Источники изучения: Fabritio Caroso “Il Ballarino” (1581), “Nobiltà di Dame” (1600), Chigi ms. (circa 1560)
Этот танец присутствует также в обеих книгах Карозо. В “Il Ballarino” он озаглавлен как Contrapasso, в “Nobiltà di Dame” просто как Contrapasso Da Farsi In Ruota. Также в обоих книгах есть танец “Contrapasso nuovo” (в “Il Ballarino”) и Contrapasso nuovo da farsi in sesto (в “Nobiltà di Dame”), сочиненный Карозо под ту же музыку. Кроме того, танец contra passo есть в манускрипте Киджи (версия практически идентична обычному Contrapasso из “Il Ballarino”), танец Contrapasso in Sesto присутствует у Эрколе Сантуччи в Mastro da Ballo, а Contrapas есть в манускрипте Хатота Тарраго Questa carta de danses. Последние две версии сильно отличаются от описанных тут.
Версия Chigi предназначена для 4 пар в кругу, причем в одной из фигур есть взаимодействие всех партнеров. Версия в “Il Ballarino” предназначена для одной пары, а в “Nobiltà di Dame” для нескольких пар, стоящих в кругу. Тем не менее пары танцуют независимо. Упоминание танца на протяжении 40 лет и наличие версий на несколько пар может свидетельствовать о том, что танец пользовался большой популярностью. Также, в “Nobiltà di Dame” указано, что танец исполняется после “Il Piantone” или “Ballo del Fiore”. Все версии танца довольно похожи и можно предположить, что вариант исполнения в кругу из “Nobiltà di Dame” был создан для того, чтобы без изменения музыки одновременно его могли танцевать произвольное число пар.
Музыка имеет размер 3/4, состоит из 3х фрагментов A — 8т., B — 4т., C — 8т. Музыка должна исполняться в последовательности: AAA BBC BBC BBC AAAA BBC BBC BBC. Возможно, второй раз часть A исполняется не 4, а всего два раза.
Варианты названия: Контрапассо
Танец относится к: 1560-1605
Хореограф: Неизвестен
Автор описания: Ростислав Кондратенко, Дмитрий Филимонов
Последние изменения: 05.03.2024, перенесен 15.06.2016
Схема танца:
В начале описания танца в “Nobiltà di Dame” указано, что после окончания “Il Piantone” или “Ballo del Fiore“ оставшийся кавалер приглашает 3,4 или 6 дам и на одного меньше кавалеров, после чего они встают по кругу в парах и по сигналу первого кавалера начинается музыка.
Il Ballarino | Chigi | Nobiltà di Dame | ||
Исходное положение | К и Д в полоборота друг к другу держась за обычные руки | 4 пары в кругу, держась за обычные руки внутри каждой пары Построение и количество пар не описано и восстанавливается по дальнейшему описанию. |
Пары в кругу (К и Д чередуются в общем кругу), в полоборота к своему партнеру, держась за обычные руки внутри каждой пары | |
Музыка | Такты | Часть 1 (24 такта, музыка AAA) | ||
A | 1–8 | Riverenza и 2 Continenze (влево и вправо) | ||
A | 9–12 | С левой ноги вперед 2 Passi и Doppio Карозо упоминает Seguito вместо Doppio как неправильный вариант, но возможный вариант |
С левой ноги по кругу влево 2 Passi и Seguito | |
13–14 | Назад с правой 2 Passi | С правой ноги по кругу вправо 2 Passi и Seguito | ||
15–16 | 2 Riprese вправо | |||
A | 17–24 | Повтор тт. 9–16 | ||
Музыка | Такты | Часть 2 (48 тактов, музыка BBC BBC BBC) | ||
B | 1–4 | Взявшись за правые руки с партнером с левой ноги вращаться за 2 Passi и Seguito В “Il Ballarino” вместо Seguito, как равноправный вариант, указан Doppio |
||
B | 5–8 | Взявшись за левые руки с партнером с правой ноги вращаться за 2 Passi и Seguito В “Il Ballarino” вместо Seguito, как равноправный вариант, указан Doppio |
||
C | 9–12 | На месте полный оборот вокруг левого плеча с левой ноги 2 Seguti, в конце второго сделать небольшую Riverenza | На месте полный оборот вокруг левого плеча с левой ноги 2 Passi и Seguto, в конце второго сделать небольшую Riverenza | |
13–16 | На месте полный оборот вокруг правого плеча с правой ноги 2 Seguti, в конце второго сделать небольшую Riverenza | На месте полный оборот вокруг правого плеча с левой ноги 2 Passi и Seguto, в конце второго сделать небольшую Riverenza | ||
BB | 17–24 | Повтор тт. 1–8, но берясь за предплечья, а не за руки | ||
С | 25–32 | Повтор тт. 9–16 | С левой ноги 2 Seguiti назад в диагональ и 2 Seguti вперед в диагональ. Продвижение вперед-назад должно быть небольшим | |
BB | 33–40 | Повтор тт. 1–8, но берясь за обе руки | ||
C | 41–48 | Кавалер: С левой ноги 2 Seguiti назад в диагональ и 2 Seguti вперед в диагональ Дама: Повтор тт. 9–16 |
Повтор тт. 9–16 | Повтор тт. 25–32 |
Музыка | Такты | Часть 3 (32 такта, музыка AAAA) | ||
A | 1–8 | 8 Seguiti вперед, держась за обычные руки, проходя по залу | За 8 Seguiti, начиная с левой, сделать Catena по кругу, начиная правой рукой со своим партнером | 2 Seguiti по кругу влево с левой ноги |
A | 9–16 | 2 Passi и Saffice по кругу влево с левой ноги | ||
AA | 17–32 | Повтор тт. 1–16 по кругу вправо с правой ноги | ||
Здесь приходится делать шаги в два раза медленнее, но количество шагов и повторений музыки указывает именно на такое исполнение, хотя отдельных указаний на это в тексте нет и шаги названы также как и в остальном танце. Но в “Il Ballarino” в описании “Contrapasso nuovo” указаны Seguiti grave на этой части. Возможно, второй раз часть A исполняется не 4, а всего два раза и тогда все шаги получаются с обычной скоростью. | ||||
Музыка | Такты | Часть 4 (48 тактов, музыка BBC BBC BBC) | ||
BB | 1–8 | Riverenza и 2 Continenze (влево и вправо) | ||
C | 9–16 | Повтор тт. 9–16 из части 2 | ||
B | 17–20 | Лицом друг к другу, кавалер вперед, а дама назад с левых ног 2 Passi и Doppio Как равноправный вариант, указан Seguito |
Лицом друг к другу, кавалер вперед, а дама назад с левых ног 2 Passi и Seguito | Лицом друг к другу, кавалер вперед, а дама назад с левых ног 2 Passi и Doppio Seguito указан как ошибочный вариант |
B | 21–24 | Лицом друг к другу, кавалер назад, а дама вперед с правых ног 2 Passi и Doppio Как равноправный вариант, указан Seguito |
Лицом друг к другу, кавалер назад, а дама вперед с правых ног 2 Passi и Seguito | Лицом друг к другу, кавалер назад, а дама вперед с правых ног 2 Passi и Doppio Seguito указан как ошибочный вариант |
C | 25–32 | Повтор тт.25–32 из части 2 | Повтор тт. 25–32 из части 2 | |
B | 33–36 | Кавалер делает Riverenza с левой, затем дама также делает Riverenza с левой | 2 Continenze (влево и вправо) | |
B | 37–40 | С левой ноги 2 Seguiti назад в диагональ | ||
C | 40–44 | Повтор тт.41–48 из части 2 | Повтор тт.41–48 из части 2 | 2 Puntati вперед с левой |
45–48 | Кавалер целует свою руку и подает ее даме. Взявшись с партнером за обычные руки все завершают танец Riverenza. | |||
Кавалер целует свою руку и подает ее даме. Взявшись с партнером за обычные руки все завершают танец Riverenza. |