Автор: Деркач Мария
Год публикации: 2012
Примечание: 04.02.2012
Автор: Деркач Мария
Последние изменения: 04.02.2012
Перевод главы XVI из книги Пьера Рамо «Учитель танцев» 1725 г.
Мне показалось, что я не могу давать описание церемоний и правил частных балов, пока не упомяну Большой Королевский Бал, поскольку он, будучи развлечением людей первого ранга, должен служить образцом прочих частных балов, как по установленному порядку, так и в манерах и вежливости, которых там придерживаются.
Во-первых, следует знать, что в Круг допускаются только Принцы и Принцессы Крови, герцоги и герцогини и после них другие придворные кавалеры и дамы, которые располагаются согласно их рангу, дамы сидят спереди, кавалеры — сзади дам: хотя я их и изобразил стоя, но это я сделал для того, чтобы было меньше путаницы среди групп фигур, и чтобы они были более различимы.
После того, как все заняли свои места, когда Его Величество желает начать, он1 встает, и все придворные делают то же самое.
Король располагается в той части залы, из которой удобнее всего начинать танцевать (т.е. со стороны Оркестра). Во времена расцвета Короля2, Его Величество начинал танцевать с Королевой, а при ее отсутствии — с первой Принцессой Крови. Они вставали первыми, а за ними располагались все остальные в колонну согласно своему рангу. А именно Монсеньор и Мадам Дофин3, Месье и Мадам4, потом другие дамы и кавалеры. Все кавалеры с левой стороны, дамы — с правой. И в том же порядке делался реверанс друг перед другом. После этого Его Величество и его Дама вели бранль — танец, которым начинались все придворные балы. Все Кавалеры и Дамы следуют за их Величествами, каждый на своей стороне, и в конце куплета Король и Королева становятся в конец колонны, а та пара, которая стояла за их Величествами, в свою очередь, ведет бранль. Потом они становятся после Короля и Королевы, и остальные пары последовательно ведут бранль до тех пор, пока Их Величества не станут опять первыми. После этого они танцуют Гавот в том же порядке, что и бранль, и точно также каждая пара, побывав впереди, уходит в конец колонны. И после окончания бранлей, прощаясь, все делают такие же реверансы, как и перед началом танцев.
После этого идут танцы на двоих. Когда-то это была куранта, которая шла после бранлей и которую Людовик XIV, светлой памяти, танцевал лучше, чем кто-либо при Дворе, но об этом я скажу позже. А сейчас после бранлей танцуется менуэт.
Потому после того, как Король станцевал первый менуэт, он садится на свое место, и только теперь все могут сесть, поскольку пока Его Величество танцует, все стоят. После этого Принц, который должен танцевать, когда Его Величество сел, делает ему очень глубокий реверанс и после этого он идет туда, где находится Королева или Первая Принцесса5, они вместе делают реверансы перед танцем, после чего танцуют менуэт и после менуэта — такие же реверансы, какие делали перед танцем. После этого этот Сеньор делает очень глубокий реверанс той Принцессе, покидая ее, поскольку он не провожает ее к Королю.
В то же время он делает два или три шага вперед для того, чтобы адресовать другой реверанс Принцессе или Даме, которая в свою очередь должна танцевать, для того, чтобы пригласить ее на танец и на этом же месте он ждет ее для того, чтобы вместе с ней сделать очень глубокий реверанс Королю. Подобно тому, как это представлено фигурами 1 и 2. Потом они отходят немного ниже, туда, где находятся фигуры 3 и 4, и вместе делают реверансы, которые обычно исполняются перед танцем, и танцуют менуэт, в конце менуэта, как обычно делаются реверансы, кавалер делает один реверанс назад, покидая даму, и уходит на свое место, а Дама соблюдает тот же церемониал для того, чтобы пригласить другого Принца, что и продолжается последовательно до конца. Но если Его Величество желает, чтобы станцевали какой-либо другой танец, один из первых Дворян Королевской Спальни об этом объявляет, после чего бал продолжается с соблюдением тех же реверансов.