Автор: Сальникова Юлия
Год публикации: 2008
Автор: Сальникова Юлия
История танца
Виргинская кадриль
Сэр Роджер де Коверли
Ссылки
История танца ↑
Настоящая работа представляет собой перевод сведений, которые были собраны в международной рассылке, посвященной вопросам изучения английских контрдансов, прежде всего, в замечательной подборке, созданной Риком Галловем [1]. Переписку доступна в Интернете [2].
Сэр Роджер де Коверли — английский контраданс, крайне популярный в XVIII–XIX веках в Англии, известный так же в Америке под названием Virginia Reel.Самый ранний источник, в котором реконструкторы обнаружили упоминание этого словосочетания — это «Королевские Памфлеты», 1648 года издания, где помянут мотив Роджер из Кальверли, исполняемый уличными музыкантами. В 1685 году мотив упоминается в «Мелодиях для скрипки» Джона Плейфорда [3]. В 1696 году в сборник «Пилюли от меланхолии» включена песня, которая содержит рефреном строки O Brave Roger a Cauverly (Храбрый Роджер Коверли).
В 1702 году Джон Уивер [4] танцевал Роджера Коверли в пьесе «Провинциалка» Уильяма Уичерли [5] в театре «Lincoln‘s Inn Fields»
В 1711–1714 годах Джозеф Эддисон [6] вывел Сэра Роджера Коверли, как главного героя своего журнала Зритель. Ниже приведена цитата из второго номера этого журнала от 2 марта 1711 года.
Первый в нашем обществе — это джентльмен из древнего рода из Уорчестершира, баронет по имени Сэр Джон де Коверли. Его прадедушка был изобретателемизвестного контрданса, названного в честь него…
Здесь стоит обратить внимание на то, что изобретателем танца выводится прадедушка и так уже немолодого, хоть и вымышленного персонажа. Отсюда можно сделать вывод, что сам танец на 1711 год считался весьма старым.
Как танец Сэр Роджер де Коверли впервые опубликован в 1695 году, в девятом издании «Английского учителя танцев» Генри Плэйфорда [7], и остается в этом учебнике вплоть до последнего, восемнадцатого издания, в 1728 году. Интересно то, что Плэйфорд приводит изначально размер мотива для танца как 3/9, а в более поздних изданиях размер меняется на более современные 3/4.
В 1710 году в «24 новых контрданса за 1710 год» опубликован танец под названием Новый Роджер.
Далее та или иная вариация танца включается во множество английских учебников танцев, как то Юный Роджер в Новом Учителе Танцев Уэлша в 1711, Дон Бойн там же, Старый Роджер по-Новому (и сразу же после него Новый Роджер или Дон Бойн, а затем Юный Роджер) в первом-четвертом изданиях второго тома «Танцевального искусства» в 1713-1728 годах, Роджер из Коверли в «Полном самоучителе контрдансов» Уэлша в 1718, а во второй книге его — Старый Роджер по-новому, а сразу же после него — Новый Роджер или Дон Бойн. В 1726 году танцы под названием Юный Роджер и Роджер включены в «Собрание контрдансов» Джона и Вильяма Нейлов в Дублине, в 1731 году Роджер из Коверли издан в «Полном самоучителе Контрдансов» Уэлша, а во второй книге этого издания — Новый Роджер или Дон Бойн, в 1765 году Роджер из Коверли включен в «Полное собрание двухсот популярнейших контрадансов» Томпсона, а в 1814 году опубликован в «Полной системе английских Контрдансов» Томаса Уильсона под названием Сэр Роджер де Коверли или Финальный танец.
Этот мотив так же включен в сборник старинной популярной английской музыки , она же «Популярная музыка своего времени» Уильяма Чаппеля [8], где приводится цитата из Торсби, который он в свою очереь взял из Записок и Вопросов.
Роджер, названный так в честь архиепископа Йоркского, был человеком известной гостеприимности, из-за этого в наши дни, старомодная мелодия Роджер Кальверлей, посвящена ему, кто, согласно обычаю тех времен, держал менестреле
Филипп Ричардсон в своих «Общественных танцах 19 века в Англии» говорит
Перед серединой века возрастающая популярность кадрилей и более интимных вальсов и вторжение Польки в наши балы, смело конрдансы с паркета. Единственный, кто остался и остался популярным, особенно как финальный танец, это Сэр Роджер из Коверли.
Неизвестно точно, в каком именно году танец перекочевал в Америку и как так вышло, что он стал там известен, как Вирджиния Рил, но он был крайне популярен как в 18, так и в 19 веках, и был включен практически во все танцевальные сборники. Например, Генри Форд, тот самый известный производитель автомобилей, который много сделал для сохранения и популяризации американских народных танцев,включил Вирджиния Рил в свое издание традиционных американских танцев, ДОБРОЕ УТРО, с 1926. В его описании мотив содержит элементы джиги, рила и марша в одном проведении, танец танцуется как лонгвей [9] на шесть пар с угловыми фигурами и фигурой «strip the willow» [10].
Несмотря на то, что первое обнаруженное упоминание о мотиве Сэр Роджер Кальверли относится к 1648 году, а первое описание танца к 1695 году, это не мешает реконструкторам старинных танцев рассуждать о его раннем происхождении. Например, Джулия Саттон считает, что история Вирджиния Рил должна начинаться от лонгвеев, описанных еще у Карозо и Негри, и что по крайней мере данный тип танца восходит к шестнадцатому веку в Италии. А Джон Миллар отмечает, что Сэр Роджер может происходить от старинного танца Тренчмор, который впервые упомянут в 1564 году в пьесе Болейна (правда, только название, описание его у Плейфорда приводится только в 1721 году). В свою очередь, предполагается, что название Тренчмор унаследовано от Риннс Мор, ирландского термина, обозначающего большой танец. Если в танце, упомянутом Болейном, были те же фигуры, что в упомянутом Плэйфородом, тогда Тренчмор, он же Сэр Роджер, он же Вирджиния Рил, возможно не только один из самых популярных танцев, но один из самых долго живущих. Не говоря уж о том, что он родственник многих других достаточно популярных танцев, многих рилов, таких, как Strip the Willow.
Одним из забавных моментов в истории танца является то, что сначала Роджер начал жить просто как Роджер из Кальверли, а благородство получил с годами, постепенно став Сэром Роджером де Коверли.
Кроме описаний в тематических учебниках и сборниках, танец также упомянут в нескольких литературных произведениях, таких как «Рождественский Гимн» Диккенса, или «Розы в Цвету» Луизы Мэй Олкотт.
Существует множество вариаций этого танца, так как каждый из вышеприведенных источников приводил свою схему, которая продолжает меняться и до сих пор. Я приведу из них самые ценные и интересные.
Самое раннее, дошедшее до нас описание этого танца, как оно опубликовано у Плэйфорда в 1695 году.
Первый кавалер проходит ниже второй дамы, затем вокруг ее, а затем первая дама ниже второго кавалера, затем вокруг него, и снова ниже второй дамы на свое место. Первая пара кроссовер ниже второй, затем берется за руки и два поворота, затем проход наверх внутри и каст офф [11] на места второй пары
Так же небезынтересно рассмотреть схему, уже напоминающую современную, в которой впервые появилось нечто вроде фигуры strip the willow. Это описание опубликовано в «Полной коллекции из двухсот популярных контрадансов» Томпсона.
Первый кавалер спускается вниз и делает фут нижней даме, дама то же самое с нижним кавалером, Кавалер делает фут вокруг нижней дамы, дама вокруг нижнего кавалера, поворот с нижней дамой, и так пока не вернутся наверх, там смена мест и повороты до самого низа
Последней приведу схему из Полной системы Английских Контрдансов Вильсона, которая уже достаточно близка к соверменным вариантам и имела широкое распространение в начале 19 века в Англии.
Сэр Роджер де Коверли или финальный танец.
Фигура 1.
Верхняя Леди А и нижний Кавалер В сходятся на С, и возвращаются на свои места, Леди на А и Джентльмен на В.
Фигура 2.
Нижняя Леди В и верхний Джентльмен А встречаются на С, и возращаются на места,верхняя Леди и нижний Джентльмен затем приближаются так же, и поворачиваются за руки, нижняя Леди и верхний Джентльмен повторяют, верхняя Леди и нижний Джентльмен встречаются и поворачиваются за одну руку, нижняя Леди и верхний Джентльмен то же самое, верхняя Леди и нижний Джентльмен встречаются и поворачиваются за обе руки, нижняя Леди и верхний Джентльмен делают то же самое, они встречаются и делают вокруг друг друга алеманд, нижняя леди и верхний Джентльмен то же самое.
Фигура III.
Верхняя пара на А В проходит друг мимо друга на С и кроссовер вокруг каждой второй пары, пока не дойдут до низу, они проходят мимо на D E F G H I J
P. S. Если сет очень длинный, можно делать кроссовер, пропуская каждую вторую вторую пару.
Фигура IV. (Показывает ,что верхняя пара совершает каст офф сверху сета вниз, а пассивные пары берутся за руки аркой)
Теперь они совершают променад вверх по центру с EF на АВ, затем каст, Леди вдоль линии С, а Джентльмены вдоль линии D, все пары, следуют за ними, начиная снизу, что значит, что они все занимают свои места, кроме пары, которая начала танец, ониа теперь будет внизу.
Став Вирджиния Рилом, этот танец так же претерпел различные изменения, самым кардинальным из которых стало то, что в целях избежания длительных пассивных периодов у центральных фигур, его поделили как Duple Minor, и все пары все время танцевали.
Напоследок, приведем две схемы, которые являются самыми распространенными в России на данный момент.
Виргинская кадриль ↑
показана Ливеном Бартом.
Танцуется в лонгвее на четыре пары на простых шагах.
1 часть
Такты | Описание |
---|---|
1-4 | К1 и Д4 сходятся, взявшись правыми руками, делают полный круг (по часовой) и возвращаются на свои места |
5-8 | То же самое для Д1 и К4 |
9-12 | К1 и Д4 сходятся, взявшись левыми руками, делают полный круг (против часовой) и возвращаются на свои места |
13-16 | То же самое для Д1 и К4 |
17-20 | К1 и Д4 сходятся, взявшись обеими руками, делают полный круг (по часовой) и возвращаются на свои места |
21-24 | То же самое для Д1 и К4 |
2 часть
Такты | Описание |
---|---|
1-8 | К берет свою Д за руку и все пары идут вслед за первой парой.
Несколько шагов вперед, затем Д уходит назад, в конец зала, делая поворот влево, а К — делая поворот вправо. Первая пара доходит до места, где стояла четвертая пара и останавливается лицом друг к другу, образуя руками «арку». |
9-16 | Остальные пары обходя первую пару за спинами проходят под «аркой» (К берет свою Д за руку) и дальше, вперед, пока вторая пара не дойдет до места, где стояла первая пара. Пары останавливаются. |
17-24 | Первая пара начинает движение в голову своей четверки:
Кросс правыми плечами (партнеры меняются местами, встречаясь правым плечом), обход четвертой пары за их спинами, кросс правыми плечами между третьей и четвертой парой, обход третьей пары за их спинами, кросс правыми плечами между второй и третьей парой, обход второй пары за их спинами. |
25-26 | Первая пара оказалась на своем исходном месте, в голове своей четверки. К и Д идут на встречу друг другу (К идет со стороны дам, Д идет со стороны кавалеров) и берутся за руки. |
27-28 | Поворот первой пары по часовой стрелке полкруга. |
Сэр Роджер де Коверли ↑
показан Барбарой Сигал
Танцуется в лонгвее на четыре пары на упрощенном варианте шассе
1 часть
Такты | Описание |
---|---|
1-4 | Первый кавалер, последняя дама — поворот за правые руки в центре. |
5-8 | Первая дама, последний кавалер повторяют |
9-16 | То же самое за левые руки |
17-24 | То же самое за обе руки |
25-28 | Первый кавалер, последняя дама совершают до-за-до. |
29-32 | Первая дама, последний кавалер повторяют. |
2 часть
Такты | Описание |
---|---|
1-4 | первая пара совершает полтора оборота за правые руки |
5-6 | первый кавалер прокручивает вторую даму за левую руку, первая дама второго кавалера, полный оборот |
7-8 | полный поворот со своим партнером за правую руку. |
9-12 | повтор с третьей парой |
13-14 | повтор с четвертой парой, доврот до своих линий |
15-16 | первая пара скачет приставными шагами в начало сета |
17-20 | фонтан, первая пара образует арку |
21-24 | все остальные пары проходят через эту арку |
Ссылки ↑
[1] http://www-ssrl.slac.stanford.edu/htbin/hypermailnh/..ECDMAILFILE/ECD?thread=Roger de Coverley/8
[2] http://www-ssrl.slac.stanford.edu/htbin/hypermailnh/..ECDMAILFILE/ECD?thread=Roger de Coverley,
http://www-ssrl.slac.stanford.edu/htbin/hypermailnh/..ECDMAILFILE/ECD?thread=Virginia Reel
[3] Джон Плейфорд (John Playford, 1623–1686) — издатель и автор исключительно популярного руководства «The English Dancing Master» («Английский учитель танцев»), продавец книг и издатель трактатов по музыке.
[4] Джон Уивер (John Weaver, 1673–1760) — танцор и хореограф.
[5] Уильям Уичерли (William Whicherly) — англиский драматург эпохи реставрации
[6] Джозеф Эддисон (Joseph Addison, 1672–1719) — английский ученый и поэт, издатель журнала Зритель.
[7] Генри Плэйфорд (Henry Playford, 1657 — 1707) — сын Джона Плэйфорда, продолжатель его дела.
[8] Уильям Чаппель (William Chappell 1809 — 1888), английский композитор и издатель.
[9] Лонгвей (longway) — построение, в котором пары стоят друг за другом, то есть ряд Джентльменов смотрит на линию дам.
[10] Strip the willow — фигура, в которой партнеры совершают полный оборот по очереди то со своим, то с чужим, каждый раз спускаясь вниз на одну пару. Так же существует одноименный рил.
[11] Каст офф, cast off — фигура, в которой пара проходит на места пары ниже, проходя за их спинами, те же в свою очередь поднимаются наверх.