Автор: Еремина-Соленикова Евгения
Год публикации: 2008
Примечание: 04.11.2008
Автор: Евгения Соленикова (Йоко)
История развития английского контрданса.
(аттестационная работа на 4 уровень, подана 04.11.2008)
Этот танец известен с конца 18 в. (Money Musk – это название местечка в Шотландии):
впервые он упоминается у Томпсона в Thompson’s Complete Collection of Country Dances and Cotillons в 1780-м г., но в данном сборнике присутствует только мелодия (Keller 2006: Title Index-MO). Однако то, что она была опубликована в сборнике танцев свидетельствует, что уже в 1780-м г. Money Musk воспринимался как танец.
С 1785 г. этот страспей регулярно публикуется со схемой танца:
Werner Bk-18 Cot/CD,1785 15 Mony Musk TCTSTSTOETET 3 E=L,T=O
Preston 24CD,1786 5 Money Musk TCTCSTSTOLC 3 O/2
Longman&Brod CD-1,1790 24 Money Musk TCTSTSTOEETT 3 O/2,E=L,T=O
Bland&Weller ScDan-01,1797 24 Money Musk TCTSTSTOETET 3 O/2,E=L,T=O
Preston Fav CD-1,1798 23 Money Musk TCTSTSTOETET 3 O/2,E=L,T=O
Dale Fav CD-1,1800 24 Money Musk TCTSTSTOETET 3 O/2,E=L,T=O
(Keller 2006: Title Index-MO)
Эти зашифрованные схемы показывают, что в конце 18 века Money Musk танцевался одинаково практически везде (с небольшими расхождениями в конце схемы).
Но были и другие варианты исполнения танца: так, The gentleman & lady’s companion считает, что танцевать нужно на 24 такта следующим образом: вшестером полкруга влево и вправо; первый и второй кавалеры балансе друг другу (?) и поворот друг с другом за руки, одновременно то же самое делают леди; первая пара – вниз по сету и наверх, cast off, right and left (с первой парой – ?)
[Six hands half way round and back, first and second gentlemen balance together and turn round, the 1st and 2nd ladies do the fame, down the middle, up again, cast off, right and left. – The gentleman & lady’s companion 1798:17]
Right and left – необходимая принадлежность почти любого контрданса, напечатанного в этой книге. А связка down the middle, up again, cast off, right and left встречается в этом сборнике примерно в каждом втором контрдансе. Возможно, здесь зафиксирован какой-то локальный вариант контрдансной традиции, распространенной в Норвиче – так как общего со схемой «классического» Money Musk нет в этом варианте ничего.
Вилсон предлагает танцевать Money Musk в двух вариантах: на 16 и на 32 такта (или в одном на 48, если считать single и double двумя частями одного танца):
- Первая пара танцует восьмерку вокруг второй; двигается вниз по сету и наверх, сет верхней паре;
- Верхняя пара кружится за правые руки вокруг одной пары, затем то же самое за левые; три пары танцуют фигуру “set three across“, затем фигуру, “set three in your places“; все в сете круг за руки, а затем возвращаются на места; проход через верх и низ
(1 часть: Whole figure at top, down the middle, up again, and foot it to the top couple; 2 часть: The top couple swing with right hands round one couple, then with left, set three across and three in your places, hands six round and back again, and lead through bottom and top – Wilson 1809:80; прим.: я не выполняла реконструкцию этого танца, а только перевела фигуры, чтобы легче было сравнить с формами танца середины века).
Для наглядности, приведу эту же запись в коде:
Wilson Terpsichore,1809 80 Money Musk FLS 2 S=56 [S. Fig.]
Wilson Terpsichore,1809 80 Money Musk TTSSOLL 3 T=1 [D. Fig.]
(Keller 2006: Title Index-MO)
Первый вариант с Money Musk не имеет ничего общего, второй – очень вольная трактовка общераспространенной схемы.
Надо отметить, что Money Musk был широко распространен – даже в России, где не очень любили лонгвеи, его танцевали, что подтверждается Петровским: «Можно бы еще писать о других, не столь употребительных танцах, как то: о Moнимаске, Монферино, à la Greque и пр. — но оставляю оные до времени более приятнаго.» (Петровский 1825:129)
В сер. 19 в. Money Musk упоминается в COUNTRY DANCE & QUADRILLE. A defence of the old dancing. Томаса Мура:
While—to the tune of “Money Musk,”
Which struck up now—she proudly spoke…
(Moore – 22 абзац)
В этом фрагменте говорится не о мелодии Money Musk, а о мелодии от [контрданса] Money Musk – что подтверждает, что мелодия и схема в сознании людей того времени были нераздельны, а сам кд воспринимался как родной Британский танец.
Во второй половине века формы танца уже не меняются – во всех 14 книгах, где было найдено его описание (напр., Carpenter 1882; Link 1893; Hillgrove 1863; Hillgrove 1857; Brookes 1867; How to dance 1878; Bonstein 1884; Kopp 1896; The ball-room manual of contra dances 1863; Elmwell 1892; French 1893; Howe 1858; Howe 1862; Howe 1886), схема остается стандартной, на 32 такта:
1-8 первая пара делает полтора оборота за правые руки и спускается на второе место: дама – cast off, кавалер проходит между второй парой и становится на место второй дамы;
9-16 все пары сходятся – расходятся; первая пара за правые руки делает поворот на ¾ круга и становятся: кавалер – между второй парой, дама – между третьей;
17-24 все вместе (новыми шеренгами) сходятся – расходятся; первая пара за правые руки докручивается еще на ¾ круга и встают на вторые места на правильные стороны;
25–32 right & left (первая и вторая пары)
Стандартной является только схема, описания же разные авторы составляли по-разному, с указанием большего или меньшего количества подробностей. Различия принципиальные были только в одном – когда первой паре спускаться на второе место – в конце первых восьми тактов (что, с моей точки зрения удобнее), или в начале вторых восьми тактов (вариант, распространенный чаще).
Т.о. вариант середины века в целом сохраняет все ту же устоявшуюся схему Money Musk, известную с конца 18 века.
В настоящее время этот контрданс продолжает существовать в живой шотландской традиции, но его формы несколько изменились:
MONYMUSK (S8x32) 3C (4C set) Preston RSCDS Bk 11
1-8 1s turn RH & cast to 2nd place, turn 1.1/4 times LH to end 1L between 2s to face 1M between 3s
9-16 2s+1s+3s set twice 1s turning onto opposite sides & all set twice
17-24 2s+1s+3s circle 6H round & back
25-32 1s dance reels of 3 on sides giving RSh to person on their Right & 1s cross RH to places
Здесь как и раньше сохраняется связка проворот одной пары – совместное движение всей шеренги (только это не движение вперед – назад как в середине века, а классический сет – движение вбок – впрочем, мы не знаем, в каких формах сет в этом танце исполнялся в 18-м веке).
Bonstein 1884: Bonstein, Professor (Charles A. White) Dancing and prompting, etiquette and deportment of society and ball room. Boston, White, Smith & Co. [c1884]
Carpenter 1882: Carpenter, Lucien O. J.W. Pepper’s universal dancing master, prompter’s call book and violinist’s guide : containing a description of all the figures and full explanation of the different steps used in dancing, together with the music of all the principal dances, arranged for violin, with the prompter’s calls printed on each dance just where they occur in dancing Philadelphia, Pa. : J.W. Pepper, c1882
Elmwell 1892: Elmwell, L. H. Prompter’s pocket instruction book. Boston 1892
French 1893: French, J. A., ed. The prompter’s hand book. Boston, O. Ditson Co., c1893
Hillgrove 1857: Hillgrove, Thomas The scholars’ companion and ball-room vade mecum, comprising a description of all the principal dances … With hints and instructions respecting toilet, deportment, &c., &c. … NY 1857
Hillgrove 1863: Hillgrove, Thomas A complete practical guide to the art of dancing. Containing descriptions of all fashionable and approved dances, full directions for calling the figures, the amount of music required; hints on etiquette, the toilet, etc. New York, Dick & Fitzgerald [c1863]
How to dance 1878: How to dance. A complete ball-room and party guide. Containing all the latest figures, together with old-fashioned and contra dances now in general use. Also, a guide to ballroom etiquette, toilets, and general useful information for dancers. New York, Tousey & Small, 1878
Howe 1858: Howe, Elias Howe’s complete ball-room hand book, containing upwards of three hundred dances, including all the latest and most fashionable dances … with elegant illustrations, and full explanation and every variety of the latest and most approved figures, and calls for the different changes, and rules on deportment and the toilet, and the etiquette of dancing. Boston, Ditson & Co., c1858
Howe 1862: Howe, Elias American dancing master, and ball-room prompter: containing about five hundred dances including all the latest and most fashionable … with elegant illustrations, and full explanation and every variety of the latest and most approved figures, and calls for the different changes, and rules on deportment and the toilet, and the etiquette of dancing. Boston, E. Howe, 1862.
Howe 1886: Howe, Elias The pocket ball-room prompter, containing calls for the different changes and figures to all the principal quadrilles, cotillons, country dances and fancy dances of the day Boston, O. Ditson & Co., c1886
Keller 2006: Robert M. Keller Dance Figures Index: English Country Dances, 1650-1833. Colonial Music Institute 2006
Kopp 1896: Kopp, E. H. The American prompter and guide to etiquette, comp. by E. H. Kopp. Containing, in addition to explanations of all modern dances in general use, full directions for calling and dancing all the latest standard and special dances … Cincinnati, The J. Church Co. [c1896]
Link 1893: Link, Charles Unique dancing call book Rochester, N.Y., C. Link, c1893
Moore: Thomas Moore COUNTRY DANCE & QUADRILLE A defence of the old dancing.
The ball-room manual of contra dances 1863: The ball-room manual of contra dances and social cotillons, with remarks on quadrilles and Spanish dance. Belfast, Me., H. G. O. Washburn; Boston, G. W. Cottrell, 1863
The gentleman & lady’s companion 1798: The gentleman & lady’s companion : containing the newest cotillions and country dances, to which is added, instances of ill manners, to be carefully avoided by youth of both sexes. Norwich : Printed by J. Trumbull, 1798
Wilson 1809: Wilson Thomas The Treasures of Terpsichore, or a Companion for the Ball-Room…Country Dances… London Calvert, W. 1809
Петровский 1825: Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. – Харьков: Тип. университета, 1825
Ноты, записанные Томасом Джефферсоном