Алеманда танцмейстера Дюбуа

Источник: Dubois Principes d’allemandes. Paris, 1784. https://bib.hda.org.ru/books/dubois_1784_allemandes

Все описания приведены от лица кавалера. Ниже дан перевод французского текста, а в скобках курсивом написаны мои (М.Д.) комментарии по поводу неочевидных мест и моя версия их реконструкции. Мы будем также использовать термин “пасс”, который употребляет Дюбуа для обозначения части фигуры.

Несмотря на довольно многословные объяснения, далеко не всё в фигурах Дюбуа прописано. Например, никогда не прописаны ракурсы относительно линии танца. Кроме того, отсутствие знаков препинания порой затрудняет определение границ пассов и подчинения дееприичастных оборотов.

В самом начале своей книги танцмейстер приводит три правила по танцеванию алеманды:

  1. Кавалер начинает слева от дамы.
  2. Следует всегда опускать руку в конце каждого пасса.
  3. Вращаться вокруг по залу налево.

Замечание: ниже рядом с каждым описанием приведен рисунок. Он не всегда соответствует началу или концу фигуры. Внутри написано, в какой части описания следует встать в положение, изображенное на рисунке. Кроме того, для удобства мы будем в начале каждой фигуры писать исходную позицию и ссылаться на рисунок, на котором она изображена (если таковой имеется).

Первая фигура 

Исходное положение: рисунок 1.

  • Я беру правой рукой левую руку Дамы и заставляю её сделать один оборот налево под моей правой рукой.
  • Я опускаю руки и заставляю её сделать один оборот направо под той же рукой.
  • Я беру левой рукой левую Дамы и делаю оборот направо, сгибая мою левую руку за собой (на пояснице).
  • Я беру правой рукой правую руку Дамы спереди и повторяю этот пасс по желанию (дальше видимо идет объяснение, как именно повторять этот пасс, потому что он повторяется не дословно). Я отпускаю левую руку за собой и заставляю Даму сделать оборот налево, сгибая ей руку за ней (на пояснице)    
  • Я беру левую руку Дамы своей левой рукой спереди. Я отпускаю её правую руку и делаю оборот направо, сгибая левую руку за собой.
  • Я беру правой рукой правую руку Дамы спереди.

Эта последовательность состоит из 6 пассов, которые повторяются по желанию.

Вторая фигура

Исходное положение: рисунок 2.

  • Не отпуская две руки я прохожу под левой рукой Дамы (кавалер просто пятится спиной вперёд, проходя под левыми руками и не делая поворотов, можно чуть подразвернуться к дамской подмышке, проходя под руками, но тогда нужно будет подразвернуться в обратную сторону, выпрямляясь после этого прохода)
  • Я заставляю её сделать оборот налево под руками.
  • Я опускаю руки, поднимаю их снова и заставляю её сделать оборот направо (под обеими руками).
  • Я прохожу на её право, поднимая две руки (кавалер проходит спиной к даме под двумя руками, меняясь с дамой местами. Никто не вращается)
  • Я провожу свою правую руку над своей головой, сгибая свою левую руку за собой, я перехожу налево от Дамы, чтобы вернуть её в позицию, изображенную на втором рисунке (кавалер поднимает вверх правые руки и проходит под ними, возвращаясь в позицию на начало фигуры)

Третья фигура

Исходное положение: рисунок 2.

  • Я отпускаю правую руку Дамы и делаю оборот направо под своей левой рукой, оставляя всё время левую руку за собой в той же позиции (на пояснице)
  • Я беру правой рукой правую руку Дамы за ней и не отпуская всех руку я прохожу под своей левой рукой и перехожу направо от Дамы, продолжая держать её правую руку и сгибая её левую руку за ней (кавалер берет своей правой рукой правую руку дамы за дамой, т.е. на её пояснице, и проходит за спиной дамы, меняясь с дамой местами). 
  • После этого я заставляю даму вращаться налево вокруг неё самой,  проводя мою правую руку над её головой и сам не забывая вращаться налево. (кавалер вращает даму налево под правой рукой и сам проходит спереди, возвращаясь на кавалерское место), что и представлено на третьем рисунке.
  • Я опускаю руки, поднимаю их заново, не отпуская, и заставляю её вращаться направо, чтобы вернуться в первоначальную позицию (вращая даму под двумя руками, кавалер перехватывает дамскую левую руку в свою правую).

Что и составляет четыре пасса.

Четвертая фигура

Исходное положение: рисунок 1.

  • Я вращаюсь пол-оборота налево, проводя свою левую руку над головой дамы. Я беру левой рукой правую руку Дамы.
  • Не отпуская обеих рук я вращаюсь пол-оборота направо, проводя свою левую руку над своей головой. Отсюда я иду всегда назад держа две руки. (кавалер вращается пол-оборота налево и подает левую руку даме сверху, как на картинке, дальше вращается целый оборот в обратную сторону, проходя под своей левой рукой. В конце оказывается спиной по линии танца в позиции лодочка)
  • Я вращаю даму на пол-оборота налево, сгибая её левую руку сзади неё (на пояснице).
  • Оставляя её левую руку сверху, я опять провожу эту руку над её головой, что возвращает нас лицом друг к другу.
  • Я поднимаю свою левую руку и вращаюсь пол-оборота на лево, сгибая свою правую руку за собой
  • Не расцепляя руки и не опуская их, мы поворачиваемся пол-оборота направо.
  • Я танцую балансе на месте и вращаю Даму два оборота вокруг неё самой: первый под моей левой рукой, второй — под двумя руками (руки сильно переплелись).
  • Мы опускаем руки и затем поднимаем все руки, которые сейчас перекрещены.
  • Дама танцует балансе на месте. Я вращаюсь целый оборот направо.
  • Я раскрываю руки, вращая Даму под моей левой рукой налево и перевожу свои руки в позицию, изображенную на рисунке 5.
В этой фигуре 10 пассов.

Пятая фигура

Исходное положение: рисунок 5.

  • Я отпускаю свою руку, которая находится сзади дамы (т.е. правую) и беру ею левую руку дамы.
  • Я вращаюсь под своей левой рукой пол-оборота налево сгибая свою правую руку за собой (на пояснице)
  • Я опускаю левую руку вниз и вращаюсь пол-оборота направо,  не отпуская руку.
  • Я прохожу под правой рукой Дамы, не отпуская рук.
  • Я вращаю даму пол-оборота налево, что возвращает её в мои объятья.
  • (2 пасса) Я отпускаю правую руку Дамы заставляя её вращаться вокруг своей оси два оборота направо, второй из которых — под моей правой рукой, что возвращает нас в исходную позицию.

Шестая фигура

Исходное положение: рисунок 1.

  • Я отпускаю руку и делаю променад, вращаясь налево. (Кавалер убегает от дамы по линии танца). Дама делает тоже, следуя за мной.
  • Я возвращаюсь к ней, беря правой рукой её правую руку. Я вращаю её под своей правой рукой налево.
  • Я отпускаю руку, чтобы сделать оборот налево, также, как она (непонятно, делает ли одновременно с кавалером дама поворот налево, или “также, как она” относилось к предыдущему пассу)
  • Я беру левой рукой её левую руку, я вращаю её направо под моей левой рукой.
  • Не отпуская левых рук, я подаю правую руку поверх и вращаюсь направо под своей правой рукой, отпуская левую руку.
  • Я снова подаю левую руку поверх. Я вращаю Даму направо под моей левой рукой.

Я снова подаю правую руку поверх. Я повторяю этот пасс попеременно. Я заканчиваю этот пасс с руками накрест, что и представлено на шестом рисунке. (т.е. правые сверху левых).

В этой фигуре 6 пассов.

 

Седьмая фигура

Исходное положение: рисунок 6.

  • Не отпуская рук я вращаюсь пол-оборота направо, проходя под своей правой рукой и сгибая левую за собой (на пояснице).
  • (2 пасса) Я делаю еще два оборота направо: первый — под левой рукой дамы (кавалер проныривает той рукой, которая на пояснице), второй — под двумя руками (в неудобную сторону, руки становятся переплетены)
  • (2 пасса) Я опускаю руки и поднимаю их заново, не отпуская. Я вращаю Даму под двумя руками два оборота налево и моя правая рука оказывается над её головой, что и изображено на рисунке 7.
  • Я поднимаю руку, чтобы вращать даму направо один оборот и беру правой рукой левую руку дамы (кавалер проворачивает даму направо под двумя руками, перехватываясь в позицию с рисунка 1)

Замечание: удобно мыслить, что здесь фигура заканчивается, а следующий пасс относится уже к следующей фигуре.

  • Я вращаюсь пол-оборота налево, что изображено на рисунке 8. (кавалер вращается от дамы и подает левую руку под правой спереди Дамы)
В этой фигуре 7 пассов.

Восьмая фигура

Исходное положение: рисунок 8.

 

 

 

 

 

 

 

Девятая фигура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Десятая фигура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одиннадцатая фигура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двенадцатая фигура

 

Добавить комментарий