Источники изучения:
1. Henri Cellarius, Hippolyte Barrez Arcachon. Quadrille polka. Nouvelle danse de salons. Paris, 1865. https://bib.hda.org.ru/books/cellarius_1865
2. Émile Köhler Les cinq parties du monde, quadrille-polka, nouvelle danse des salons composé par Henri Cellarius neveu. Paris, 1876. https://bib.hda.org.ru/books/kohler_1876
Варианты названия: Les cinq parties du monde, Arcachon.
Хореограф: Анри Целлариус младший (племянник автора книги Les dances des salons и пр.)
Реконструкция: Борис Стратилатов, Мария Деркач.
Музыка: Hippolyte Barrez, Émile Köhler. Перед началом фигуры играется 8 тактов вступления.
Впервые кадриль появилась в 1865 году под названием Arcachon, а фигуры её назывались как регионы Франции. Через 11 лет она появилась под новым названием и под другую музыку, а фигуры носили имена континентов. Ниже в описании даны названия фигур от публикации кадрили Пять частей света, а в скобках — оригинальные названия кадрили Аркашон.
Исходное положение: Четыре пары, стоящие в каре. Вторая пара стоит напротив первой, справа от первой — третья, слева — четвертая.
Техника исполнения: простые шаги и шаг польки.
Фигура 1. Европа (Taillefer)
Такты 1-4. Все четыре пары одновременно в круг en avant et en arrière.
Такты 5-8. Первая и вторая пары en avant, поклон.
Такты 9-12. Первая и вторая пары берутся за руки и делают четверть круга влево, затем Traversé (проходят «гребенкой» так, чтобы первая пара встала напротив третьей, а вторая напротив четвертой).
Такты 13-16. Все четыре пары танцуют demi-сroisé (кавалеры танцуют вправо, дамы влево, кавалеры пропускают дам перед собой) и формируют две линии лицом к лицу. Каждый стоит напротив своего партнера.
Такты 17-20. Пары 3 и 4 (стоящие по бокам линий) танцуют en avant et en arrière со своими партнерами, в то время как кавалеры 1 и 2 делают Demi-tour des main за правую руку с дамами слева, меняясь с ними местами.
Такты 21-24. Пары 3 и 4 Tour des mains за две руки, в то время как пары 1 и 2 делают demi-chaîne des dames.
Музыка меняется на полечную.
Такты 25-32. Общий круг полькой.
Боковые пары повторяют фигуру.
Фигура 2. Азия (Bordeau)
Такты 1-4. Первый кавалер выходит в центр сета и поворачивается лицом к своей даме, после чего они делают поклон друг другу.
Такты 5-8. Второй кавалер повторяет то же самое со своей дамой.
Такты 9-12. Третий кавалер отводит свою даму ко второй даме, приветствует их поклоном и подходит к кавалерам, стоящим в центре спиной друг к другу, подавая им обе руки (правую второму кавалеру, левую первому). Все поданные руки сразу поднимаются наверх, образуя арку.
Такты 13-16. Четвертый кавалер повторяет то же самое. (подавая правую руку первому кавалеру, левую второму). В результате первый и второй кавалеры стоят спиной в центр, третий и четвертый — лицом.
Такты 17-24. Все четыре дамы en avant et en arrière, снова en avant и révérence. Затем они берутся за руки, образуя круг вокруг кавалеров 1 и 2. Кавалеры 3 и 4 оказываются снаружи круга.
Такты 25-32. Дамы делают полный круг вокруг кавалеров и все возвращаются на свои места.
Музыка меняется на полечную.
Такты 33-40. Общий круг полькой.
Фигура повторяется еще один раз. Логично предположить, что начинает третий кавалер, затем четвертый, а первым свою даму к другой даме отводит второй кавалер.
Фигура 3. Африка (Royan)
Такты 1-4. Пары 1 и 2 en avant и en arrière
Такты 5-8. Первый и второй кавалеры en avant, подают руки даме визави и делают с ней 3/4 оборота так, чтобы прийти на место кавалера визави. Здесь они подают руку даме, которая стоит слева (формируя тройки на углах).
Такты 9-12. Руки отпускаются и все дамы танцуют en avant и en arrière.
Такты 13-16. Дамы танцуют Traversé и подают руки кавалерам, к которым пришли.
Такты 17-20. Balancé — 4 шага вправо (развернувшись в пол-оборота), 4 влево.
Такты 21-24. Первый и второй кавалеры прокручивают своих дам пируэтом под руками на месте, дамы друг с другом берутся за руки, чтобы образовать два круга втроём. Тройки танцуют полкруга влево (так, чтобы ведущие пары оказались на местах визави спиной к центру кадрили) и поднимают руки, чтобы пропустить правую от кавалера даму, которая возвращается к своему кавалеру (направо). Пропуская даму, пара разворачивается вслед за ней, оказываясь в правильном положении на местах визави.
Такты 25-28. Первая и вторая пары танцуют en avant, подают руки и делают Demi-rond, чтобы вернуться на свои места.
Такты 29-32. Все кавалеры танцуют Tour des Main за правую руку с дамой, стоящей слева.
Такты 33-40. Все образуют большой круг и танцуют 4 такта влево, 4 такта обратно вправо.
Музыка меняется на полечную.
Такты 41-48. Все танцуют полный круг польки.
Фигура повторяется еще один раз для боковых пар.
Фигура 4. Америка (Saint-Georges)
Такты 1-4. Первый кавалер и вторая дама танцуют traversé, подавая правые руки.
Такты 5-8. Третий кавалер и четвертая дама делают то же самое.
Такты 9-12. Танцоры третьей и четвертой пар танцуют en avant и en arrière.
Такты 13-16. Они же снова en avant и дамы проходят между первой и второй дамами, расходятся «фонтаном» и встают за ними (Идущая первой дама, заворачивает налево), одновременно с ними кавалеры делают ту же фигуру (идущий первым кавалер заворачивает налево). В результате третья дама стоит за второй, четвертая за первой. Таким же порядком стоят кавалеры.
Такты 17-24. Первый и второй кавалеры и дамы напротив сходятся в центре, подают друг другу руки, делают полный круг, кавалеры поднимают руки, пропуская дам под ними.
Такты 25-32. Эти дамы идут к третьему и четвертому кавалерам, с которыми танцуют такую же фигуру, одновременно первый и второй кавалеры делают то же самое с третьей и четвертой дамой. Пропустив дам, кавалеры разворачиваются на месте лицом в центр (не меняясь друг с другом местами).
Такты 33-40. Третий и четвертый кавалеры, с третьей и четвертой дамами снова танцуют эту фигуру, кавалеры пропускают дам под руками, и все расходятся в стороны, присоединяясь к уже стоящим так, чтобы сформировать линию дам и линию кавалеров лицом друг к другу. В линиях все кавалеры оказываются напротив дам визави.
Такты 41-48. Все en avant и en arrière; en avant и кавалеры уводят дам визави на место, делая круг за правую руку. Таким образом кавалеры оказываются на своих исходных местах, а дамы — нет.
Музыка меняется на полечную.
Такты 49-56. Все танцуют полный круг польки с дамами визави.
Фигура повторяется еще один раз.
Здесь совершенно непонятно, кто с кем меняется местами второй раз: ни один вариант не оказывается во втором проведении симметричным первому проведению. Если меняются К2 и К4 c дамами напротив, то такие смены за два проведения все кавалеры выполнят по одному разу, Д2 и Д4 по два раза, а Д1 и Д3 ни разу. Если меняются опять К1 и К3, то тогда К2 и К4 ни разу не меняются с дамами напротив. Однако поскольку решение этого вопроса не влияет на дальнейшее течение схемы, мы предпочитаем останавливаться на варианте, когда во втором проведении меняется сначала К2, затем, К4, а такты 9-12 и далее танцуют Пары 1 и 2. При этом, в тактах 13-16 при проходе между двумя стоящими дамами/кавалерами, первый идущий заворачивает налево.
Фигура 5. Океания (Arcachon)
Такты 1-4. Все кавалеры танцуют tour de main за правые руки со своими дамами.
Такты 5-8. Все кавалеры кланяются даме слева, которая отвечает им реверансом.
Такты 9-12. Все делают croisé (дама проходит ближе к центру), делают круг за правые руки с партнёром на углу.
Такты 13-16. Все делают круг за левую руку со своим партнёром, который заканчивается (не отпуская рук) позицией grand moulinet des dames. В левой руке кавалера левая рука дамы. Свободную правую руку кавалер может положить на пояс дамы, но автор про это не пишет.
Музыка меняется на полечную.
Такты 17-24. Полный круг променада в положении grand moulinet на променаде польки. В конце, не отпуская рук, кавалеры переводят дам перед собой, выводя их наружу и подают правую руку в центр.
Такты 25-32. Фигура grand moulinet повторяется в положении кавалеры внутри, дамы снаружи.
Такты 33-36. Все дамы отпускают руки кавалеров и возвращаются на свои места.
Все кавалеры подают левые руки следующим (левым) дамам и делают с ними круг на шагах польки и возвращаются в позицию moulinet (со сдвигом на четверть круга).
Такты 37-40. То же повторяется со следующей дамой (визави).
Такты 41-44. То же повторяется еще раз.
Такты 45-48. Не вращаясь со своей дамой, кавалеры возвращаются на свои места.
Музыка меняется на кадрильную.
Такты 49-56. Все дамы en avant и en arrière, en avant и встают спиной в центр, все кавалеры подходят и берут дам за руки, чтобы сформировать soufflet — гармошку (на самом деле эта фигура называется corbeille — “корзинка”): каждый кавалер держит двух разных дам за руки, свою правой рукой, левую — левой рукой.
Такты 57-64. Все делают balancé на месте (удобно делать шагами наружу и внутрь) и возвращаются на свои места (здесь следует успеть отвести даму на место и встать с ней в закрытую позицию для последующей польки).
Музыка меняется на полечную.
Такты 65-72. Все — полный круг польки.
Фигура не повторяется.