Источник изучения: Gottfried Taubert, Rechtschaffener Tantzmeister, Leipzig, 1717. https://bib.hda.org.ru/books/taubert_1717
Автор описания: Мария Деркач
Степень реконструкции: полная
Музыкальный размер: 6/4 или 3/4.
Шаги куранты
Каждый из основных шагов занимает 2 такта размера 3/4 или 1 такт размера 6/4. Ниже дана раскладка по счетам для второго варианта.
Первый шаг – Coupé+demi-coupé (купе + деми-купе) с правой ноги
Счет 1. Шаг правой ногой на полупальцы
Счет 3. Шаг левой ногой на полную стопу (левая нога скользит по полу)
Счет 4. Шаг правой ногой на полупальцы.
Счет 6. Опуститься на пятку правой ноги и уйти на ней в плие, освободив левую ногу.
Затем можно сделать такой же шаг с левой ноги.
Второй шаг – Coupé+Pas (купе + шаг) с правой ноги
Счеты 1-3. Как в первом шаге.
Счет 4. Шаг правой ногой на полную стопу с переносом на нее веса.
Счет 5. Пауза.
Счет 6. Плие на правой ноге.
Третий шаг – Pas grave+pas (па грав + шаг) с правой ноги
Счеты 1-2. Вынести правую ногу вперед, скользя ею по полу, без переноса на нее веса.
Счет 3. Опуститься на пятку правой ноги, перенеся на нее вес.
Счет 4. Шаг левой ногой на полную стопу.
Счет 5. Пауза.
Счет 6. Плие на левой ноге.
Четвертый шаг – Pas grave+demi-coupé (па грав +деми-купе) с правой ноги
Счеты 1-3. Как в третьем шаге.
Счеты 4-6. Как в первом шаге.
Поклон куранты.
Занимает 2,5 такта размера 6/4.
Исходное положение: пара стоит лицо к зрителю, дама справа от кавалера.
Часть 1. (Поклон зрителю)
Счет 1. Шаг друг другу во вторую позицию.
Счет 2. Дама приставляет правую ногу в первую позицию, кавалер отрывает пятку левой ноги от пола.
Счет 3. Поклон: дама – плие, кавалер сгибается в талии.
Счет 4 Выпрямиться из поклона.
Счет 5. Кавалер подставляет ногу в третью позицию назад.
Счет 6. Плие на внешних ногах, внутренние ноги в воздушной позиции.
Часть 2 (Поклон друг другу)
Счеты 1-2. Вынести внутреннюю ногу в диагональ наружу на носок: дама – левую направо, кавалер – правую налево.
Счет 3. Плие на двух ногах в четвертой позиции.
Счет 4. Вырасти на двух ногах на полупальцы, подтянув заднюю ногу в первую позицию и развернувшись лицом друг к другу.
Счет 5. Поставить пятки на пол.
Счет 6. Плие на нижних ногах (кавалер – на правой, дама – на левой).
Счет 1. Шаг вверх по залу свободными ногами.
Счет 2. Дама подставляет левую ногу в первую позицию. Сразу поклон друг другу.
Счет 3. Выпрямиться из поклона.
Куранта простая не за руку (von der Hand)
Вступление
Такты 1-3. Поклон (2,5 такта) и шаг внешними ногами с разворотом вверх по залу (дама – с правой, кавалер – с левой).
Такт 4. Pas grave+demi-coupé вперед.
Затем дама повторяет движения кавалера зеркально. Дальше описаны движения для кавалера (движение начинается с внутренних ног)
Основная часть.
Такт 1. Coupé+demi-coupé вперед.
Такт 2. Coupé+Pas вперед, причем на счет 4 кавалер разворачивается на четверть круга влево (от дамы).
Такты 3. Pas grave+Pas, с разворотом на счет 4 на четверть круга влево. В конце шага дама и кавалер должны оказаться лицом вниз по залу.
Такт 4. Pas grave+demi-coupé вперед (вниз по залу).
Такты 5-8. Повторение тактов 1-4 вниз по залу.
Такты 9-12. Повторение тактов 1-4 вверх по залу.
Завершение.
Такт 13. Coupé+demi-coupé с разворотом на счет 4 вправо (правая нога ставится в четвертую позицию взакрест).
Такт 14. Coupé+demi-coupé назад, на счет 1 разворачиваясь лицом вверх по залу.
Такт 15. На счет “1” шаг друг к другу, на счет “4” кавалер уводит левую ногу в четвертую позицию, дама – правую ногу в первую позицию.
Далее идут поклоны.
Куранта простая за руку (an der Hand)
Различают 3 разных траектории простой куранты за руку:
1.Куранта по прямой (gerade linie)
2. Куранта по прямоугольнику (viereckig)
3. Куранта по кругу (oval)
Вступление
Такты 1-3. Поклон и шаг внешними ногами с разворотом вверх по залу (дама – с правой, кавалер – с левой).
Такт 4. Pas grave+demi-coupé вперед.
Основная часть
Дальше дама всегда идет первым шагом (coupé-demi-coupé), кавалер – шагами 1, 2, 3, 4 в указанном порядке, затем повторяет этот четырехтактовый фрагмент (подробнее об основной части ниже)
У Тауберта не прописано, как добиться указанных выше траекторий. Ниже приведены возможные варианты решения этого вопроса.
Основная часть куранты по прямой (Траектория кавалера)
Такт 1. Coupé+demi-coupé вперед.
Такт 2. Coupé+Pas вперед, начиная обводить даму вокруг себя
Такты 3. Pas grave+Pas практически на месте (на счет 4 нога ставится в третью позицию назад), продолжая обводить даму вокруг себя.
Такт 4. Pas grave+demi-coupé практически на месте, в конце шага дама оказывается спиной к зрителю.
Такты 5-8. Повторение тактов 1-4 вниз по залу.
Такты 9-12. Повторение тактов 1-4 вверх по залу.
Основная часть куранты по прямоугольнику (Траектория кавалера)
Такт 1. Coupé+demi-coupé вперед
Такт 2. Coupé+Pas вперед, причем на счет 4 левая нога ставится во вторую позицию (кавалер остается лицом вверх по залу), начиная обводить даму вокруг себя
Такты 3. Pas grave+Pas, причем па грав делается с разворотом на четверть круга влево, а шаг – во вторую позицию, продолжая обводить даму вокруг себя.
Такт 4. Pas grave+demi-coupé, причем па грав делается с разворотом на четверть круга влево. В конце шага и дама, и кавалер оказываются спиной к зрителю.
Такты 5-8. Повторение тактов 1-4 вниз по залу.
Такты 9-12. Повторение тактов 1-4 вверх по залу.
Завершение
Такт 13. Coupé+demi-coupé вниз по залу, в конце шага кавалер подворачивается к даме.
Такт 14. На шаге coupé+demi-coupé кавалер на счет «1» подворачивается лицом вверх по залу, остальные движения – вниз по залу спиной. Дама повторяет такт 13 кавалера (подворачиваясь тоже к кавалеру в ту же сторону). Кавалер проходит перед дамой.
Такт 15. На счет «1» кавалер делает подшаг к даме правой ногой, на счет «4» увести левую ногу в четвертую позицию. Дама на счет «1» делает шаг левой ногой к кавалеру, доворачиваясь лицом вверх по залу. На счет «4» приставляет правую ногу в первую позицию.