Источник:
1. Charles Durang The Fashionable Dancer’s Casket, or the Ball-room Instructor. A New and Splendid Work on Dancing, Etiquette, Deportment and the Toilet. Philadelphia, 1856. https://bib.hda.org.ru/books/durang_1856
2. Dick’s Quadrille Call-book and Ball-room Prompter. Containing Clear Directions How to Call out the Figures of Every Dance, with the Quantity of Music Necessary for Each Figure, and Simple Explanations of all the Figures and Steps Which Occur in Plain and Fancy Quadrilles. Also, a Plain Analysis and Description of All the Steps Employed in the Favorite Round Dances. Fully Describing: the Opening March or Polonaise, Various Plain and Fancy Quadrilles, Waltz and Glide Quadrilles, Glide Lancers and Caledonians, Plain Lancers and Caledonians, Saratoga Lancers, the Parisien Varieties, the Prince Imperial Set, Social and Basket Quadrilles, Nine-Pin and Star Quadrilles, Gavotte and Minuet Quadrilles, ,March and Cheat Quadrilles, Favorite Jigs and Contra Dances, Polka and Polka Redowa, Redowa and Redowa Waltz, Polka Mazourka and Old Style Waltz, Modern Plain Waltz and Glide, Boston Dip and Hop Waltz, Five Step Waltz and Schottische, Varsovienne, and Zulma l’orientale, Galop and Deux Temps, Esmeralda, Sicilienne, Danish Dane, and Over One Hundred Figures for the „German”. To Which Is Added a Sensible Guide to Etiquette and Proper Deportment in the Ball and Assembly Room, Besides Several Pages of Dance Music for the Piano. New York, 1878. https://bib.hda.org.ru/books/dick_1878
Исходное положение: каре.
Танец относится к: 1850-м годам
Автор описания: Ольга Фиалко, Мария Деркач
Музыка: Автор танца не предлагает нот, специально написанных под кадриль, а рекомендует использовать на всю кадриль одну и ту же непрерывно играемую мелодию (или несколько мелодий, сменяющих друг друга без пауз) и между фигурами пропускать 8 тактов музыки.
Техника исполнения: вся кадриль исполняется на шаге шоттиша. В качестве первой части шоттиша (мы будем называть их длинными шагами) Дюранг предлагает комбинацию глиссад-подставить-глиссад-подпрыгнуть. В качестве второй части шоттиша (для нас – короткие шаги) в источнике описывается вариация из одних прыжков (по два прыжка на каждой ноге), однако при использовании медленной музыки мы считаем вполне уместным вариацию с шагами (шаг-прыг-шаг-прыг-…). Ниже схема будет расписываться не по тактам, а по связкам шоттиша (два длинных шага+ 4 коротких). Курсивом прописаны варианты реконструкции, не указанные в источнике.
Фигура 1
Связки 1-2 (8 тактов). Главные пары променад полный круг (длинные шаги – движение в открытой паре, на коротких – вращение в закрытой. Каждая связка – полкруга).
Связки 3-4 (8 тактов). Главные пары – вальс на чужие места (длинные шаги – в закрытой паре в центр и из центра, на коротких – вращение так, чтобы пройти четверть круга и встать на уровне боковых пар. Далее, длинные шаги вбок и обратно и вращение на коротких шагах на чужое место)
Связки 5-8 (16 тактов). Повтор связок 1-4 боковыми парами.
Связки 9-10 (8 тактов). Общий вальс (длинные шаги – в закрытой паре в центр и из центра, на коротких шагах смещение на одно место вправо, повторить еще раз для перехода на исходные места).
Музыка продолжает играть
Фигура 2
Пропустить 8 тактов музыки.
Связки 1-2 (8 тактов). Главные пары – променад, затем главные кавалеры берут даму визави и ведут её на своё место (одна связка шотиша, чтобы пройти променадом 1/4 круга и повращаться в середине каре, становясь лицом к партнеру визави на уровне боковых пар. Кавалеры берут чужих дам и на длинных шагах в закрытой паре двигаются наружу-внутрь, а на коротких – вращаются до своих мест).
Связки 3-4 (8 тактов). Общий аллеманд. (Здесь мы используем описание кадрильной фигуры алеманд из источника [2]: каждый кавалер идет к даме контр-визави справа (удобно подходить к ней, вставая справа), вращается с ней за правую руку полкруга, затем возвращается к своей даме и вращается с ней за левую руку до своих мест (перемещение к даме делается на длинных шагах, вращение за руку – на коротких)
Связки 5-6 (8 тактов). Повтор связок 1-2 боковыми парами.
Связки 7-8 (8 тактов). Общий аллеманд.
Связки 9-10 (8 тактов). Главные кавалеры с новыми дамами танцуют променад (здесь удобно пройти 3/4 круга внутри кадрили), забирают своих дам и уходят на места визави (Длинные шаги – променад, короткие – вращение так, чтобы встать лицом к лицу со своей дамой, длинные шаги – наружу и внутрь, короткие шаги – вращение до мест визави)
Связки 11-12 (8 тактов). Общий вальс (как в связках 9-10 фигуры 1).
Музыка продолжает играть
Фигура 3
Пропустить 8 тактов музыки.
Связки 1 (4 такта). Главные пары идут променадом налево (удобно двигаться по линии танца и пройти 3/4 круга) к боковой паре, вращаются перед ними и с заканчивают лицом к чужому партнеру.
Связка 2 (4 такта). В смешанных парах на шоттиш-вальсе расходятся в линии так, чтобы танцоры главных пар стояли внутри линии (на длинных шагах – наружу и внутрь, на вращении выстраиваются в линии на местах главных пар. Каждая вращавшаяся пара раскрывается в неправильную позицию: кавалер справа от дамы)
Связки 3-4 (8 тактов). Линии сходятся на длинных шагах, встречают своего партнера и с ним вращаются на свои места (удобно после встречи со своим партнером на вращении дойти до угла, слева от исходного места. Затем на длинных шагах в закрытой паре – в центр и из центра и, наконец, довращается до своих мест)
Связки 5-8 (16 тактов) Повтор фигуры вторыми парами (линии будут на их местах).
Музыка продолжает играть
Фигура 4
Пропустить 8 тактов музыки.
Связка 1 (4 такта). Мулине дам (на первом длинном шаге дамы сходятся в центре и подают правые руки, на втором длинном шаге и на коротких вращаются полкруга до кавалера визави).
Связка 2 (4 такта). Вращение с кавалером визави.
Связки 3-4 (8 тактов). Кавалеры повторяют связки 1-2 (также подавая в центр правую руку и вращаясь теперь уже со своей дамой).
Связки 5-6 (8 тактов). Общий вальс (как связки 9-10 в фигуре 1).
Музыка продолжает играть
Фигура 5
Здесь, судя по всему, Дюранг неправильно указывает такты, поскольку вторая часть фигуры (Tiroirs), подробно расписанная по шагам, должна занимать 16 тактов, а не 32 такта. По аналогии с ней мы предполагаем, что и первая часть фигуры (Grand chaine) тоже занимает 16 тактов.
Пропустить 8 тактов музыки.
Первая часть (Grand chaine). Вальс с каждым третьим партнером.
Связка 1 (4 такта) На первом длинном шаге каждый танцор меняется со своим партнером за правую руку, на втором – с партнером контрвизави за левую руку, на коротких шагах встречается с партнером визави и вращается с ним в закрытой паре.
Связки 2 (4 такта) Начиная смену правыми руками с партнером визави (с которым только что вращались в закрытой паре), каждый танцор повторяет связку 1 до своего партнера, с которым вращается в закрытой паре на коротких шагах.
Связки 3-4 (8 тактов). Повторение связок 1 и 2 до своих мест.
Вторая часть (Tiroirs).
Связка 5 (4 такта). Главные пары разворачиваются направо, боковые – налево, танцуют балансе (на длинных шагах) и соло-повороты так, что дамы проходят внутри пары, стоящей напротив, а кавалеры – снаружи (т.е. по сути это не tiroirs в привычном понимании, а скорее chaine anglaise).
Связки 6-8 (12 тактов). Повторение связки 5 еще 3 раза до своих мест (Главные пары всегда разворачиваются направо, боковые – всегда налево. Вначале второго и четвертого повторения пары стоят в неправильной позиции: кавалер справа от дамы, при этом дамы всё равно проходят внутри стоящей перед ними пары).
Связки 9-12 (16 тактов). Общий вальс (как связки 9-10 в фигуре 1, но только повторить до своих мест).
Вальс по желанию (Видимо, в этом месте пары выходят из кадрили и просто танцуют, пока этого хочет кавалер и пока не закончится музыка).