33-36
Кц и Кл, Дп и Кп, Дц и Дл меняются местами за правую руку.
Такты 37-40
Кц и Кп, Дц и Дп меняются местами за левую руку, а Кл и Дл делают оборот вокруг левого плеча.
Такты 41-44
Кл и Кп, Дп и Дл меняются местами за правую руку, причем Кл и Дл сразу идут на места слева от центральных в своей линии. Кц и Дц стоят на месте.
Такты 45-48
Кп и Дп доходят до своих мест в линиях, справа от центральных.
Карозо не указывает, на каких шагах исполнять эту catena. Исходя из шагов в первой фигуре логично предположить 8 Seguiti scorsi.

Первая Mutatione ­— C
Такты 1-4 Все делают Riverenza grave.
Такты 5-12 Все идут вперед 2 Seguiti scorsi и берутся за руки в кругу.
Карозо также описывает здесь “неправильный” вариант, когда делается 2 Continenze, и танцоры не успевают сформировать круг.

Вторая Sciolta ­— BBBB
В этой части Карозо приводит несколько вариантов исполнения.
Такты 1-16 8 Spezzati по кругу влево.
Вместо Spezzati можно сделать четыре раза связку из 2 Riprese влево и 2 Trabucchetti влево, либо просто 8 Riprese влево.
Такты 17-32 Круги как в Contrapasso [5]. За 2 Seguiti круг на месте вокруг левого плеча, с meza Riverenza в конце, за еще 2 Seguiti то же вокруг правого плеча.
Вместо кругов можно сделать 4 Seguiti 2 — назад вполоборота, 2 — вперед вполоборота (fiancheggiati).
Такты 33-48 8 Spezzati по кругу вправо.
Здесь Карозо не предлагает вариантов, но из текста описания можно предположить, что если на тт.1-16 делались Riprese и Trabuchetti или 8 Riprese, то здесь нужно повторить их вправо.
Такты 49-64 Круги как в Contrapasso [5], в процессе расходясь в 2 линии как на начале первой Sciolta.
Здесь Карозо также дает вариант из 4 Seguiti, который представляется более предпочитетльным.

Вторая Mutatione ­— C
Такты 1-6 Все К делают Riverenza grave.
Такты 7-12 Все Д делают Riverenza grave.

Завершение ­— B
Такты 1-4 За 2 Spezzati все делают круг вокруг левых плеч.
Такты 5-12 За 4 Spezzati центральный К подходит к центральной Д и берет ее правой рукой за левую, левый К подходит к левой Д (левая дама стоит от него “накрест”, а не напротив) и берет ее правой рукой за левую, правый К подходит к правой Д и берет ее правой рукой за левую.
Такты 12-16 Riverenza minima.

Вероятнее всего, Карозо забыл переделать эту часть и записал описание народной версии, где кавалеры с краев линии танцуют с дамами по диагонали от них. Если принять эту версию, то описание выше применимо для народной Фуриозо, а в версии Карозо кавалеры идут к дамам, стоящим напротив.