Источники изучения:
1. Henri Cellarius La danse des salons. Paris, 1847. https://bib.hda.org.ru/books/cellarius_1847_french
2. Eugène Coulon Coulon’s Hand-book; Containing All the Last New and Fashionable Dances. Dedicated to His Pupils. London, 1860?. https://bib.hda.org.ru/books/coulon_1860
3. Eugène Coulon, Louis-Antoine Jullien The Favorite Mazurka Quadrilles with Figures. Philadelphia, 1850?. https://bib.hda.org.ru/books/coulon_1850_mazurka_blake
Варианты названия: Le quadrille mazurka.
Танец относится к: 1847 году
Автор описания: Алексей Мачехин, Марианна Терзян, Мария Деркач
Степень реконструкции: Полная реконструкция
Музыка: Музыка для исторических танцев №4.
Исходное положение: 2 пары визави, 4 пары в каре, или любое четное количество пар, не более 32.
Эта схема была привезена в Англию Кулоном в 1846 году.
Техника исполнения
Целлариус пишет про то, что мазурка — танец, в котором уместно импровизировать в шагах, однако в качестве базовых приводит 4 шага для променада и 2 шага для вращения (tour sur place).
Па глиссе, или па мазурки (pas glisse, pas de mazurka). За счеты “1” и “2” легко подпрыгнуть на левой ноге, скользя правой ногой в четвертую позицию вперед. На счет “3” поднять левую ногу в четвертой позиции назад.
Па де баск (pas de basque). (Удобно тренировать из положения, в котором ноги оказываются после одного па де баска, а именно: правая нога в четвертой позиции на воздухе). На счет “1” поменять ноги местами, оставляя левую ногу на воздухе в четвертой позиции. На счет “2” проскользить левой ногой немного вперед. На счет “3” подбить правой ногой левую, чтобы левая вынеслась на воздух и была готова к началу следующего шага.
Па буатё (pas boiteux). За счеты “1” и “2” легко подпрыгнуть на левой ноге, скользя правой ногой в четвертую позицию вперед. На счет “3” подбить левой ногой правую. Следующий шаг делается опять с правой ноги.
Голубец (pas polonais, coup de talon). На счет “1” ударить левой пяткой по правой. На счет “2” шагнуть левой ногой во вторую позицию. На счет “3”, скользя, подставить правую ногу к левой в первую позицию.
Вращения бывают вперед (Tour sur Place en Avant) и назад (Tour sur Place en Arrière). Описания Целлариуса для вращений не столь прозрачны, как описания его шагов, но судя по всему первое вращение — это вращение шагами вперед (tombé, см ниже) в закрытой паре (левой рукой кавалер берет даму за талию, левая рука дамы в правой руке кавалера), а второе вращение — это вращение в открытой паре с обеими парами рук, скрещенными за спинами, при этом дама идет шагом вперед (tombé), а кавалер — шагом назад (assemblé sissone).
Томбе (tombé). На затакт приподнять правую ногу сзади. На счет “1” упасть правой ногой в четвертую позицию вперед. На счет “2” вращаясь на двух ногах подняться на полупальцы, при этом позиция ног должна смениться и впереди должна оказаться левая нога. На счет “3” поднять правую ногу сзади, чтобы заново начать шаг.
Ассамбле-сиссон (assemblé, sissone). На счеты “1” и “2” сделать ассамбле назад (левой ногой). На счет “3” вытянуть левую ногу на сиссон тандю.
Переход из закрытой позиции в открытую. В схеме мазурки часто требуется сначала сделать 4 такта поворот вперед (т.е. в закрытой позиции), затем 4 такта поворот назад (в открытой позиции). Чтобы перейти из одной позиции в другую следует сделать следующее: кавалер на четвертый такт делает движение на месте (лучше всего томбе в пятую, а затем вынос левой ноги вперед на счет три — этот вынос позволит подвернуться ему вокруг правого плеча, откуда выбежит дама), а дама за это время обходит за спиной кавалера и оказывается опять справа от него. Движения рук в это время следующие: кавалер перехватывает левую руку дамы в свою левую, забрасывает её себе за спину, а правую руку, когда дама оказывается справа от него, протягивает снизу дамской левой руки за спиной дамы и берет её правую руку. Таким образом в руках получается “корзиночка” за спинами.
Вступление (8+24 тактов)
Такты 1-8. Все танцоры танцуют круг налево
Такты 9-16. Все танцоры танцуют круг направо до своих мест.
Такты 17-20. Tour sur Place en Avant
Такты 21-24. Tour sur Place en Arrière
1 часть (64 такта)
Такты 1-8. Главные пары Chaîne Anglaise
Такты 9-16. Главные пары en Avant, кавалеры подают друг другу левые руки, скрещивая их в вверху предплечья и, сделав быстрый полуповорот, меняются дамами. Новых дам (это дама vis-á-vis) доводят до своих мест (каждый кавалер сделал полный круг и вернулся на своё место) и танцуют с ними Tour sur Place вперед.
Такты 17-32. Повтор тактов 1–16 до своих мест.
Фигуру повторяют боковые пары.
2 часть (8+64 такта)
Перед фигурой выждать 8 тактов музыки.
Такты 1-8. Пары І и ІІ En Avant et en Arrière
Особое указание автора на то, что в четвертой фигуре en Arrière танцуется без разворота возможно означает то, что в других случаях в данной кадрили такое перемещение может делаться не как обычно в кадрилях, а развернувшись лицом вперед. Другой вариант: продвигаться назад на голубцах, развернувшись лицом к партнеру и боком к исходному месту.
Такты 9-16. К1 и К2 Traversé, расходясь левыми плечами и Tour sur Place en Avant с дамой vis-á-vis.
Мы полагаем, что траверсе делают именно кавалеры и только они, поскольку описание всей фигуры начинается со слов “Кавалеры 1 и 2…” и далее содержит только местоимения “они” и глаголы, согласованные с ними, а значит все глаголы в фигуре относятся к кавалерам.
Вариант реконструкции: Traversé парами и Tour sur Place en Avant со своей дамой на месте vis-á-vis
Вариант реконструкции: В [1] кавалеры расходятся “par leur droite”, поэтому возможно кавалеры расходятся правыми плечами, однако с такого варианта неудобно заходить на tour sur place. В пользу расхода левыми плечами говорят и источники [2 и 3]
Такты 17-32. Повтор тактов 1-16 до своих мест.
Фигуру повторяют боковые пары.
3 часть (8+80 тактов)
Перед фигурой выждать 8 тактов музыки.
Такты 1-4. Д1 и Д2 Traversé, расходясь правыми плечами
Такты 5-8. Д1 и Д2 Retraversé за левые руки. По окончании Retraversé кавалеры и дамы подают правые руки своим партнерам и доворачиваются в ту же сторону, куда вращались дамы. Левую руку кавалеры кладут дамам на талию.
Такты 9-12. С этой позиции (рука кавалера остается на талии дамы) пары танцуют пол оборота по кругу до смены мест.
Такты 13-16. Кавалеры, не опуская руки с талии дамы, танцуют с ними Tour sur Place en Avant (дама идет шагами назад), формируя с дамами в конце фигуры Moulinet правыми руками.
Здесь естественнее всего, если кавалер в мулине оказывается за спиной своей дамы.
Такты 17-24. На Moulinet пройти полный круг и кавалеры, вновь взяв руки своих дам, отходят назад, оказываясь на местах vis-à-vis.
Здесь либо кавалеры ведут правой рукой даму на место визави, оставаясь за её спиной, либо, берут левой рукой левую руку своей дамы, а правую опять кладут на талию и в таком положении идут на места визави (возможно шагом назад, поскольку в тексте написано “en arrière”.
Такты 25-40. Повтор тактов 1–16, завершая Tour sur Place на своих местах.
Для того, чтобы кавалеры в конце оказались с правильной стороны от дамы, удобнее всего сначала оказаться лицами в центр каре, а потом кавалер “перескакивает” перед дамой справа налево.
Фигуру повторяют боковые пары.
4 часть (8+160 тактов)
Перед фигурой выждать 8 тактов музыки.
Такты 1-8. Пара І Promenade полный круг до своего места.
Вариант: в [2 и 3] Пара І en avant et en arrière.
Такты 9-16. Tour sur Place en Avant et Tour sur Place en Arrière.
Такты 17-20. Пара І en Avant; К1 не отпуская руки переводит свою даму влево от себя и подает свободную руку Д2, которая становится справа от К1 и за его спиной подает левую руку Д1.
Вариант: в [2 и 3] пара подходит к визави, чуть не доходя до них, и кавалер делает разворот вокруг правого плеча, оказываясь спиной к паре визави. После этого он подает левую руку даме визави, протягивая еще направо. Дамы соединяют руки за спиной кавалера.
Такты 21-24. Тройка en Avant.
Такты 24-28. Тройка en Arrière, при этом К1, наклоняясь, подныривает под руки дам. Дамы тем временем остаются несколько спереди кавалера и тройка оказывается в кругу с перекрещенными руками.
Такты 28-32. Тройка танцует по кругу вправо. В конце оборота К1 отпускает Д2.
Вариант: в [2 и 3] ронд делается налево и с этого положения проще оставлять даму визави у её кавалера.
Такты 33-36. К2 и Д2: Tour sur Place en Arrière на своих местах. (этого тура нет в [2 и 3])
К1 и Д1: Promenade на свое место.
Такты 36-40. К1 и Д1: Tour sur Place en Avant на своем месте.
В первоисточнике здесь первая пара танцует еще и Tour sur Place en Arrière, но Целлариус просчитался и полностью фигура не помещается в отведенные 40 тактов.
Фигуру повторяет пара ІІ и затем боковые пары.
5 часть (8+96+48 тактов)
Перед фигурой выждать 8 тактов музыки.
Такты 1-8. Главные пары Demi Chaîne Anglaise, в конце которого каждый танцующих кавалер, не отпуская левой руки дамы, разворачивается через правое плечо, (как описано в части “Техника исполнения”), кладет правую руку ей на талию и танцует Tour sur Place en Arrière.
Такты 9-16. Повтор тактов 1–8 до своих мест.
Такты 17-24. Главные пары, формируя круг, танцуют Demi Rond влево и Tour sur Place en Avant.
Такты 25-32. Повтор тактов 17–24 до своих мест.
Такты 33-40. Главные пары chaine double a quatre.
Возможно, здесь имеется в виду медленный шен на четверых — одна смена на два такта музыки.
Вариант: в [2 и 3] здесь полный шен англез.
Такты 41-48. Tour sur Place en Avant et Tour sur Place en Arrière.
Фигуру повторяют боковые пары.
Не останавливаясь, все вместе заканчивают танец:
Такты 1-8. Grand Rond влево.
Такты 9-16. Grand Rond вправо.
Такты 17-32. Grand Chaîne начиная с правой руки.
Встретив своего партнера Tour sur Place по желанию до конца музыки.