Автор: Mollica Fabio
Год публикации: 2007
Примечание: Перевод Т. Куринской, 24.07.2007
Последние изменения: 24.07.2007
Основными характеристиками вальса, названного Вилсоном французским медленным вальсом, который в последствии стал «вальсом в шесть па» или à trois temps (читается [труа тã]), заключались в особенном исходном положении – Кавалер спиной к центру зала, Дама спиной к стене – и особенной динамике вращения пары за счет того, что танцор вращается вокруг своего партнера. Для стороннего наблюдателя, т.е. не вовлеченного во вращение пары, становится очевидным, что движение основано именно на шести разных движениях, составленных в два музыкальных такта. Это придает вальсовому вращению такую особенность, из-за которой тот, кто выполняет первые три шага (боковой шаг влево, закрест в пятую заднюю и пируэт) является как бы осью для того, кто выполняет вторые три шага, обходя ось, которая вращается на месте.
Метафорой, которую часто приводят для описания вальса, является солнечная система, что вполне оправдано: каждый танцор является то солнцем, то планетой в постоянном движении в зале-вселенной.
Около середины девятнадцатого века рядом с вальсом à trois tempsпоявился другой, и оба они сосуществовали в течение всего века.
Мы не можем сказать с точностью, кто был первым учителем, который изменил основные правила, коренным образом преобразовав французский медленный вальс Вилсона, но первый след мы находим в США в 50-ых годах.
Учитель Чарльз Дурэнг (Charles Durang) в книге The fashionable casket, опубликованной в Филадельфии в 1856 г., дает описание вальса, совершенно отличающееся от того, что было популярно, хотя продолжает называть его à trois temps. Дурэнг не говорит об исходной позиции, но из его описания понятно, что Кавалер стоит спиной не к центру, а по линии танца, тогда как Дама спиной не к стене, а лицом по линии танца. Именно изменение исходной позиции пары стало революцией как в описании, так и в логике вращения.
Вот описание Дурэнга. Первая часть, первое движение: Кавалер скользит левой ногой назад в диагональ. Второе движение: скользит правой ногой к левой, поворачиваясь направо. Третье движение: переносит левую ногу за правую. Вторая часть. Первое движение: скользит правой ногой вперед, поворачиваясь направо. Второе движение: скользит левой вперед. Третье движение: поворачивается на обеих ногах, заканчивая правой ногой впереди.
Дургэнг советует выполнять шаги на полупальцах.
Мы не знаем, сознательно ли Дурэнг вносит изменение в описание вальса. Не знаем, было ли это его изменение или оно уже созрело в обществе. Но совершенно точно изменение произошло, поскольку способ исполнения, описанный Дурэнгом, закрепился в американских учебниках.
Элиас Хоу (Elias Howe), бостонский учитель, в разных изданиях своего Учебника, с 1858 по 1878, повторяет описание Дурэнга. Лоренс Брукс (Laurence de Garmo Brookes) в своем Modern dancing, вышедшем в Нью-Йорке в 1867, снова предлагает это описание, но уже как «старого» вальса à trois temps. В Beadle’s Dime Ball Room companion, опубликованном в Нью-Йорке в 1868 г., мы снова находим описание Дурэнга, под которым подразумевался «старый вальс», вальс à trois temps, что наводит нас на мысль о том, что в тот момент еще не отдавался отчет о различиях, о произошедших изменениях.
Окончательное подтверждение того, что речь идет о другой манере танцевания вальса, а не просто об ошибочном способе описывать вальс, мы находим в Dick’s Quadrille Call-Book and Ball-Room prompter, опубликованном в Нью-Йорке в 1878 г. Автор описывает Plain waltz, т.е. основной, традиционный вальс, приводя все то же описание Вилсона, но добавляет «современный»trois temps, с описанием, похожим на приведенное Дурэнгом. Главное, что мы находим внятное объяснение исходной позиции: «Отличие от старого plain waltz состоит в том, что в нем первый шаг Кавалер и Дама выполняли, стоя боком…. в современном trois temps Кавалер перемещается назад влево, а дама продвигается вперед вправо.» Эта цитата ясно показывает, как самими учителями воспринималась отличия между двумя типами вальса, как с точи зрения исходной позиции, так и с точки зрения выполнения шагов.
Начиная с этого момента, мы будем приводить почти только одни цитаты. Описание нового trois temps мы находим в The dancer’s guide and ball-room companion, изданном в Нью-Йорке в середине 70-х(1874); в The Dance of Society Вильяма Де Гармо, Нью-Йорк 1875; в работе бостонца Кливленда, 1878; в учебнике How to dance, изданном в Нью-Йорке в 1878 и в учебникe Картьера в 1882; в книге учителя Сауза(Judson Sause)The art of dancing, в 1889; а также в Wehman’s complete dancing master and call-book, Нью-Йорк 1889, и в Round Dancing Гильберта (Melvin Ballou Gilbert), опубликованном в Портланде в 1890, со стилистическим отличием: первый и третий шаг выполнялись с жете.
В Европе описание «нового trois temps» не получило такого распространения, как в США. Однако мы находим в его в таких важных работах, как Грамматика немецкого учителя Фредерика Зорна (Friedrich Albert Zorn) 1887 года, Dance Album Юэнса 1874 года, учебник Вайтерспуна 1894 г. и Эдварда Скотта 1892 г.
Шотландцем Космо Митчеллом из Абердина в статье A guide to ball room dancing, опубликованной в Абердине в 1910 г., рассматривается современный вальс. В Италии и Франции такой способ танцевать вальс в 19 в., видимо, не получил такого широкого распространения, по крайней мере, не оставил заметных следов. В Nouveau Guide des danses, опубликованной Лагу (Lagus) в Париже примерно в 1890 г., встречается описание очень похожее на вальс Дурэнга, почему-то был названный «Бостон-вальс или американский вальс», но это был вовсе не так называемый Бостон, а «новый trois temps».
Изменение исходной позиции пары не было простой поверхностной операцией внешнего характера, а привело к существенному изменению способа вращения в вальсе. Новый способ перемещения заставляет пару двигаться вдоль линии танца способом, совершенно отличающимся от описанного ранее trois temps. Во вращении, описанном Вилсоном, осью пары является один из танцоров, вокруг которого вращается другой. Сейчас же ось расположена между двумя танцорами, которые выполняют один и тот же шаг зеркально. Вместо последовательности из шести шагов, выполняемых дамой и кавалером одновременно со сдвигом по фазе (дама выполняет шаги 4-5-6-1-2-3, а кавалер – 1-2-3-4-5-6), в новой технике партнеры по очереди выполняют одни и те же три шага вперед и назад.
Новый способ движения – вращение вдоль линии танца – показывает зрителю другую картину движения пары. Эта картина более плавная. Две индивидуальности в паре полностью исчезают, спаянные в единстве бесконечного движения, вращающиеся в пространстве танца.