Английские танцевальные карикатуры первой четверти XIX века

Автор: Сальникова Юлия
Год публикации: 2009
Примечание: Материалы II конференции по истории танца

Переход Суворова Через Альпы
рис 1.

Карикатура (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать) — способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в Карикатуре сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под Карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой.

В более узком смысле Карикатура — особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет Карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов

Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале XIX в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й половине XVIII в. картины и гравюры Уильяма. Хогарта (см. рис.2) , высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские профессиональные графики-карикатуристы 2-й половины XVIII — начала XIX вв. Джеймс. Гилрей (см. рис 3), Томас Роулендсон (см. рис 4), Джордж Крукшанк (см. рис 5) выработали свой тип карикатуры: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английских карикатур не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской карикатуры.

Уильям Хогарт
рис. 2 (Уильям Хогарт, «Юный наследник, 1735»

Джеймс Гилрей
рис. 3 (Джеймс Гилрей, «Грядущая женская мода», 1796)

Томас Роулендсон
рис. 4 (Томас Роулендсон, «Водянка, ищущая расположения чахотки», 1810)

Джордж Крукшенк
рис. 5 (Джордж Крукшенк, «Жизнь в Лондоне», 1830)
* * *


рис. 6 (Роберт Крукшенк, «Городской бал в Мэнсон Хаусе»)

Итак, мы поняли, что карикатура являлась значительной частью искусства рассматриваемого нами периода, то есть начала XIX века, и отражала различные социальные явления в основном верхних слоев общества. Танцы же являлись без сомнения значительной частью жизни данного общества, и привлекали почему-то внимание в основном не художников, а карикатуристов. Сохранилось достаточно большое количество танцевальных карикатур от ведущих карикатуристов того времени (Роберта и Джорджа Крукшенксов, Джеймса Гиллрея и др.)

При попытке классифицировать имеющиеся карикатуры по типам танцев, популярным в то время, получим, что примерно тридцать процентов карикатур посвящены вальсам, что в общем-то не удивительно, ибо вальс, как нечто новое и только что зародившееся (вальс появился в конце XVIII века), не мог не привлекать внимание (см. рис 7, рис. 8, рис. 9 и рис. 10). К тому же нельзя не отметить, что вальс в Англии приживался весьма не гладко, его появление на балах вызывало не только восторг, но и серьезные возражения. Вот как писал о нем Байрон в «Поездке Сатаны»:

«Тут раздался приятной музыки звук:
Кавалеры дам ангажировали.
Сатана увидел, как все вокруг
Внезапно вдруг завальсировали.
Сатане стало даже слегка страшновато:
«В разгар подобных утех
Если вальс затанцуют мои дьяволята,
Впадут они в плотский грех.
А плоть — хоть чураюсь я этой греховности —
В моем королевстве — угроза духовности».

Так же надо сказать, что большинство вальсовых карикатур посвящены определенному вальсу — La Sautesse, он был с прыжками и в неопытном исполнении выглядели весьма комично.


рис. 7 (Александр Андерсон, «Вальс», 1820)


рис. 8 (Роберт Крукшенк, «Бал»)


рис. 9 (Джеймс Гиллрей, «Вальс», 1810)


рис. 10 (Джордж Крукшенк, «Долгота и широта Петербурга», 1813)

Столько же, то есть примерно тридцать процентов, посвящено кадрилям, которые, видимо, были весьма популярны (рис. 11, рис. 12, рис. 13). Кадрили были не просто новыми танцами, но танцами, заимствованными из Франции, а все французское напоминало англичанам о Наполеоне и Ватерлоо. Эти новые танцы начали вытеснять родные для англичан контрдансы, что само по себе уже порождало желание их высмеять. К тому же фигуры, использовавшиеся в кадрилях, в основном были незнакомыми и малопривычными, например, дозадо в Англии было известно, но танцевалось крайне редко.


рис. 11(Чарльз Вильямс,»Семейное исполнение кадрили «, 1813 г.)


рис. 12 (Джордж Крукшенк, «Дозадо, случай в кадрили», 1817)


рис. 13 (Роберт Крукшенк, «Мулине»)

Примерно пятнадцать процентов было посвящено неформальным или крестьянским танцам (см. рис. 14, рис. 15)


рис. 14 (Томас Роулендсон, «Деревенский танец», 1810)


рис. 15 («Неформальные танцы в гостиной», 1810 год)

Те же пятнадцать процентов посвящены общему ходу бала, в котором сложно выделить какой-то конкретный танец (см. рис 16)


рис. 16 (Джордж и Роберт Крукшенки, «Том, Джерри и логика на вечере в Воксхолле», 1821)

Пять процентов карикатур посвящены менуэту, который был не очень популярен в рассматриваемый период (см. рис. 17).


рис. 17 (Дж. Уильямс, «Девонширский менуэт»)

И, наконец, пять процентов карикатур посвящены контрдансам. Однако нельзя сказать, что контрдансы были так уж не популярны в начале XIX века, а малое количество карикатур объясняется, скорее, тем, что они просто не казались художникам смешными, так как были для Англии родными. Тем не менее, встречаются достаточно интересные работы (см. рис. 18).


рис. 18 («Точки», 1817)

Так же отдельно хотелось бы продемонстрировать карикатуру на обучение академическим танцам (см. рис. 19).


рис. 19

Одна из причин такой привлекательности танцев для карикатуристов состоит в том, что параллельно с танцем осмеянию порою подвергалась мода того времени.Она одновременно и подчеркивала фигуру, и делала ее весьма гротескной — у дам высокая талия, буфы на плечах и перетянутая талия у кавалеров. При такой моде хореографические тонкости вальса или кадрили выглядели, в зависимости от танцора, или очень хорошо, или очень плохо, что только увеличивало пыл карикатуристов.

Так же стоит отметить то, что даже рисунки, не подразумевавшие в себе сатиры, и нормальные танцевальные иллюстрации того времени имеют признаки карикатурности. (см. рис. 20, 21, 22)


рис. 20 (Обложка к «Правильному исполнению немецкого и французского вальса» Вилсона)


рис. 21 («Кадриль»)


рис. 22 (Бал в Шотландии)

Использованные материалы:

http://memory.loc.gov/

Добавить комментарий