Автор: Филимонов Дмитрий
Год публикации: 2009
Автор: Дмитрий Филимонов
см. также PDF версия.
Введение
Начиная с XV века до нас дошли описания европейских танцев. И также, как и для музыки, для описания схем придумывались различные системы записи. Однако в большинстве случаев эти попытки сводились к словесным описаниям шагов и схем. Только в конце XVII — начале XVIII веков вместе с созданием Французской Академии Танца были созданы сразу несколько различных систем нотаций. Всего можно выделить пять систем, различающихся как по способам изображения шагов и схем, так и по типам танцев, для записи которых эти системы применялись:
- Нотация Жана Фавье старшего (Jean Favier l’aîné)
- Нотация Андре Лорана (André Lorin) (для контрадансов)
- Нотация Пьера Бошама (Pierre Beauchamp) — Рауля-Ожера Фёйе (Raoul-Auger Feuillet), известная как нотация Бошама-Фёйе
- Нотация Фёйе для контрадансов
- Нотация Пьера Рамо (Pierre Rameau)
Нотация Жана Фавье старшего
Рис. 1: Страница из манускрипта Фавье [1].
В 1688 году Жаном Фавье старшим написана комедия Le Marriage de la Grosse Cathos [1], которая так и осталась манускриптом. Помимо музыки этот документ содержит полностью нотированные танцы к комедии. К сожалению, к манускрипту не прилагается описания чтения нотации. Однако в октябре 1753 выходит очередной том энциклопедии Дени Дидро [2], где тот описывает систему Фавье по прочитанному им манускрипту (местонахождение последнего неизвестно). Статья «Chorégraphie» в энциклопедии содержит изображение шагов и описание в тексте. Подробный анализ комедии Фавье и его системы нотации сделан Марш и Харрис-Уорвик в [3].
Основные принципы нотации
Пример на рис. 1.
- Сверху пишется название танца;
- Далее идет нотный стан с музыкой;
- Иногда под первым нотным станом подписывается тип танца;
- Под нотным станом с музыкой располагаются нотные станы для танцоров;
- Каждому танцору отводится свой нотный стан, где пишутся движения ног (в случае описания движения больших групп все танцоры могут быть изображены на одном стане — см. рис. 2);
- Под нотными станами для танцоров пишутся движения соответствующие шагам;
- Движения танцоров четко соответствуют тактам мелодии.
Система обозначений
Cм. рис. 3.
- Положение корпуса и повороты обозначаются {4–11};
- Наклоны корпуса обозначаются {12–15} (присутствуют только в этой системе нотации);
- Длительность шагов и нот совпадает в написании {16} (присутствует только в описании Дидро, в комедии не используется);
- Движения коленями и общее движение корпуса в процессе шага (плие (plier), элеве (élever), марше (marcher), тур дё жам (tour de jambe)) обозначаются {17–24} и записываются под нотным станом;
- Шаги левой и правой ногой обозначаются буквами g и d, разным написаниям соответствуют разные способы работы голеностопом {25–36};
- Некоторые специфические шаги обозначаются одной буквой шага (шаг менуэта — M(enuet), па дё бурре — B(ourrée), па дё гальярд — G(aillarde)).
Использование
Система использована для только в манускрипте с комедией, нотировано около 10 танцев (один балет).
Нотация Андре Лорана
В 1685 году Андре Лоран, академик Академии Танца, заканчивает свой первый манускрипт «Liure De Contredance présenté Au Roy» [4], в который помещает привезенные им из Англии контрдансы, записанные в новой, изобретенной им нотации. Подробно барочные контрдансы и нотация Лорана рассмотрены в статье Марии Ждановой [5].
Основные принципы нотации
Пример на рис. 4.
- Сверху записывается посвящение (у Андре Лорана все танцы кому-то посвящены), название (и по-английски, если танец привезен из Англии);
- Далее следует нотный стан с музыкой;
- Оставшийся лист делится на 4 квадрата, каждый из которых изображает залу;
- Сам танец записывается в эти квадраты, где каждый квадрат чаще всего отвечает половине прогона музыки (иногда присутствует дополнительный нотный стан посередине);
- В разграфленных квадратах нарисованы треки каждого танцора для одной пары;
- Под нотным станом в соответствии с музыкой подписаны шаги, иногда шаги подписаны и вдоль треков.
Система обозначений
Cм. рис. 2 в [5].
- Шаг обозначается первой буквой названия шага, нога соответствует стороне записи от вертикальной черты;
- Направление относительно трека (назад, вбок) обозначается приписыванием или поворотом буквы «p» (от pas — шаг)
- Есть нотация для рук (взяться, отпустить, хлопнуть), для реверанса и снятия шляпы.
Использование
- В манускрипте 1685 года нотировано 13 контрдансов;
- В 1688 году Андре Лораном написан еще один манускрипт — «Liure De La Contredance du Roy Presenté A sa Majesté» [6], который содержит лишь один контрданс (Belles les Cloches) на 4 пары.
Нотация Бошама-Фёйе
Самую удачную попытку создания универсальной нотации предпринял в конце 80-х годов XVII века Пьер Бошам. К сожалению, сам Бошам так и не опубликовал свою нотацию. Однако за него это сделал Рауль Ожер Фёйе. Правила чтения были опубликованы в «Chorégraphie ou l’Art d’Ecrire la Danse», 1700 год [7] и позже переведены на английский Джоном Уивером [8].
Основные принципы нотации
- Сверху или прямо посередине пишется название танца, иногда с указанием авторства;
- Далее идет нотный стан с музыкой;
- Под или над нотным станом подписывается тип мелодии (если танец является сюитой, подписывается каждое изменение);
- Иногда ниже следует перкуссионный стан для работы кастаньетами;
- Вся страница представляет из себя план зала или сцены с положением на нем танцоров;
- Треки танцоров соответствуют реальным, а для отсутствия наложения есть система переносов;
- Движения ног (очень редко рук) изображаются прямо вдоль треков.
Система обозначений
Cм. рис. 6 — пример из энциклопедии Дидро [2].
- Траектории ног описываются системой знаков указывающих реальное положение и передвижение стоп {15–27};
- Движения голеностопа, коленей и бедер (plié, elevé, tombé и т.д.) описывается системой штрихов к движению стоп. Имеется три варианта для исполнения этих движений и соответствующие места по ходу шага для их написания: до, во время и после шага ногой {28–40};
- Один шаг всегда связан тонкой линией. Она же служит для обозначения длительности шага (двойная, до конца не доведенная), однако разложение по музыке не всегда очевидно;
- В отдельном сборнике сценических танцев [9] есть Traite de la Cadence, где описано разложение некоторых шагов по музыке;
- Существует система знаков для обозначения движения рук {43–76}, но она используется только в качестве примера (Для сравнения рис. 5 — пример из книги Фёйе[7] и рис. 8 — танец из сборника [10]);
- Фёйе опубликованы обширные таблицы по которым можно узнать название и тип того или иного шага, что упрощает чтение танцев (можно читать не «по движениям», а «по шагам»).
Использование
- Нотировано несколько сотен танцев, как сценических, так и социальных (сборники, ежегодники, отдельные танцы, манускрипты).
Нотация Фёйе для контрадансов
В 1706 году выходит сборник контрдансов Фёйе «La recueil des contredanses» [11]. В нем автор публикует новую, упрощенную нотацию, специально приспособленную для записи контрдансов. Позже этот сборник был переведен Эссексом на английский [12]. Контрдансы и нотация Фёйе для них подробно рассмотрены в статье Марии Ждановой [5]. Ограничимся здесь кратким перечислением особенностей.
Основные принципы нотации
Пример на рис. 7.
- Сверху пишется название танца;
- Далее идет нотный стан с музыкой;
- Страница представляет из себя план зала;
- Если в контрдансе имеются различные куплеты, страница делится горизонтально на соответствующие число частей и в каждом записывается свой куплет;
- Фигуры контрдансов записываются треками ракурсами и иногда специфичными шагами и движениями рук;
- Основные шаги вдоль линии танца не прописаны и отдаются на усмотрение танцора или хореографа (рекомендации Фёйе даны в тексте описания нотации)
Система обозначений
См. рис. 3, 4 в [5].
- Основа символов для нотации взята из нотации Бошама-Фёйе;
- Поскольку нет четких шагов, тактовые черточки заменены символом «V», обозначающим ракурс (символизирует ноги танцора по первой позиции);
- Имеется ограниченный набор специфичных шагов (например шаг ригодона — pas de rigaudon), которые прописываются на схеме с использованием нотации Бошама-Фёйе;
- Имеется нотация для движений рук и необычных движений ног: подать руки, хлопнуть в ладоши, погрозить пальцем, топнуть ногой.
Использование
- Нотация активно использовалась для записи контрдансов в течение всего XVIII века и даже позже.
Нотация Пьера Рамо
Пьер Рамо предпринял попытку улучшения нотации Бошама-Фёйе, для чего подготовил и опубликовал описание новой нотации в книге «Abbregé de la nouvelle methode, dans l’art d’écrire ou de traçer toutes sortes, de danses de ville» [13].
Основные принципы нотации
Для сравнения приведены первые страницы из записи танца «Bourrée D’Achille» в нотации Бошама-Фёйе (рис. 9) и нотации Рамо (рис. 10).
- За основу нотации была взята нотация Бошама-Фёйе;
- Добавлены новые символы и обозначения, некоторые старые изменены;
- Всегда рисуется стоящая нога, если вторая в воздухе;
- На затакт указывается воздушная первая или нога на носке сзади;
- Есть Traite de la Cadence (в книге [13]), многие шаги тщательно расписаны по счетам.
Система обозначений
См. рис. 8.
- Добавлено обозначение для деми-жете {6};
- Добавлены символы длительности шага {8–12};
- Изменены символы ожидания (паузы) внутри шага {две правые картинки в нижнем ряду};
- Изменены символы поворотов.
Использование
- Только в танцах в конце книги Рамо [13], не прижилась и была отвергнута.
Рис. 9: Первая страница из записи танца «Bourrée D’Achille» в нотации Бошама-Фёйе.
Рис. 10: Первая страница из записи танца «Bourrée D’Achille» в нотации Рамо.
Список литературы
- Favier, J. Le Marriage de la Grosse Cathos / J. Favier. — BNF, RES- F-534, 1688. — Manuscript.
- Diderot, D. L’Encyclopedie, tome troisieme / D. Diderot. — A Paris, 1753. — Гравюры издавались отдельным томом, их можно найти здесь и здесь.
- Marsh, C. G. Musical Theatre at the Court of Louis XIV, Le Mariage de la Grosse Cathos / C. G. Marsh, R. Harris-Warrick. — Cambridge University Press, 1994. — Cambridge Musical Texts and Monographs.
- Lorin, A. Livre De Contredance présenté Au Roy / A. Lorin. — BNF, Ms. fr. 1697, c.1685. — Manuscript.
- Жданова, М. Французские контрдансы эпохи барокко / М. Жданова // Материалы второй конференции по вопросам реконструкции европейских исторических танцев XIII-XX вв. — 2010.
- Lorin, A. Livre De La Contredance du Roy Presenté à sa Majesté / A. Lorin. — BNF, Ms. fr. 1698, c.1688. — Manuscript.
- Feuillet, R. A. Chorégraphie ou l’Art d’Ecrire la Danse / R. A. Feuillet. — A Paris, chez L’auteur, 1700. — Ссылка на второе издание 1713 года.
- Feuillet, R. A. Orchesography or The art of dancing by characters and demonstrative figures/ R. A. Feuillet. — London, 1715. — Translation by John Weaver.
- Feuillet, R. A. Recueil de dances contenant un tres grand nombres, des meillieures entrées de ballet de Mr. Pecour / R. A. Feuillet. — A Paris, chez L’auteur, 1704.
- Feuillet, R. A. Recueil de dances, composées par M. Pecour / R. A. Feuillet. — A Paris, chez L’auteur, 1709.
- Feuillet, R. A. Recueil de Contredances, mises en Choreographie par Mr.Feuillet / R. A. Feuillet. — A Paris, chez L’auteur, 1706.
- Feuillet, R. A. For the furthur improvement of dancing, A treatis of chorography or ye art of dancing country dances after a new character / R. A. Feuillet. — London, 1710. — Translated by John Essex.
- Rameau, P. Abbregé de la nouvelle methode, dans l’art d’écrire ou de traçer toutes sortes, de danses de ville / P. Rameau. — A Paris, chez L’auteur, 1725.