Структура и шаги французских контрдансов второй половины XVIII века

Автор: Мария Деркач
Год публикации: 2025

Классификация

Во второй половине XVIII века во Франции были популярные несколько видов массовых танцев. В первую очередь это контреданс франсез (contredanse francaise) — танец куплетно-припевной формы на французских шагах. Франсезы могли танцеваться в каре (т.е. на 4 пары, стоящие по сторонам квадрата) и в две линии (т.е. две пары стоят напротив двух других, см.напр., рис. к La Mignonette), но структура (9 куплетов и 9 припевов) оставалась неизменной. Второй тип — это контреданс аллеманд (contredanse allemande) — танец такой же структуры, как и контреданс франсез, но на шагах алеманды. Они также могли танцеваться в каре или в линии, хотя последний вариант встречается в сборниках крайне редко. Третий тип танцев — это англезы. Это танцы в колонну, такой же структуры, как английские лонгвеи, но танцевавшиеся на шагах аллеманды (см. вступление к КД La Windsor из III Сборника Кюисса). Про последний тип танцев в данной статье мы говорить не будем.

Структура

И в контреданс франсез (КДФ), и в контреданс аллеманд (КДА) девять куплетов перемежались с одним и тем же припевом. Самая большая вариативность была в первом куплете (он нем чуть позже), остальные куплеты оставались неизменными:

  1. Общий ронд за руки. Самый распространенный вариант: все танцоры берутся за руки в круг и боковым шагом идут сначала в одну сторону, затем в другую. При этом длина этого куплета чаще всего в два раза больше, чем длины остальных куплетов, т.е. 16 тактов против 8 тактов на остальные куплеты (хотя иногда бывает и такой же длины, как остальные куплеты). В КДФ, ронд танцуется на шассе. Как танцуется ронд в КДА, точно неизвестно: либо тоже на шассе, либо на шаге аллеманды, как и весь остальной танец. То, в какую сторону начинается круг, тоже зависело от танцмейстера: бывает явно прописанный круг, начинающийся влево, а бывает — вправо.
  2.  Поворот за одну руку. Сначала за правую, затем обратно за левую. В КДФ рекомендованные шаги — это либо шаг гавота, либо деми-контретан. В танцах в каре этот куплет танцевался всегда со своим партнером. Если же танец в две линии, то иногда (как, например, в Le Ballet Valois) вращение производилось с человеком напротив. Тем не менее, если не оговорено иначе, рекомендуется вращаться со своим партнером.
  3. Поворот за две руки. Сначала влево (т.е. в ту же сторону, что и при повороте за одну руку), затем вправо.
  4. Мулине дам. Все дамы подают в центр сначала правые руки и вращаются, идя шагом вперед, затем, подавая левые, идут обратно на места.
  5. Мулине кавалеров. Тоже сначала правыми руками, затем левыми.
  6. Ронд дам. Все дамы берутся в круг и вращаются боковым шагом сначала по часовой стрелке, затем обратно.
  7. Ронд кавалеров. Тоже сначала по часовой стрелке, затем обратно.
  8. Алеманд. Кавалер и его дама встают в позицию аллеманд, подавая за спиной партнера правые руки, и идут вперед половину куплета. Затем перехватываются левыми руками и идут обратно.
  9. Повторение первого куплета.

Балансе в куплетах. Иногда куплеты начинались с двух балансе (каждое балансе — это деми-купе вправо и деми-купе влево или два шага аллеманды вправо-влево или вперед-назад) или одного балансе и па де ригодона. Тогда куплеты были длиной 16 тактов и 4 такта отводилось на балансе, а ещё 4 такта продвижение в одну сторону. Затем опять балансе и продвижение в обратную сторону.

Вариации первого куплета.  Если контреданс (КДФ или КДА) танцуется в линии, то вместо общего ронда могли танцевать круги в четверках или вперед-назад (en avant et en arrière) или другие (впрочем, существенно менее популярные) куплеты. Заметим, что в любом случае последний куплет — такой же, как первый.

Попурри. В начале 1760-х годов начинает появляться стиль попурри (об этом можно прочитать во введении к Первому попурри).

Шаги

Во французских контрдансах второй половины XVIII века продолжали использовать шаги и связки, популярные в начале века. Кроме того, появилось несколько новых шагов, которые мы тоже приведем ниже. Для удобства описаний танцев на страницах со схемами самих танцев используются сокращения, которые мы также приведем:

pdG=Ct+As = Contretemps и Assemblé, т.е. Pas de Gavotte — шаг для продвижения вперед. В отличие от начала века, этим шагом можно идти далеко вперед (например, использовав две связки pdG), а не только вперед-назад, как советует Фёйе.
6dCt+As = шесть demi-Contretemps и Assemblé — также связка для продвижения вперед “далеко”.
2dCt+As = два demi-Contretemps и Assemblé — связка для небольшого продвижения вперед.
2Ch+As = два Chassé (в сторону) и Assemblé — связка для продвижения в сторону. В отличие от начала века, в середине века могли танцевать 3Ch+As (П.-О.Жоссон, стр.78)
6Ch+As = шесть Chassé и Assemblé — связка для вращения по кругу.
Rig = pas de Rigaudon — шаг на месте.
Bal+Rig = Balancé (demi-coupé вправо и demi-coupé влево) и pas de Rigaudon.
3dCp+As = три demi-coupé в сторону и Assemblé (см.ниже).

Самая популярная новая связка, которая стала использоваться к контрдансах, — это три demi-coupé в сторону и assemblé. Она используется для продвижения в сторону и все деми-купе делаются в одну сторону (влево с левой ноги для продвижения влево и вправо с правой ноги для продвижения вправо), однако первый шаг в деми-купе делается с легким прыжком, что позволяет продвигаться существенно сильнее, чем на шассе. У Мани эта связка встречается явно нарисованной в нотации Фёйе, однако для своего контрданса он использует 2 demi-coupé и assemblé (2dCp+As).

Добавить комментарий