Автор: Шестопалова Наталья
Год публикации: 2008
Автор: Шестопалова Наталья
Источник: http://www.pbm.com/~lindahl/lod/vol4/dell_arte_cascardare.html
Введение
Заглавный раздел
Ссылки
Список использованной литературы
Введение ↑
Как известно, в трактатах XVI в чаще всего встречаются танцы под названием «baletto». Это очень широкое понятие, оно включает в себя множество танцев разных типов. Однако наряду с этим названием встречаются и другие, более соответствующие требованиям жанрового обозначения.Одно из них — «cascarde».
Каскарды — подвижные танцы со стабильным 3х дольным метром и типовой структурой, исполняющиеся в паре лицом друг к другу. В качестве исключения встречаются каскарды на троих (например, «Allegrezza D’Amore»), которые заметно отличаются от парных.
Каскарды (за некоторыми нюансами [1]) встречаются только в трактатах Фабрицио Карозо. Возможно, он и явился создателем этого типа танцев как некоей «марки» своей школы. По количеству каскарды составляют примерно четверть всех представленных у него танцев: в «Il Ballarino» их 21 из 81 танцев [2], в «Nobilita di Dame» — 11 из 51[3].
Музыка к каскардам — легкая, подвижная, взята из популярных песен того времени, а в трактатах, как это водится, кочует из танца в танец. Характером музыки определяется выбор шагов: основной проходной шаг — спеццато (seguito spezzato).
Длине куплета песни соответствует одна часть танца, далее музыка повторяется. Всего в каскардах бывает от 3 до 7 частей, но чаще всего встречаются 4х или 5-частные каскарды.
Части имеют песенную структуру: делятся на основную часть и припев. Внутри основной части можно выделить заглавный и средний разделы. Каждый раздел имеет свой регламент, в границах которого от части к части, а также от танца к танцу происходит варьирование (отражающее богатство творческой фантазии хореографа).
Зависимость между разделами, влияние одного раздела на содержание другого пока не выявлено. Зато удалось проследить логику сквозного развития некоторых разделов от части к части (в рамках целого танца).
Заглавный раздел ↑
Заглавный раздел играет в каждой части доминирующую роль благодаря своему начальному положению и масштабному превосходству. Выразительный смысл заглавного раздела заключается главным образом в геометрии перемещений танцоров в пространстве. (В отличие от последующих разделов, где смысловой акцент переносится на исполнение шагов).
В заглавном разделе существует три основных типа пространственных фигур, которые последовательно сменяют друг друга на протяжении танца.
1 тип фигур имеет два варианта выполнения:
- Вариант a: партнеры меняются местами и возвращаются на исходную позицию за 4 спеццато (seguito spezzato), делая полный круг по часовой стрелке.
- Вариант b: вместо первых 2х спеццато партнеры делают реверанс и за оставшиеся 2 спеццато меняются местами по кругу, лицом в центр, описывая, таким образом, полукруг.
2 тип фигур: партнеры сходятся и расходятся (наподобие sides в контрдансах).
3 тип фигур: партнеры меняются местами по кругу по часовой стрелке за 2 простых + двойной шаги (чаще всего это 2 спеццато + семидоппио(seguito semidoppio)) и возвращаются обратно против часовой стрелки.
В каскарде с минимальным количеством частей — трехчастной «La Castellana» — заглавному разделу каждой части соответствует один из типов фигур.
Название танца | Часть I | Часть II | Часть III |
---|---|---|---|
La Castellana | 1 тип фигур: полный круг (вариант а) | 2 тип фигур | 3 тип фигур |
В каскардах с большим количеством частей первый или второй тип пространственных фигур либо просто дублируется, либо проводится зеркально.
Удвоение начинается со 2 типа фигур. В четырехчастных каскардах он проводится зеркально. Фигура исполняется партнерами по очереди и, таким образом, превращается в соло кавалера и дамы. При этом в последней части танца может вместо 3 типа фигуры снова исполняться 2 тип, но теперь уже в своем основном виде: кавалером и дамой одновременно.
Заглавный раздел в четырехчастных каскардах:
Название танца | Часть I (1 тип фигур) |
Часть II (2 тип фигур) |
Часть III (2 тип фигур) |
Часть IV |
---|---|---|---|---|
Chiara Stella | полный круг (вариант а) | соло кавалера | соло дамы | 3 тип фигур |
Fiamma d’Amore | полный круг (вариант b) | соло кавалера | соло дамы | 3 тип фигур |
Florido Giglio | полный круг (вариант b) | соло кавалера | соло дамы | 2 тип фигур |
Laccio d’Amore | полный круг (вариант а) | соло кавалера | соло дамы | 2 тип фигур |
Maraviglia d’Amore | полный круг (вариант b) | соло кавалера | соло дамы | 2 тип фигур |
Исключением из общего правила является «Chiara Stella», где удваивается не второй тип фигур, а первый.
Заглавный раздел в «Chiara Stella»:
Название танца | Часть I (1 тип фигур) |
Часть II (2 тип фигур) |
Часть III (2 тип фигур) |
Часть IV |
---|---|---|---|---|
Chiara Stella | полукруг (вариант b) | полный круг (вариант a) | 2 тип фигур | 3 тип фигур |
В пятичастных каскардах удваивается 1 тип пространственных фигур. Встречается 2 вида сочетания его вариантов: либо дважды проводится вариант a, либо сначала вариант b, потом вариант a: в середине танца реверанс не исполняется.
Заглавный раздел в пятичастных каскардах:
Название танца | Часть I (1 тип фигур) |
Часть II (1 тип фигур) |
Часть III (2 тип фигур) |
Часть IV (2 тип фигур) |
Часть V |
---|---|---|---|---|---|
Bentivoglio | полный круг (вариант a) | полный круг (вариант a) | соло кавалера | соло дамы | 2 тип фигур |
Fedeltà | полукруг (вариант b) | полный круг (вариант a) | 2 тип фигур | 2 тип фигур | 2 тип фигур |
Gentilezza d’Amore | полукруг (вариант b) | полный круг (вариант a) | соло кавалера | соло дамы | 2 тип фигур |
Giunto m’ha Amore | полукруг (вариант b) | полный круг (вариант a) | соло кавалера | соло дамы | 2 тип фигур |
Gloria d’Amore | полукруг (вариант b) | полный круг (вариант a) | соло кавалера | соло дамы | 3 тип фигур |
Gracca Amorosa | полукруг (вариант b) | полный круг (вариант a) | соло кавалера | соло дамы | 3 тип фигур |
Vita e Quanto Haggio | полный круг (вариант a) | полный круг (вариант a) | соло кавалера | соло дамы | 2 тип фигур |
В 6 — 7 частных каскардах второй тип пространственных фигур удваивается еще раз. Второе соло в «Leggiadra Ninfa» исполняется в отличие от первого на другом расстоянии.
Заглавный раздел в «Alta Regina» и «Leggiadra Ninfa»:
Название танца | Часть I (1 тип фигур) |
Часть II (1 тип фигур) |
Часть III (2 тип фигур) |
Часть IV (2 тип фигур) |
Часть V | Часть VI | Часть VII |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Alta Regina | полукруг (вариант b) | полный круг (вариант a) | соло кавалера | соло дамы | 2 тип фигур | 2 тип фигур | |
Leggiadra Ninfa | полукруг (вариант b) | полукруг (вариант b) | соло кавалера | соло дамы | второе соло кавалера | второе соло дамы | 2 тип фигур |
Средний раздел всецело посвящен шагам.
По сравнению с другими разделами, он небольшой, носит наиболее нерегулярный характер. Длина и само наличие среднего раздела зависит от того, сколько музыки останется на его долю. Дело в том, что его место в структуре танца крайне невыгодно. Зажатый между двумя крайними разделами, он нередко поглощается заглавным разделом, иногда припевом. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда музыка не обладает ярко выраженным членением на 3 части. В 9ти из 16ти рассматриваемых здесь каскард средний раздел опущен хотя бы раз. Обычно если средний раздел опускается, то сразу во всех частях, кроме одной, чаще всего второй. Тогда он обычно состоит из 2 скамбиат (scambiate).
Можно выделить такие разновидности среднего раздела как: полный, сокращенный и иррегулярный.
Полный средний раздел построен на шагах спеццато (seguito spezzato), либо пассо (passo gravo), либо скамбиате (scambiate). Если по музыке остается лишнее время, оно заполняется шагом меза-риверенца (meza Riverenza). Чаще всего в танцах с полным средним разделом от части к части шаги меняются.
Сокращенный средний раздел состоит из пунтато (passi puntate) или трабукетто (trabucchetti).
Полный средний раздел:
Название танца | Часть I (1 тип фигур) |
Часть II (1 тип фигур) |
Часть III (2 тип фигур) |
Часть IV (2 тип фигур) |
Часть V | Часть VI |
---|---|---|---|---|---|---|
Alta Regina | поглощен заглавным разделом | скамбиато | поглощен заглавным разделом | поглощен заглавным разделом | поглощен заглавным разделом | поглощен заглавным разделом |
Alta Sergarda | поглощен заглавным разделом | скамбиато | поглощен заглавным разделом | поглощен заглавным разделом | ||
Benti-voglio | поглощен заглавным разделом | скамбиато | поглощен заглавным разделом | поглощен заглавным разделом | поглощен заглавным разделом | |
Fedeltà | поглощен заглавным разделом | поглощен заглавным разделом | поглощен заглавным разделом | поглощен заглавным разделом | скамбиато | |
Gentilezza d’Amore | поглощен припевом | скамбиато | поглощен припевом | поглощен припевом | поглощен припевом | |
Giunto m’ha Amore | поглощен заглавным разделом | скамбиато | поглощен заглавным разделом | поглощен заглавным разделом | скамбиато | |
Gracca Amorosa | спеццато | скамбиато | пассо | пассо | пассо |
Сокращенный средний раздел:
Название танца | Часть I (1 тип фигур) |
Часть II (1 тип фигур) |
Часть III (2 тип фигур) |
Часть IV (2 тип фигур) |
Часть V |
---|---|---|---|---|---|
La Castellana | пунтато | пунтато | пунтато | ||
Chiara Stella | трабукетто | трабукетто | трабукетто | трабукетто | |
Gloria d’Amore | пунтато | поглощен заглавным разделом | пунтато | пунтато | трабукетто |
Иррегулярный средний раздел:
Название танца | Часть I (1 тип фигур) |
Часть II (1 тип фигур) |
Часть III (2 тип фигур) |
Часть IV (2 тип фигур) |
Часть V | Часть VI |
---|---|---|---|---|---|---|
Allegrezza d’Amore | трабукетто | иррегул. | иррегул. | иррегул. | ||
Fiamma d’Amore | скамбиато | иррегул. | иррегул. | иррегул. | ||
Florido Giglio | скамбиато | иррегул. | иррегул. | пассо | ||
Laccio d’Amore | поглощен припевом | поглощен припевом | поглощен припевом | иррегул. | ||
Leggiadra Ninfa | поглощен заглавным разделом | поглощен заглавным разделом | Irregular Mostra | иррегул. | иррегул. | иррегул. |
Maraviglia d’Amore | скамбиато | спеццато | спеццато | иррегул. | ||
Vita e Quant’Haggio | пассо | пассо | иррегул. | иррегул. | иррегул. |
Припев — наиболее стабильная часть танца. Он либо полностью повторяется на протяжении всего танца, либо изменяется от части к части по схемам: abba, aabb или abc. Интересно, что ассиметричные схемы, такие как, например, abaa, никогда не встречаются.
Танцы с повторяющимся припевом (aaaa): «Alta Regina», «Benti-voglio», «La Castellana», «Chiara Stella», «Fiamma d’Amore», «Giunto m’ha Amore», «Gracca Amorosa», «Vita e Quant’ Haggio».
Танцы с симметричным припевом (abba): «Gloria d’Amore», «Maraviglia d’Amore».
Танцы с припевом типа aabb: «Allegrezza d’Amore», «Alta Sergarda», «Florida Giglio», «Laccio d’Amore», «Leggiadra Ninfa».
Танцы с припевом типа abc: «Fedeltà», «Gentilezza d’Amore».
В основе припева лежит последовательность шагов: 2 простых + двойной. Чаще всего это 2 спеццато + семидоппио (seguito spezzato + seguito semidoppio). Впрочем, используются также саффиче (saffice), пассо граве (passo grave), пунтато (passo puntato), транго (trangho), финито (seguito finto) в качестве простых и 2 пасси прести + каденца (passi presti +cadenza), сагвито (seguito ordinario) и коринто (corinto) в качестве двойных.
Припев может повторяться зеркально. Танцы с повторяющимся припевом: «La Castellana», «Chiara Stella», «Gracca Amorosa», «Vita e Quant’ Haggio», «Alta Sergarda», «Florida Giglio», «Gentilezza d’Amore».
В конце припева танцоры не обязательно должны вернуться на те места, с которых он начинался.
Принципы организации каскард оказали влияние на ряд других танцев той эпохи. В частности, много общих черт связывают каскарды и спаньолетты, представленные как у Карозо, так и у Негри. Некоторые исследователи, например, Ian Andrew Engle, считают, что спаньолетты — частный случай каскард (3).
Некоторые отдельные танцы также могут напоминать каскарды. Это, например, «Bizzaria d’Amore» из «Le Gratie d’Amore» Негри, «Bransle des Lavadrieres» из «Orchesographie» Арбо, контрдансы «Rufty Tufty» и «Gathering Peascods» из «English Dancing Master».
Ссылки ↑
[1] «Allegrezza D’Amore», включенная в «Il Ballarino» имеет подзаголовок «Cascarda di M. Oratio Martire», из которого можно заключить, что данный танец не принадлежит Карозо. В книге «Libro di Gagliarda» Ливио Лупи есть танец под названием «Leggiadra Pargoletta», о котором cказано: «sì fineranno detta Cascarda, con far la Reuerenza incontra tempo». Кроме того, лютневая табулатура к «Leggiadra Pargoletta» содержат заголовок «Intauolatura di Liuto dela Cascarda.» Однако хотя в танце действительно много каскардных элементов, он не может считаться каскардой из-за двухдольного метра.
[2] В данной статье будут рассматриваться только 16 из них. Из рассмотрения были исключены каскарды на троих: «Squilina», «Bella Gioiosa», «Allegrezza D’Amore», а также «Fulgente Stella» и «Candida Luna,» нетипичные по другим признакам (в частности в «Fulgente Stella» происходит смена метра с трехдольного на двухдольный).
[3] «Nobiltà di Dame» — вторая книга Карозо, сильно отличающаяся от «Il Ballarino» с точки зрения эстетических принципов. Каскарды из нее также не будут рассматриваться в данной статье. Каскарды из «Nobiltà di Dame»: «Alta Regina», «Doria Colonna», «Allegrezza D’Amore», «Specchio D’Amore», «Ghirlanda D’Amore», «Ninfa Leggiadra», «Rara Belta», «Amor Prudente», «Donna Leggiadra», «Fulgenti Rai», «Alta Cardana».
Список использованной литературы ↑
- Courtly Dance of Renaissance: A New Translation and Edition of the NobiltГ Di Dame (1600) / Ed. by F. Caroso, J. Sutton, M. Waker. — Courier Dover Publications, 1995.
- Engle, I. A. O Spagnoletta, O Cascarda, or, A Word Concerning Similarities / I. A. Engle // Letter of Dance, SCA Renaissance Dance. — 1993 — 1996. — Vol. 3.
- Engle, I. A. Dell’ Arte Cascardare (Choreographic Analysis of the Cascarde in Caroso’s Il Ballarino) / I. A. Engle // Letter of Dance, SCA Renaissance Dance. — 1996. — Vol. 4.
- Lindahl, G. Fabritio Caroso’s Il Ballarino (1581). — SCA Renaissance Dance.