Возникновение и развитие танцев, популярных на русских балах в XIX веке

Автор: Дмитриева Мария
Год публикации: 2009

Автор: Мария Дмитриева

Полонез
Вальс
Французская кадриль
Мазурка
Полька
Котильон
Прочие танцы XIX века
Танцы-соло
Список литературы

На русских балах в XIX веке программа танцевального вечера — количество и последовательность танцев — варьировалась в зависимости от бала: на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия бала развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону.

Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись — как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы собственного сочинения.

Полонез к оглавлению

Перешедший из XVIII века в XIX, полонез — или польский, всегда открывал придворные балы. В церемониальном танце-марше принимали участие все присутствующие. Во второй половине XIX века полонезом открывались балы на купеческих и серебряных свадьбах, а также на детских балах.

В первой паре мог быть дирижер со своей дамой, или же хозяин бала с наиболее почетной гостьей (хозяйка бала шла во второй паре с наиболее почетным гостем). На официальных балах во второй половине XIX века император с императрицей могли составлять первую пару, но до того в первой паре шествовал император со старшей дамой, во второй — императрица с великим князем или особенным гостем, а остальные пары строились по заранее назначенному порядку (в соответствии с Табелем о рангах и светским этикетом). На частном балу император выступал в первой паре с хозяйкой бала, императрица с хозяином бала — во второй паре.

Полонез бывал продолжительным, поэтому опоздавшие гости могли присоединиться к танцу.

Последовательность исполнения фигур танца могла указываться танцмейстером, при этом зачастую эту роль на себя брала первая пара — она задавала определенные фигуры, которые повторяли и все остальные. С течением времени танец упростился, став более похожим на торжественную прогулку с минимальным количеством фигур.

Исполнение танца не ограничивалось одной залой — вереница польского могла следовать и в другие комнаты.

Во время полонеза был в ходу и обычай «отбивания дамы», особенно популярный на московских балах — кавалер, которому не досталось дамы, подбегал к первой паре и, хлопнув в ладоши, отбивал даму себе, первый же кавалер переходил ко второй даме, второй — к третьей и т.д., последний кавалер, оставшись без дамы, либо уходил прочь, либо бежал отбивать даму первой пары.

Полонез мог состоять из нескольких туров, не более трех, во время которых пары распадались, образовывая новые.

Польский мог предшествовать ужину, когда все участники, не прекращая танца, направлялись в столовую.

Существовали разновидности танца — круглый польский, полонез с прыжками (polonaise sautente).

Вальс к оглавлению

Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову танец — вальс был вторым танцем, также мог являться и открывающим на частном балу.

Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным.

Вальс создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.

Во время танца в паре необходимо было находиться не слишком близко друг к другу, и не слишком отдаленно, не отворачивать голов друг от друга, чтобы глаза были не слишком подняты, но и не опущены. Ноги вытянуты, танцевать следует на носках и без шарканья, руки держать закругленными — левая рука дамы лежит на плече кавалера, а правая рука кавалера обхватывает талию дамы.

В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки — можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур. Когда дама желала прекратить вальс, то предупреждала об этом кавалера, произнося «Merci», с легким поклоном головой.

Дирижер-распорядитель, желая закончить вальс и перед тем, как замолкнет музыка, объявлял: «Valse va finir» («Вальс закончен»).

Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па — более спокойный, и французский, более живой — в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце XIX века появились вальс-галоп, вальс-менуэт…

Французская кадриль к оглавлению

В первой трети XIX века этот танец был одним из самых популярных на балу, достигнув широкого распространения в 1830-х годах, и его могли танцевать несколько раз за вечер.

В начале XIX века кадриль состояла из пяти фигур и требовала хорошей техники исполнения: надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих.

К концу XIX века происходит эволюция французской кадрили. Построение пар было в виде колонны, а не в виде каре, в танце насчитывалось шесть фигур, упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом после лёгких танцев.

На любые кадрили вежливость требует выбирать визави с согласия своей дамы и по возможности не приглашать брата или мужа своей партнерши. К кадрили кавалер ведет свою даму под руку, а не за руку, и таким же образом отводит ее назад, по окончании танца.

Мазурка к оглавлению

Успех этого танца пришелся на 2 половину 1810-х — 1820-е годы — стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.

Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру — он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама ему подчинялась. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца.

«Бравурный», или краковский, стиль — характерный для провинциальных балов — отличался размашистым и свободным исполнением. Здесь кавалеры проявляли силу, решительность, галантность, очаровывали и завоевывали своих дам, демонстрирующих слабость и хрупкость.

Салонная мазурка, утонченная и изысканная, более плавная и спокойная, признавалась танцмейстерами как единственно правильный вариант, при этом во время танца не было противопоставления мужского и женского начал, характерного для бравурного стиля.

В 1820-е французская (светская и любезная) манера мазурки сменяется английской, с томными и ленивыми движения кавалера, что было связано с модой на дендизм.

Мазурка продолжалась долго: одни пары исполняли фигуру, показанную распорядителем и его дамой, другие наблюдали за ними или вели светскую беседу, получившую название «мазурочная болтовня». Принимающие участие пары могли пропускать фигуры танца. Мазурочные беседы позволяли легально общаться с противоположным полом, что имело большое значение и предоставляло возможность любовного признания. В мазурке были распространены разные фигуры, в том числе с выбором партнера, и предпочтение в пользу кого-то могло рассматриваться как знак особой благосклонности.

Мазурку в конце XIX века постепенно вытесняют котильон и кадриль-монстр (обыкновенная кадриль, между фигурами которой вставляются различные легкие танцы). Со временем создавались варианты мазурки, такие как вальс-мазурка, кадриль-мазурка.

Полька к оглавлению

В аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец — полька. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.

Во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство.

Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу XIX века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца — полька-галоп, полька-мазурка.

Котильон к оглавлению

Игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки.

На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы.

Начинался котильон туром вальса по кругу — за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца — от более легких к более сложным.

Танцмейстеры придумывали всё новые и новые фигуры котильона, с вовлечением в танец различных бытовых предметов (стульев, вееров, цветков, шляп и т.п.) или котильонных аксессуаров (флагов, шаров, хлопушек, снежков из папирусной бумаги и т. п.)

Молодым девушкам рекомендовалось держать себя очень сдержанно и в некоторых фигурах не позволять себе движений, не согласных с хорошим тоном.

Котильон, весьма раскрепощенный, не предназначался для придворных балов: представители царской фамилии и знатные особы обычно покидали бал сразу после ужина, не принимая участие в шумном и развлекательном многочасовом танце-игре.

Прочие танцы XIX века к оглавлению

Галоп — игриво-быстрый танец с беззаботным характером исполнения, рекомендовалось танцевать его в большой зале, по гладкому паркету, немногочисленным числом пар. Этим танцем могли оканчивать кадриль или сам вечер.

На балах в первой трети XIX века танцевались англезы и экосезы, матредур, гросфатер, тампет, Различные кадрили, например, русскую и английскую, а также краковяк.

В середине XIX века появляется лансье — танец, вызвавший переполох на балах по причине, что он всеми танцевался различно.

Падекатр, падеграс, венгерка, миньон, шакон — танцы конца XIX века.

Танцы-соло к оглавлению

Существовали сольные, или «блистательные», танцы, исполнявшиеся одним или несколькими танцующими.

В первой трети XIX века были распространены:

Тирольский вальс — имитация сольного танца тирольской крестьянки. Казачок — танец, заимствованный из русских народных. Матлот — традиционный английский матросский танец со сложной работой ног. Тамбурино — турецкий танец, переделанный на французский манер, дама, его танцевавшая, всегда держала в руках игрушки или барабанчик. Фанданго — сольный танец в испанском стиле, с кастаньетами; был очень любим за красивые движения и кружение. Также в моде были стилизации под Французские, Савойские и Неаполитанские танцы. Бывали танцы с гирляндами и букетами, часто исполняемыми детьми. Иногда такие танцы приобретали некоторую сюжетность: например, Весталка, или танец для 4-х девушек «Времена Года».

На протяжении всего XIX века в мемуарной литературе упоминаются два сольных (показательных) танца:

Русская пляска, в которой выразительные простонародные движения и сила чувства особенно впечатляли иностранцев.

Па де шаль — возникший в период увлечения античной культурой, танцевался с легким газовым шарфом, который необходимо изящно драпировать, поэтому в исполнении были важны грация и плавность движения рук. В танце обычно участвовали от одной до трех танцовщиц — они под музыку из известного балета создавали красивые группы, принимали изящные позы, подбрасывали шали, ловили их, набрасывали на голову, обвивали вокруг талии и т.п. В женских институтах па де шаль исполнялся как групповой танец.

Список литературы к оглавлению

  • Быт (2003) Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. —СПб: Издательство Ивана Либбаха, 2003. —Т.~1. А-К.
  • Гавликовский (1902) Гавликовский, Н. Л. Руководство для изучения танцев. Составил артистимператорских Санкт-Петербургских театров Н. Л. Гавликовский. Общедоступноепособие по изучению всех бальных танцев с указателем фигур для котильона и мазурки / Н. Л. Гавликовский. —Санкт-Петербург, 1902.
  • Гоппе (1881) Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной исемейной. В пяти отделах. —С-Петербург: Издание Германа Гоппе, 1881.
  • Дмитриев (1998) Дмитриев, М. А. Главы из воспоминаний моей жизни / М. А. Дмитриев. —М.: Новое литературное обозрение, 1998.
  • Жахарев (1989) Жахарев, С. П. Записки современника. Дневник студента /С. П. Жахарев. —Л.: Искусство, 1989.
  • Захарова (2003) Захарова, О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII — начала XXв. / О. Ю. Захарова. —М.: ЗАО Центрполиграф, 2003.
  • Институтки (2005)Институтки: Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц /. В. М. Боковой, Л. Г. Сахаровой. —М.: Новое литературное обозрение, 2005.
  • Колесникова (2005) Колесникова, А. В. Бал в России. XVIII — начало XX века /А. В. Колесникова. —СПб: Азбука-классика, 2005.
  • Лаврентьева (2007) Лаврентьева, Е. В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры.Этикет / Е. В. Лаврентьева. —М.: Молодая гвардия, 2007.
  • Лотман (2006)Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русскогодворянства (XVIII — начало XIX века) / Ю. М. Лотман. —СПб: «Искусство СПб», 2006.
  • Лотман and Погосян (2006) Лотман, Ю. М. Великосветские обеды / Ю. М. Лотман, Е. А. Погосян. —СПб: Издательство «Пушкинского фонда», 2006.
  • Максин(1839) Максин, А. Изучение бальных танцев. Соч. А. Максина. С рисунками инотами для фортепьяно / А. Максин. —Москва: типография Николая Степанова, 1839.
  • Марченко (2005) Марченко, Н. Быт и нравы пушкинского времени / Н. Марченко. —СПб: Азбука-классика, 2005.
  • Петровский (1825) Петровский, Л. Правила для благородных общественных танцев, изданныеучителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским /Л. Петровский. —Харьков: Тип. университета, 1825.
  • Правила (1889) Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений наразные случаи домашней и общественной жизни. Состав. Юрьев и Владимирский. —С-Петербург, 1889.
  • Дуков (2000) Развлекательная культура России XVIII-XIX вв. Очерки истории и теории. /. Е. В. Дуков. —СПб: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000.
  • Светозарская (1880) Светозарская, К. Светский человек изучивший свод законов общественныхи светских приличий / К. Светозарская. —С-Петербург, 1880.

Добавить комментарий