Музыкальный размер: 3/8.
Варианты названия: cotillion
Танец относится к: 1820-1835
Автор описания: Мария Деркач
“В конце прилагаю котильон, поскольку этот танец имеет большое одобрение” — пишет танцмейстер.
Ранний немецкий котильон — это комбинация вальса и кадрили, а точнее — кадриль со вставками вальса.
Музыка. Энгельман пишет, что для него используется обычно специально сочиненная музыка. Но можно использовать вальсовую или кадрильную (Прим: размера 3/8) музыку.
Шаги. Основным шагом Энгельман называет zweitritt (“если танцор не способен больше ни на что”) — именно его он описывает для кадрили, из чего можно сделать вывод, что котильон танцевался на кадрильных шагах, т.е. вполне уместным будет использовать обычное па де буре.
Исходное положение: Четное число пар, стоящих в кругу. Минимум 6 пар. Описание ниже рассчитано на 10 пар. Фигуры задают главный кавалер (К1) и кавалер визави (для 10 пар это К6).
Примечание: распределение по тактам в источнике нигде, кроме одного места, не указано. Ниже в скобках курсивом указано возможное распределение по тактам.
Вступление. Все танцоры берутся за руки и танцуют ронд “направо”, ронд “налево”.
Фигура 1. Пары 1 и 6 променадом сходятся по дуге в центре так, чтобы лицо оказалось повёрнуто к своему месту. Шен на четверых, начиная с партнера визави правыми руками (2 такта музыки на одну смену). Пары 1 и 6 расходятся на свои места по дуге, как и сходились.
Фигуру повторяют пары 2 и 7, затем 3 и 8 и т.д.
Вальс. Все пары танцуют вальс все по кругу
Фигура 2. Пара 1 танцует с парой 2 круг “налево”, с парой 3 крест правыми руками, с парой 4 круг налево и так далее, пока не придет на своё место. Одновременно с этим те же фигуры танцует пара 6, обходя все пары, начиная с пары 7, против часовой стрелки. (Возможное распределение по тактам: 4 такта на вращение, 4 такта на переход к следующей паре).
Фигуру повторяют пары 2 и 7, затем 3 и 8 и т.д.
Вальс.
Фигура 2. Пары 1, 2 и пары 6, 7 сходятся в центре. Разделяются и каждый ищет себе нового партнера, с которым он хочет повальсировать. Вальс до места приглашенного партнера. Затем каждый из начинавших тур сам идет до своего места. Фигуру повторяют пары 3, 4, 8, 9, затем следующая четверка пар и т.д.
Вальс.
Фигура 3. К1 с соседними дамами (Д1 и Д10) берется за руки. То же делает К6 с Д6 и Д5. Две тройки идут друг к другу (4 такта). Затем каждый кавалер поднимает левую руку. В образовавшуюся арочку проходит правая дама, а левая переходит на её место. Кавалер при этом не вращается, поэтому руки у него оказываются перекрещены спереди. Дамы берутся за руки свободными руками за спиной у кавалера* (здесь и далее — два единственных места, где прописано количество тактов: 4 такта). Тройки идут спиной назад (4 такта). Опять вперед (4 такта), и кавалер вращается под левой рукой так, чтобы оказаться лицом к дамам (4 такта) и танцует полкруга на троих с дамами (4 такта). Дамы 1, 6, 10, 5 делают между кавалерами 1 и 6 шен, начиная с смены Д1 с Д10 и Д5 с Д6 правыми руками. Кавалер 1 обходит вокруг Д6 левым плечом на место между дамами, одновременно К6 обходит левым плечом вокруг Д1 (4 такта). Тройки берутся за руки и идут до исходным мест спиной (8 тактов). Фигуру повторяют К2 и К7 с дамами, затем К3 и К8 и т.д.
Вальс.
Фигура 4. К1 и К6 каждый берет 2 стула и все четыре спинка к спинке ставятся в середине круга. Каждый кавалер берет по 2 дамы, ведет их к стульям за ручки и сажает. Дальше К1 и К6 каждый берет по 2 кавалера и ставит их перед дамами. Кавалеры танцуют ронд вокруг дам, затем вальс с той дамой, которая оказалась перед ним, до мест дам. Затем каждый кавалер возвращается на свое место. Затем выбор делают дамы 1 и 6. После чего — опять кавалеры 1 и 6 (выбор делают только танцоры двух главных пар, следя за тем, чтобы все смогли потанцевать эту фигуру).
У этого тура автор описывает другой вариант: каждый раз К1 и К6 выбирают только четырех дам, а Д1 и Д6 — только четырех кавалеров.
Вальс.
Гроссе шен. Все пары одновременно в кругу танцуют гран-шен, начиная с правых рук (2 такта на смену).
Фигура 5. Круг наизнанку. Все держатся за руки, кроме рук Д1 и К2. Вторая пара стоит и делает арочку, а первая дама проходит в арочку, ведя за собой всех остальных.
Далее у фигуры есть два варианта: согласно описанию и согласно рисунку.
Первый вариант (рисунок): Дама заворачивает вдоль сужающегося круга, оставаясь лицом внутрь круга, как бы наматывая круг на старый (К2 в конце прокручивается под своей рукой). Затем всё повторяется в другую сторону (видимо, в этот раз должен К1 нырять в арочку пары 10).
Второй вариант: Дама формирует круг лицом наружу, заворачивая в сторону правой руки. Таким образом, получается вывернутый круг. Фигура повторяется влево, но теперь Д1 ныряет в арочку пары 2 со спины (снова изнутри наружу).
Вальс. Завершающий вальс всех пар по кругу. Здесь автор предлагает альтернативный вариант танцевания: начинают только пары 1 и 6 и доходят до мест визави, затем пары 2 и 7 и т.д
* Эта фигура описана также во втором туре Триоле Роллера