Автор: Мачехин Алексей
Год публикации: 2009
Примечание: 21.07.2009
Последние изменения: 21.07.2009
Автор: Алексей Мачехин (Гарольд)
Танец La Boulanger (Булочница), очевидно, французского происхождения, в Англии начала ХІХ века на равне с Sir Roger de Coverly, играл роль завершающего вечер танца, в котором принимали участие все участники бала. Такая же роль у этого веселого, динамичного танца оставалась и во Франции на протяжении всего ХІХ века.
Наиболее известные упоминания танца в начале ХІХ века связаны с Джейн Остин. В своем письме 5 сентября 1796 года к своей сестре Кассандре она пишет [9]:
В субботу мы были на балу, уверяю тебя.
Мы пообедали в Гуднестоне, и вечером я танцевала два контрданса и Буланже. Я открыла бал с Эдвардом Бриджсом. В других парах были Люис Кейдж и Гарриет, Френк и Луиза, Фанни и Джордж. Элизабет сыграла один контрданс, леди Бриджс — другой, попросив Генри станцевать с ней, а мисс Финч играла Буланже.
Приглашение на два контрданса подряд — обыкновенная практика в Англии конца XVIII — начала ХІХ века. Таким образом, мисс Дж. Остин пригласили дважды — на контрдансы и на Буланже, заключительный танец бала.
Этот же танец мы встречаем на балу в романе Гордость и Предубеждение, где он танцуется после шестой пары контрдансов:
…Зато когда стала танцевать Джейн, он как будто весь загорелся. Разузнал, кто она такая, попросил, чтобы его ей представили, и тут же пригласил ее на следующие два контрданса. В третьей паре танцев его партнершей была мисс Кинг, в четвертой – Мария Лукас, в пятой еще раз Джейн, в шестой – Лиззи; Буланже он танцевал…
Позднее этот танец вошел в некоторые кадрили и часто использовался в качестве финальной фигуры [1].
На данный момент в открытом доступе находится одно описание танца времен Остин, по которому возможно реконструировать Буланже:
Описание 1. Предположительно Англия, неизвестный источник конца XVIII века [2]
NB: Танец может танцеваться любым количеством пар.
Все пары встают как в котильонах и делают Grand Rond и назад за первую часть мелодии. Затем 1-я дама кружится со 2-м кавалером за правую руку и со своим партнером за левую. Затем с 3-м кавалером за правую и своим партнером за левую и т.д. с каждым кавалером пока не вернется на свое место. За вторую часть мелодии каждая дама танцует такую же фигуру, затем кавалеры танцуют эту же фигуру.
Следуя описанию, танец можно реконструировать следующим образом:
1 часть (16 тактов): Все пары, взявшись за руки, Grand Rond (по кругу влево и вправо до своих мест)
2 часть (музыканты играют вторую часть мелодии до завершения фигуры)
Такты 1-4 Д1 подает правую руку правому кавалеру и танцует с ним turn. К1 тем временем выходит в центр круга.
Такты 5-8 Д1 и К1 turn за левые руки.
Такты 9-12 Д1 и К3 turn за правые руки.
и т.д. до своих мест.
После завершения второй части танец начинается сначала, но ведущей во второй части выступает уже вторая дама.
Когда все дамы станцуют фигуру, танец продолжают кавалеры. В какую сторону и за какую руку они идут — из приведенного описания неочевидно.
Рассмотрим более поздние описания танца:
Описание 2. США, 1847 [3]:
Описана Фигура Le Boulanger в мазурочной кадрили:
1. Grand Rond как прежде.
2. Все восемь Tour sur Place. (Восемь тактов)
3. Все восемь holubiec. (Восемь тактов)
4. Ведущая пара вращаясь за левую руку выходит в центр Кадрили; джентльмен затем танцует шен, (как в Французском фигуре le boulanger) вращаясь с дамой справа за правую руку и затем со своей партнершей за левую, далее с третьей и четвертой дамой и его собственной дамой последовательно, по возможности поддерживая шен.
5. Tour sur Place. (Восемь тактов) соло.
6. Holubiec. (Восемь тактов) соло.
Вторые, третьи, и четвертые пары выполняют те же фигуры поочередно.
Описание 3. Англия, 1873 [4]:
Описан танец La Boulangère (1, 2, 3):
La Boulangère – очень старый французский танец, который сегодня, как в нашей стране Sir Roger de Coverley, обычно играет роль завершающего танца бала.
Кавалеры и их дамы становятся в круг. Кавалеры — лицом внутрь, а дамы — из круга.
Все танцуют держась за руки один круг, и после возвращения на свои места ведущая пара начинает фигуру.
Партнеры берутся за правые руки, кавалер танцует со своей дамой один оборот и затем оставляет ее. После того, левой рукой он берет левую руку следующей дамы, кружится с ней также как и со своей. Затем возвращается к своей даме и подает ей, как и раньше, правую руку; затем за левую с очередной дамой и т.д. до конца, всегда поочередно танцуя со своей партнершей, которая сопровождает его внутри круга. Когда эта пара занимает свое место, все, как вначале, берутся за руки и танцуют полный круг. После этого следующая пара справа танцует ту же фигуру.
Когда компания велика, две противостоящие пары пары могут начинать одновременно.
После этого дамы танцуют эту же фигуру.
Описание 4. Франция, 1870е – 1900е [5][6][8]:
Описан Танец De La Boulangère (L’Ancienne Boulangère) (1, 2, 3, 4)
Этот старинный танец, или скорее хоровод, был восстановлен и вновь часто использован в течение уже нескольких лет на домашних и даже больших балах, даже в замке Компьен на императорских празднествах. Раньше его очень любили крестьяне и мелкие мещане, которые предавались ему с искренней радостью. Танец очень популярен в настоящее время на детских балах, как и следующий хоровод Перезвон Дюнкерка.
Сначала танцоры, идя по кругу, пели известные слова:
La boulangère a des écus
Qui ne lui coûtent guère
Elle en a, je les ai vus,
J’ai vu la boulangère.
J’ai vu
J’ai vu la boulangère.
Не будем приводить продолжение и вернемся в теорию:
Любое количество пар становится по кругу и берутся за руки.
После того, как пары, повернувшись, протанцуют круг направо и налево, ведущая пара выходит в середину круга. Кавалер кружится со своей дамой, подав ей правую руку и оставляет ее в центре, затем со второй дамой за левую руку, потом снова со своей дамой и так далее со всеми дамами. Когда он возвращается на свое место, танцоры снова танцуют круг направо и налево, после чего вторая пара выходит в центр чтобы повторить движения первой. Таким образом, фигура выполняется всеми танцорами поочередно.
Если количество пар не слишком большое, танец можно возобновить, оставляя кавалера в середине круга. В этом случае дама кружится со всеми кавалерами за левую руку и со своим, соответственно, за правую.
Можно еще немного оживить танец, держась за обе руки. Часто его даже танцуют, удерживая друг друга под локоть.
От более поздних вариаций танца раннюю версию отличают две особенности:
1. Танец начинает дама.
На равне с традицией приглашения сразу на два контрданса, ведущая роль дамы является характерной чертой английских танцев начала ХІХ века.
2. Дама начинает танцевать сразу с чужим кавалером
Как видно из приведенных выше поздних описаний, во второй половине ХІХ века танец начинался с выхода ведущей пары в центр, оборачиваясь за правые руки, и лишь затем ведущий кавалер переходил к Д2, подавая ей левую. Однако в случае, когда танец начинает дама, выход в центр и вращение со своим партнером теряет смысл, поскольку следующий партнер уже находится рядом с дамой. Вероятно, по этой причине в Описании 1 мы видим танец без этой фигуры.
Приняв во внимание поздние описания, вторую часть (с участием кавалеров) можно реконструировать следующим образом:
2 часть (музыканты играют вторую часть мелодии до завершения фигуры)
Такты 1-4 К1 подает правую руку своей даме и танцует с ней turn, выходя в центр круга.
Такты 5-8 К1 и Д2 turn за левые руки.
Такты 9-12 Д1 и К1 turn за правые руки.
и т.д. до своих мест.
При этом К1 занимает свое место сразу после кружения с последней дамой, не делая последний оборот со своей за правые руки. В противном случае, длина мелодии для второй части увеличится на 4 такта.
С другой стороны, для танцев конца XVIII – нач. ХІХ века характерной чертой было сохранение правильного, симметричного геометрического рисунка, а в некоторых поздних вариантах La Boulanger кавалеры идут в противоположную от дам сторону:
Описание 5. Франция, 1877 [7]:
Описан танец La Boulangère (1, 2):
Для того, чтобы стацевать La Boulangère, по меньшей мере четыре пары образовывают круг держась за руки, дамы справа от своих кавалеров.
В танце могут принять участие все присутствующие пары, становясь общий круг:
1. Со своих мест, сужая круг, четыре шага вперед, затем четыре шага назад расширяя круг (4 такта);
2. В широком кругу кавалеры подают свои правые руки дамам слева и кружатся с ними на восемь шагов, поворачиваясь слева направо. В конце оборота дамы оказывается справа от кавалеров (4 такта);
3. Дамы и кавалеры снова формируют круг и возобновляют танец. Таким образом дамы проходят круг вправо, кружась за каждый раз с новым кавалером, и кавалеры, обходят круг влево, каждый раз сменяя даму.
4. Когда кавалеры вновь встречают своих дам, они до конца музыки танцуют несколько туров вальса в два па, польки или галопа.
Танец танцуется только в близких компаниях.
Описание 6. Франция, 1870-е[8]:
Описана фигура Boulangere в пятой части Американской кадрили:
Все пары, взявшись в кругу за руки, идут в центр и назад, после чего отпускают руки. Все кавалеры подают руки дамам слева и танцуют с ними полтора оборота, оставляя справа от себя. Затем все пары снова берутся за руки кругу и так далее кавалеры поочередно танцуют с левыми от себя дамами, оставляя их справа. Встретив своих кавалеров, дамы кружатся с ними и затем партнеры приветствуют друг друга.
Исходя из приведенных описаний реконструкция второй части танца возможна в таком варианте:
2 часть (музыканты играют вторую часть мелодии до завершения фигуры)
Такты 1-4 К1 подает левую руку стоящей слева даме и танцует с ней turn, тем временем Д1 выходит в центр круга.
Такты 5-8 К1 и Д1 turn за правые руки.
Такты 9-12 К1 и вторая слева дама turn за левые руки.
и т.д. до своих мест.
Таким образом сохраняется точное соответствие фигур кавалеров и дам, но нарушается чередование партнеров.
В любом случае, право выбора варианта реконструкции этого танца остается за преподавателями. В нашей студии разобран второй вариант:
1 часть (16 тактов): Все пары, взявшись за руки, Grand Rond (по кругу влево и вправо до своих мест)
2 часть (музыканты играют вторую часть мелодии до завершения фигуры)
Такты 1-4 Д1 подает правую руку правому кавалеру и танцует с ним turn. К1 тем временем выходит в центр круга.
Такты 5-8 Д1 и К1 turn за левые руки.
Такты 9-12 Д1 и К3 turn за правые руки.
и т.д. до своих мест.
После завершения второй части танец начинается сначала (Grand Rond), но ведущей выступает уже вторая дама.
Когда все дамы станцуют фигуру, танец продолжают кавалеры:
2 часть (музыканты играют вторую часть мелодии до завершения фигуры)
Такты 1-4 К1 подает левую руку стоящей слева даме и танцует с ней turn, тем временем Д1 выходит в центр круга.
Такты 5-8 К1 и Д1 turn за правые руки.
Такты 9-12 К1 и вторая слева дама turn за левые руки.
и т.д. до своих мест.
Танец завершается повторением первой части.
Ускоренный Вариант: когда танец танцует большое количество пар, прохождение по кругу с оборотом на 4 такта обычно затягивается. Убыстрить танец можно сократив оборот до двух тактов, изменив при этом руки: ведущая дама подает кавалерам левую, а своему кавалеру правую. Ведущий кавалер, соответственно, подает даме слева правую и ведущей даме левую руку.
Если в танце принимает участие большое количество пар, он может начинаться одновременно двумя противостоящими или тремя равноудаленными парами.
[1] Frazer, Lilly Grove, Lady. Dancing, by Mrs. Lilly Grove, F.R.G.S., and other writers, with musical examples. Illustrated by Percy Macquoid and by numerous reproductions of engravings, prints and photographs. London. 1907
[2] Собрание изображений конца XVIII – начала XIX веков на pemberley.com
[3] Leaflets of the ball room Philadelphia, New York. ~1847.
[4] Coulon, Eugène. Coulon’s Hand-book Containing All the Last New and Fashionable Dances, and also Some Important Remarks on Dancing & Deportment. Dedicated to His Pupils, London. 1873.
[5] Giraudet, Eugène. La danse, la tenue, le maintien, l’hygiène & l’éducation, seul guide complet approuvé par l’Académie renfermant 1,000 danses de tous les pays du monde pour salons, grands bals.. (Paris. 1885-1900)
[6] Desrat, G. Traité de la danse contentant la théorie et l’histoire des danses anciennes et modernes avec toute les figures les plus nouvelles du cotillon. . (Paris. 190-?)
[7] Paul, F. Le cotillon et les quadrilles actuels, traité théorique et pratique. , Paris. 1877.
[8] Giraudet, Eugène Traité de la danse; seul guide complet renfermant 200 danses… (Paris. 187-)
[9] Jane Austen. Letters of Jane Austen, 1884.
Написал(а): Таинственный незнакомец | 28.05.2010 в 13:33
–
//Описание 1. Предположительно Англия, неизвестный источник конца XVIII века [2]
NB: Танец может танцеваться любым количеством пар.
Все пары встают как в котильонах и делают Grand Rond и назад за первую часть мелодии. Затем 1-я дама кружится со 2-м кавалером за правую руку и со своим партнером за левую. Затем с 3-м кавалером за правую и своим партнером за левую и т.д. с каждым кавалером пока не вернется на свое место. За вторую часть мелодии каждая дама танцует такую же фигуру, затем кавалеры танцуют эту же фигуру.
Следуя описанию, танец можно реконструировать следующим образом:
1 часть (16 тактов): Все пары, взявшись за руки, Grand Rond (по кругу влево и вправо до своих мест)
Гарольд, а почему 16 тактов на 1 часть??? По нотации вижу там 8 тактов.
Написал(а): Алексей Мачехин | 28.05.2010 в 13:39
–
По нотам 16. Где 8? 8 только до первой репризы.
Написал(а): Артур | 28.05.2010 в 13:57
–
Да, до репризы, но там же написано, гранд ронд – это первая часть мелодии. Очевидно вторая, та, что с репризой – это все эти турне.
Написал(а): Алексей Мачехин | 28.05.2010 в 13:58
–
Правильно. Но вот только реприза обозначает повторение предыдущего фрагмента. Нес па?
Написал(а): Артур | 28.05.2010 в 14:18
–
Повторение заключенного в рамки репризы фрагмента. Но тут ты прав, эта реприза явно указывает и вперед и назад. А не может быть так, что первые 8 тактов стоим и кланяемся как во французских кадрилях? Это все к чему, больно длинный гранд ронд выходит. Такое встречается в других танцах? В 8-риле он на 8 тактов. В русской кадрили тоже…
Еще вопрос:
//После завершения второй части танец начинается сначала
Почему сначала, а не со второй части?
Написал(а): Алексей Мачехин | 28.05.2010 в 15:29
–
Повторение заключенного в рамки репризы фрагмента. Но тут ты прав, эта реприза явно указывает и вперед и назад. А не может быть так, что первые 8 тактов стоим и кланяемся как во французских кадрилях? Это все к чему, больно длинный гранд ронд выходит
Его длинность можно оценить только с т.з. практики французских кд второй половины 18 века. Мне кажется, этот блок не разработан.
Да и не длинный он. Нормально, особенно когда много пар.
Почему сначала, а не со второй части?
а почему нет? что указывает на обратное?
Написал(а): Артур | 28.05.2010 в 16:32
–
Да, не разработан… Роджерс правда утверждает, что любая кадриль (под кадрилью понимается элемент кадрильного сета – то есть по сути котильон) начинается с 8-тактового вступления для поклонов. Хотя он говорит о 1800х, а не 18 веке… А вы поклоны до музыки делаете?
По поводу второй части. В источнике 18 века не вижу указаний на повтор первой части. Спосле прихода первой пары на место сказано плд втрую часть мелодии танцевать следующей.
Написал(а): Алексей Мачехин | 28.05.2010 в 21:39
–
А вы поклоны до музыки делаете? – Да, но не на 8 тактов, а именно до музыки.
В источнике 18 века не вижу указаний на повтор первой части. – а видишь где-то, что первая не повторяется?
Вместе с тем:
Когда эта пара занимает свое место, все, как вначале, берутся за руки и танцуют полный круг.
Когда он возвращается на свое место, танцоры снова танцуют круг направо и налево, после чего вторая пара выходит в центр, чтобы повторить движения первой.
Артур, ты или не читаешь полностью выложенный материал, или намеренно просишь озвучивать очевидные вещи.
Написал(а): Артур | 29.05.2010 в 13:31
–
Я имел ввиду именно только вот этот источник:
Описание 1. Предположительно Англия, неизвестный источник конца XVIII века [2]
В поздних да, я вижу, но меня инетересует Булочница на ампир…