Танцы XV века несколько слов о положении в паре

Автор: Смольнякова Екатерина
Год публикации: 2009

Автор: Смольнякова Екатерина

Введение
Предшествующие периоды
В паре или в группе, держась за руки (нет доминирования)
В паре или в группе, держась за руки (рука кавалера сверху)
Через предмет
Ранее Возрождение
В паре или в группе, держась за руки (рука кавалера сверху)
«Под руки»
Через предмет
О положении рук

Введение к оглавлению

При реконструкции танцев любого исторического периода вызывают интерес не только собственно схема и особенности исполнения того или иного шага, но и социальный контекст, в рамках которого изучаемые танцы возникли и развивались. К социальному контексту, среди прочего, можно отнести как общие вопросы этикета, так и более частные проблемы: как было принято кавалеру вести себя по отношению к даме? Как было принято даме вести себя по отношению к кавалеру? Как это зависело, и зависело ли от их общественного положения? Как эти взаимоотношения менялись с течением времени, и менялись ли?

Практическое значение грамотного представления о социальной обстановке и правилах поведения в обществе становится особенно очевидным при подготовке сложных мероприятий, таких как исторические балы, спектакли и комплексные постановки, включающие в себя не просто исполнение серии танцев, но некие сюжеты, объединенные общей темой. Однако существует вопрос, ответ на который вам понадобится определить для себя независимо от сложности подготовки. Вопрос этот по сути своей очень простой: как исполнителям следует вести себя в паре?

В общем случае, чем ближе рассматриваемая эпоха к нашему времени, тем больше в нашем распоряжении информации и о танцах, и о нормах поведения. Что же касается XV века, периода «рассвета» придворного искусства, не всегда полные, часто противоречивые или очень поверхностные сведения о танцах дополняются почти полным отсутствием подробных сведений о поведении кавалера и дамы в танце. Не вызывает удивления, что авторов раннего Возрождения гораздо больше занимали вопросы религии, этики и философии, чем такие мелкие нюансы как «куда кавалеру деть свободную руку» или «на каком уровне держать руку дамы». Однако для воссоздания полной картины поведения в танце и это имеет значение.

Одним из немногих способов поиска ответа на поставленный вопрос для современного исследователя является изучение иконографических источников — к тому же именно этот метод используется и при реконструкции танцев еще более ранних (и, следовательно, еще менее документированных) периодов.

Настоящая работа представляет собой краткий аналитический обзор доступных визуальных материалов. Явная недостаточность выборки не позволяет делать категорических выводов о доминировании того или иного варианта положения в паре, так что каждый из рассмотренных вариантов должен восприниматься лишь как одна из многих возможностей (по крайней мере, до появления более полной информации).

Предшествующие периоды к оглавлению

Одной из безусловных причин отсутствия документированных свидетельств о «правильном» положении в паре является то, что на ранних этапах развития парного танца взаимное позиционирование кавалера и дамы не было элементом хореографии, не имело важного значения и не несло символического смысла — во всяком случае, отличного от норм повседневного этикета (о котором нам, впрочем, тоже известно немногое). Это был просто способ объединения в пару — такой же, каким раньше был способ объединения исполнителей в круг или цепочку. Рассмотрим несколько наиболее типичных вариантов, характерных для более ранних периодов.

В паре или в группе, держась за руки (нет доминирования) к оглавлению

Самый распространенный и естественный вариант: кавалер(ы) и дама(ы) просто держатся за руки, не приподнимая их и не акцентируя ведущую или ведомую роль одного из исполнителей.

«Роман об Александре», Bodl. 264, 1338-1344 гг., фрагменты

На изображениях, подобных приведенным, можно увидеть все варианты взаимного положения рук: рука кавалера сверху, рука дамы сверху, равноправное положение.

В паре или в группе, держась за руки (рука кавалера сверху) к оглавлению

Достаточно часто встречаются и изображения, на которых мы можем заметить, что рука кавалера лежит поверх руки дамы, развернутой ладонью вниз. Такое положение рук представляется символизирующим доминирующее положение мужчины по отношению к женщине (впрочем, следует иметь ввиду, что это современная трактовка и она никак не поясняется в современных изображению источниках).

Манесский кодекс, ок. 1300, фрагменты

Через предмет к оглавлению


Миниатюра «Искушение», сер. XIV в., фрагмент

Еще один вариант, сохранившийся и в более поздние периоды — это объединение в группы танцоров, держащихся друг за друга «через предмет» — цветок, отрез ткани или рукав платья одного из них.


«Роман о розе», KB 120 D 13, первая половина XIV в., фрагмент


«Роман об Александре», Bodl. 264, 1338-1344, фрагмент

Раннее Возрождение к оглавлению

Согласно распространенной точке зрения, начиная с XIV в. появляется все большее количество танцев, рассчитанных на исполнение в паре. Большая часть этих композиций, судя по всему, являлись простыми процессиями с музыкальным сопровождением. Мы можем наблюдать несколько вариантов позиционирования кавалеров и дам в паре. Кроме них, конечно, можно найти свидетельства и «обычного» положения, при котором видимых различий между положением мужчины и женщины в паре или в цепочке не наблюдается:


Бал, «Facta et dicta memorabilia», BNF Fr. 288, вторая половина XV в.


«Роман о розе»,Bodl. Douce 364, ок.1460 г., фрагмент


Миниатюра из «Codex Theatrum sanitatis», Biblioteca Casanatense, ок. 1389-1398 гг., фрагмент

В паре или в группе, держась за руки (рука кавалера сверху) к оглавлению

«Роман о розе», Harley MS 4425, ок. 1500 гг., фрагменты

В парном танце внимание акцентируется на противопоставлении и сочетании мужского и женского начал, поэтому для наблюдателя положение рук танцующих приобретает дополнительный смысл и эмоциональную окраску. Впрочем, особенности взаимоотношений зависят не только и не столько от статичного положения, запечатленного на рисунке, сколько от динамики поведения в паре — а об этом сложно судить только по рисункам.


Танец, «Tacuinum Sanitatis», BNF Latin 9333, XV век, фрагмент


Иллюстрация из «Book Of Virtue», Johann Blaubirer, Аугсбург, 1486 г.

Танец, Аугсбург, ок. 1490-1500 гг., фрагменты

«Под руки» к оглавлению

Фреска «Июль», фрагмент (неизв. художник, Castello Buonconsiglio, ок. 1405-1410)

Еще один вариант, который можно увидеть на фресках и миниатюрах XV века — это «поддерживание под руки» партнерами друг друга.

a б
в г
д
Фреска «Июль», фрагменты

Обратите внимание, что здесь как кавалер держит даму под руку (фрагменты а, б, г и д), так и наоборот (фрагмент в). Ниже мы также можем видеть как один, так и другой варианты.


Фреска, фрагменты (Zvikov castle, ок. 1480-1500)


Танец за пределами городских стен, французское издание «Декамерона» Бокаччо, XIV в., фрагмент

Через предмет к оглавлению

Тот же самый вариант, который мы наблюдали в более ранние периоды — удержание партнера через предмет — может быть в и в танцах XV века.


Фрагменты орнамента, Froissart’s Chronicles (BNF Fr. 2644, fol. 154v), вторая половина XV в.

Любопытно заметить, что почти на всех приведенных изображениях кавалер держит даму за какую-либо деталь ее костюма — рукав или часть головного убора.


Фрагмент запрестольного образа (г. Salzburg-Morzg, ок. 1475-1485)

Кроме атрибутированных и не вызывающих сомнений изображений, в нашем распоряжении находится также два рисунка, которые вызывают некоторое сомнение. В первом случае впечатление, что указанный кавалер держит даму за покров ее головного убора, может оказаться ложным (разрешение доступного экземпляра миниатюры не позволяет утверждать однозначно), во втором автору неизвестна ни датировка, ни происхождение изображения, хотя само по себе оно очень любопытно: первая пара держится через платок.


Аллегорическая миниатюра из «Le Tresor de Sapience», Musee Conde MS 146, fol. 49r, XV в., фрагменты


Танец, источник и датировка неизвестны (предп. XV век)

О положении рук к оглавлению

В заключение хотелось бы заметить, что, судя по приведенным изображениям, высота, на которую поднимались руки танцоров, не была установлена и определялась исключительно удобством танцующих (например, необходимостью поднимать и удерживать юбки дам). В то же время в нашем распоряжении есть и рисунки, которые однозначно показывают руки танцоров согнутыми в локте и поднятыми на значительную высоту, что говорит о том, что такое положении было среди возможных и допустимых.


Фрагмент эскиза, северный Рейн, ок. 1475 г.

Добавить комментарий