Contrapasso (da farsi in due, da farsi in ruota)

Источники изучения: Fabritio Caroso “Il Ballarino” (1581), “Nobiltà di Dame” (1600), Chigi ms. (circa 1560)

Этот танец присутствует также в обеих книгах Карозо. В “Il Ballarino” он озаглавлен как Contrapasso, в “Nobiltà di Dame” просто как Contrapasso Da Farsi In Ruota. Также в обоих книгах есть танец “Contrapasso nuovo” (в “Il Ballarino”) и Contrapasso nuovo da farsi in sesto (в “Nobiltà di Dame”), сочиненный Карозо под ту же музыку. Кроме того, танец contra passo есть в манускрипте Киджи (версия практически идентична обычному Contrapasso из “Il Ballarino”), танец Contrapasso in Sesto присутствует у Эрколе Сантуччи в Mastro da Ballo, а Contrapas есть в манускрипте Хатота Тарраго Questa carta de danses. Последние две версии сильно отличаются от описанных тут.

Версия Chigi предназначена для 4 пар в кругу, причем в одной из фигур есть взаимодействие всех партнеров. Версия в “Il Ballarino” предназначена для одной пары, а в “Nobiltà di Dame” для нескольких пар, стоящих в кругу. Тем не менее пары танцуют независимо. Упоминание танца на протяжении 40 лет и наличие версий на несколько пар может свидетельствовать о том, что танец пользовался большой популярностью. Также, в “Nobiltà di Dame” указано, что танец исполняется после “Il Piantone” или “Ballo del Fiore”. Все версии танца довольно похожи и можно предположить, что вариант исполнения в кругу из  “Nobiltà di Dame” был создан для того, чтобы без изменения музыки одновременно его могли танцевать произвольное число пар.

Музыка имеет размер 3/4, состоит из 3х фрагментов A — 8т., B — 4т., C — 8т. Музыка должна исполняться в последовательности: AAA BBC BBC BBC AAAA BBC BBC BBC. Возможно, второй раз часть A исполняется не 4, а всего два раза.
Варианты названия: Контрапассо
Танец относится к: 1560-1605
Хореограф: Неизвестен
Автор описания: Ростислав Кондратенко, Дмитрий Филимонов
Последние изменения: 05.03.2024, перенесен 15.06.2016

Схема танца:

В начале описания танца в “Nobiltà di Dame” указано, что после окончания “Il Piantone” или Ballo del Fiore оставшийся кавалер приглашает 3,4 или 6 дам и на одного меньше кавалеров, после чего они встают по кругу в парах и по сигналу первого кавалера начинается музыка.

Il Ballarino Chigi Nobiltà di Dame
Исходное положение К и Д в полоборота друг к другу держась за обычные руки 4 пары в кругу, держась за обычные руки внутри каждой пары
Построение и количество пар не описано и восстанавливается по дальнейшему описанию.
Пары в кругу (К и Д чередуются в общем кругу), в полоборота к своему партнеру, держась за обычные руки внутри каждой пары
Музыка Такты Часть 1 (24 такта, музыка AAA)
A 1–8 Riverenza и 2 Continenze (влево и вправо)
A 9–12 С левой ноги вперед 2 Passi и Doppio
Карозо упоминает Seguito вместо Doppio как неправильный вариант, но возможный вариант
С левой ноги по кругу влево 2 Passi и Seguito
13–14 Назад с правой 2 Passi С правой ноги по кругу вправо 2 Passi и Seguito
15–16 2 Riprese вправо
A 17–24 Повтор тт. 9–16
Музыка Такты Часть 2 (48 тактов, музыка BBC BBC BBC)
B 1–4 Взявшись за правые руки с партнером с левой ноги вращаться за 2 Passi и Seguito
В “Il Ballarino” вместо Seguito, как равноправный вариант, указан Doppio
B 5–8 Взявшись за левые руки с партнером с правой ноги вращаться за 2 Passi и Seguito
В “Il Ballarino” вместо Seguito, как равноправный вариант, указан Doppio
C 9–12 На месте полный оборот вокруг левого плеча с левой ноги 2 Seguti, в конце второго сделать небольшую Riverenza На месте полный оборот вокруг левого плеча с левой ноги 2 Passi и Seguto, в конце второго сделать небольшую Riverenza
13–16 На месте полный оборот вокруг правого плеча с правой ноги 2 Seguti, в конце второго сделать небольшую Riverenza На месте полный оборот вокруг правого плеча с левой ноги 2 Passi и Seguto, в конце второго сделать небольшую Riverenza
BB 17–24 Повтор тт. 1–8, но берясь за предплечья, а не за руки
С 25–32 Повтор тт. 9–16 С левой ноги 2 Seguiti назад в диагональ и 2 Seguti вперед в диагональ. Продвижение вперед-назад должно быть небольшим
BB 33–40 Повтор тт. 1–8, но берясь за обе руки
C 41–48 Кавалер: С левой ноги 2 Seguiti назад в диагональ и 2 Seguti вперед в диагональ
Дама: Повтор тт. 9–16
Повтор тт. 9–16 Повтор тт. 25–32
 
Музыка Такты Часть 3 (32 такта, музыка AAAA)
A 1–8 8 Seguiti вперед, держась за обычные руки, проходя по залу За 8 Seguiti, начиная с левой, сделать Catena по кругу, начиная правой рукой со своим партнером 2 Seguiti по кругу влево с левой ноги
A 9–16 2 Passi и Saffice по кругу влево с левой ноги
AA 17–32 Повтор тт. 1–16 по кругу вправо с правой ноги
Здесь приходится делать шаги в два раза медленнее, но количество шагов и повторений музыки указывает именно на такое исполнение, хотя отдельных указаний на это в тексте нет и шаги названы также как и в остальном танце. Но в “Il Ballarino” в описании “Contrapasso nuovo” указаны Seguiti grave на этой части. Возможно, второй раз часть A исполняется не 4, а всего два раза и тогда все шаги получаются с обычной скоростью.
Музыка Такты Часть 4 (48 тактов, музыка BBC BBC BBC)
BB 1–8 Riverenza и 2 Continenze (влево и вправо)
C 9–16 Повтор тт. 9–16 из части 2
B 17–20 Лицом друг к другу, кавалер вперед, а дама назад с левых ног 2 Passi и Doppio
Как равноправный вариант, указан Seguito
Лицом друг к другу, кавалер вперед, а дама назад с левых ног 2 Passi и Seguito Лицом друг к другу, кавалер вперед, а дама назад с левых ног 2 Passi и Doppio
Seguito указан как ошибочный вариант
B 21–24 Лицом друг к другу, кавалер назад, а дама вперед с правых ног 2 Passi и Doppio
Как равноправный вариант, указан Seguito
Лицом друг к другу, кавалер назад, а дама вперед с правых ног 2 Passi и Seguito Лицом друг к другу, кавалер назад, а дама вперед с правых ног 2 Passi и Doppio
Seguito указан как ошибочный вариант
C 25–32 Повтор тт.25–32 из части 2 Повтор тт. 25–32 из части 2
B 33–36 Кавалер делает Riverenza с левой, затем дама также делает Riverenza с левой 2 Continenze (влево и вправо)
B 37–40 С левой ноги 2 Seguiti назад в диагональ
C 40–44 Повтор тт.41–48 из части 2 Повтор тт.41–48 из части 2 2 Puntati вперед с левой
45–48 Кавалер целует свою руку и подает ее даме. Взявшись с партнером за обычные руки все завершают танец Riverenza.
Кавалер целует свою руку и подает ее даме. Взявшись с партнером за обычные руки все завершают танец Riverenza.

 

Добавить комментарий