Варианты названия: Branle de Montirande (Montirandé, Montiranday), Бранль Монтиранд (Монтиранде); double de Montirande (Montirandé, Montiranday), дубль Монтиранде (Монтиранде), двойной Монтиранд (Монтиранде).
Источник изучения: анонимный манускрипт Instruction pour danser (c1610, предположительный автор – Антуан Эмеро). Этот же танец описан у де Лоза.
Исходное положение: Танец в кругу на произвольное число пар. Все танцоры держатся за руки.
Музыка: размер 2/2 или 4/4, три части по 4 такта. Форма AABCC.
В 16 и начале 17 века музыка нотировалась разными способами, разбиения на такты еще не существовало в практике. Бранль Монтиранде нотировался и в 2/2 и в 4/4, причем есть записи как с разбиением по 4 такта на часть, так и с разбиением по 8 тактов на часть (запись другими длительностями). Отдельная трудность имеется в разборе повторений частей – авторы часто забывают поставить знак откуда повторять бранль или ставят его не на всех партиях. Тем не менее, наиболее удачный вариант реконструкции музыки говорит именно о повторении частей в виде AABCC. Ноты бранля Монтиранде можно найти у Антуана Франциска, Михаэля Преториуса, Шанси и в трактете Марана Мерсена. Авторы описаний танца пишут, что музыка этого бранля очень быстрая. Выше выбран один из вариантов современной нотации.
Танец относится к: 1600-1620
Автор описания: Дмитрий Филимонов
Схема танца:
В манускрипте после описания бранля Монтиранде сразу следует описание двойного Монтиранде, без отдельного подсчета количества шагов. Описание этого бранля у де Лоза явно указывает на то, что двойной Монтиранде – это вариация, исполняемая на вторую и третью музыкальные фразы. Таким образом, реконструкция выглядит следующим образом: можно исполнять бранль Монтиранде на все музыкальные фразы, а можно исполнять его только на AA, а на BCC исполнять вариацию.
Бранль Монтиранде
Исполняется на одно повторение музыкальной фразы. В полном проведении музыки содержится 5 повторений: AABCC.
Детали реконструкции
Первые 6 шагов бранля описаны как pas fermes, закрытые шаги. В других источниках на эту же эпоху нет описаний таких шагов. Предложенная ниже реконструкция основывается на сравнении автором закрытого шага и первого глиссирующего каданса вправо, а также на сравнении описания бранля в манускрипте с описанием у де Лоза. Длительности шагов в манускрипте не указаны.
Такт 1, счет “раз”: шаг правой рядом с левой.
Такт 1, счет “и”: шаг левой в сторону.
Такт 1, счет “два”: шаг правой рядом с левой.
Такт 1, счет “и”: шаг левой в сторону.
Такт 2, счет “раз”: шаг правой рядом с левой.
Такт 2, счет “два”: шаг левой в сторону.
Такт 3, счеты “раз-и”: Cadance glissée с правой ноги вправо.
Такт 3, счеты “два-и”: Cadance glissée с правой ноги вправо. В конце вес на левую ногу не переносится.
Такт 4, счеты “раз-и-два”: три декупированных шага влево, начиная с левой.
Двойной Монтиранде
AA, Такты 1-8: двукратное повторение бранля Монтиранде.
B, Такт 1, счеты “раз-и-два”: три шага на месте, начиная с правой ноги.
B, Такт 2, счеты “раз-и-два”: три шага на месте, начиная с левой ноги.
B, Такты 3-4: повторение тактов 1-2 части B.
CC, Такт 1: медленный Favorit правой ногой налево.
CC, Такт 2: медленный Favorit правой левой налево.
CC, Такт 3: развернувшись по ходу танца (правым плечом в центр), шаг правой ногой вперед.
CC, Такт 4: шаг левой ногой вперед, по ходу танца.
CC, Такт 5: развернувшись спиной по ходу танца (левым плечом в центр), шаг правой ногой назад.
CC, Такт 6: шаг левой ногой назад, по ходу танца.
CC, Такт 7: Cadance glissée с правой ноги вправо. В конце вес на левую ногу не переносится.
CC, Такт 8, счеты “раз-и-два”: три декупированных шага влево, начиная с левой.