Кадриль Лансье — вторая по популярности кадриль в XIX веке. Считается, что впервые она была опубликована в 1816 или 1817 году в Дублине (Джоном Дювалем) и в Лондоне (Джозефом Хартом). Кадриль была неизвестна за пределами Англии и США до 1857 года, после чего испытала всплеск популярности. В конце XIX века часто можно встретить упоминание об этой кадрили как о придворной, quadrille à la cour.
Источники изучения: [Стуколкин, 1890]
Варианты названия: Lancer Quadrille, Lancer’s Quadrille, Les lanciers, реже — Английская кадриль
Танец относится к: 1820–настоящее время
Схема относится к: 1870–1910
Автор описания: Мария Деркач
Структура танца
У Стуколкина описана схема Дюваля. Кадриль состоит из пяти фигур, танцуется на pas marché. Порядок пар в кадрили следующий: вторая пара стоит напротив первой пары, третья — справа от первой, четвертая — слева от первой.
У автора хореографированы поклоны. Поклон занимает 2 такта музыки и может выполняться как одновременно с тем, кому он предназначен, так и по очереди. Ниже приведено описание поклонов своему партнёру, поклоны углам выполняются аналогично.
Описание поклонов для кавалера:
- Счёт «раз»: шагнуть поворачиваясь лицом к даме правой ногой во вторую позицию.
- Счёт «два»: приставить левую ногу сзади в третью позицию.
- Весь второй такт: медленно поклониться даме.
Описание поклонов для дамы:
- Счёт «раз»: шагнуть лицом к кавалеру левой новой во вторую позицию.
- Счёт «два»: приставить правую ногу сзади в четвёртую позицию назад.
- Весь второй такт: сделать plié, сохраняя вес на двух ногах. Вырастая из плие освободить переднюю ногу, чтобы начать с неё следующие шаги.
Также у автора прописана хореография фигуры chassé croisée et balancé. Фигура занимает 8 тактов. Первая часть выполняется кавалером направо с правой ноги, дамой — налево с левой, дама проходит перед кавалером. Вторая часть выполняется кавалером налево с левой ноги, дамой — направо с правой, дама снова проходит перед кавалером. Описание шагов приведёно для кавалера, шаги дамы выполняются симметрично.
Такты 1–2. Боковое шассе и амбуате:
- Счёт «раз»: скользящий шаг правой ногой направо во вторую позицию.
- Счёт «и»: приставить левую ногу к правой сзади в третью позицию, приподняться на носках.
- Счёт «два»: скользящий шаг правой ногой направо во вторую позиию.
- Счёт «и»: пауза.
- Счёт «раз»: приставить левую ногу в третью позицию спереди.
- Счёт «два»: приставить правую ногу в третью позицию спереди.
Такты 3–4. Короткое балансе
- Счёт «раз»: шагнуть правой ногой направо во вторую позицию.
- Счёт «два»: приставить левую ногу в третью позицию сзади.
- Счёт «раз»: шагнуть левой ногой налево во вторую позицию.
- Счёт «два»: приставить правую ногу в третью позицию сзади.
Также у автора прописано исполнение балансе в кадрилях. Балансе занимает четыре такта музыки и состоит из четырёх шагов направо и четырёх шагов назад (видимо, автор подразумевает шаги спиной вперёд, так как по-французски эта фигура называется ‹à droite et en arrière›).
Фигура 1. La dorset
- Такты 1–8. Поклоны своему партнёру, поклоны углам.
- Такты 9–12. К1 и Д2 вперёд четыре шага, назад четыре шага.
- Такты 13–16. За 8 шагов повернуться за правую руку и разойтись на свои места.
- Такты 17–20. Les tiroirs: К1 и Д1 берутся за руки и проходят между К2 и Д2 на места второй пары, вторая пара в это время проходит на места первой пары. После этого К1 стоит на месте Д2, Д1 – на месте К2, К2 – на месте Д1, а Д2 – на месте К1.
- Такты 21–24. Повторение тактов 9–12, но внутри проходят, держась за руки, К2 и Д2.
- Такты 25–26. Кавалеры кланяются дамам, находящимся слева от них.
- Такты 27–28. Дамы отвечают реверансом кавалерам, находящимся справа от них.
- Такты 29–32. Все делают поворот за правые руки с тем партнером, которому кланялись.
- Такты 33–104. Фигура повторяется ещё три раза, начинают её, соответственно, К2 и Д1, К3 и Д4, К4 и Д3.
Фигура 2. La victoire
- Такты 1–8. Вступление.
- Такты 9–12. К1 и Д1, держась за руки танцуют 4 шага вперед и 4 шага назад.
- Такты 13–16. Они же танцуют 4 шага вперед и кавалер отводит даму в правый дальний угол (т.е. ставит рядом с К2), а сам возвращается на своё место.
- Такты 17-20. Первая пара танцует балансе.
- Такты 21–24. Первая пара вращается за две руки и К1 отводит Д1 к третьей паре, ставя слева от К3, а сам уходит к четвертой паре и становится справа от Д4. В это время К2 и Д2 расходятся к третьей и четвертой паре так, чтобы образовались линии: К2, Д3, К3, Д1 и К1, Д4, К4, Д2.
- Такты 25–28. В линиях 4 шага вперед, 4 шага назад.
- Такты 29-32. Каждый вращается со своим партнером за обе руки до своих мест.
- Такты 33–104. Фигура повторяется ещё три раза, начинают её, соответственно, К2 и Д2, К3 и Д3, К4 и Д4.
Фигура 3. Les moulinets
- Такты 1–8. Вступление.
- Такты 9–12. К1 и Д2 исполняют четыре шага вперёд, четыре шага назад.
- Такты 13–16. K1 и Д2 исполняют четыре шага вперёд, поклон друг другу (Стуколкин говорит, что в этом месте в музыке должна быть фермата). После этого кавалер исполняет четыре шага назад до своего места, а дама разворачивается правым плечом в центр. Остальные дамы выходят в центр, подают друг другу правые руки.
- Такты 17–24. Дамы исполняют половину мулине правыми руками, за четыре шага доходя до кавалеров vis-à-vis, затем за четыре шага делают с ними оборот за левые руки, дамы повторяют половину мулине до своих мест, за четыре шага делают оборот за левые руки со своим кавалером (фигура исполняется довольно быстро, чтобы успеть, кавалерам следует не просто стоят на месте, а танцевать по маленькому круга, как на chaîne des dames).
- Такты 25–72. Фигура повторяется ещё три раза, начинают её, соответственно, К2 и Д1, К3 и Д4, К4 и Д3.
Фигура 4. Les visites
- Такты 1–8. Вступление.
- Такты 9–12. K1 и Д1 за четыре шага (два такта музыки) идут к третьей паре (справа от них). За оставшиеся два такта все четверо одновременно исполняют поклоны (поклоны будут выглядеть логично, если приходящая пара будет делать перед поклонами шаг влево, а те, к кому пришли — шаг вправо; симметричный вариант исполнения не противоречит источнику).
- Такты 13–16. K1 и Д1 за четыре шага (два такта музыки) идут к четвёртой паре (слева от их изначального положения). При этом кавалер идёт спиной вперёд так, чтобы дама не исполняла шагов назад. За оставшиеся два такта все четверо одновременно исполняют поклоны.
- Такты 17–24. K1, Д1, K4 и Д4 исполняют неполное chassé croisée et balancé. Четвёртая пара доделывает его до конца, первая пара за четыре счёта отходит на свои исходные места (кавалер может идти спиной вперёд, дама всегда идёт лицом вперёд).
- Такты 25–32. Первая и третья пары исполняют полный chaîne anglaise друг с другом.
Фигура 5. Les lanciers / À la cour
- Такты 1–8. Вступление.
- Такты 9–24. Все восемь танцоров исполняются grand chaîne. Начигают левой рукой со своим партнёром, каждая смена осуществляется на четыре шага (два такта). Стуколкин предписывает при встрече со своим партнёром на стороне ваших визави исполнить поклон партнёру. Для этого последнюю смену перед поклоном придётся сделать быстрее (за два шага, а не за четыре). При встрече со своим партнёром во второй раз (на своих начальных местах) поклонов не прописано.
- Такты 24–28. Первая пара берётся за обычные руки и за восемь шагов делает полный круг внутри сета, встаёт на своё место, развернувшись на 180 градусов.
- Такты 29–30. Третья пара берётся за руки и за четыре шага встаёт позади первой пары.
- Такты 31–32. Четвёртая пара берётся за руки и за четыре шага встаёт позади третьей пары.
- Такты 33–40. Все исполняют chassé croisée et balancée.
- Такты 41–48. Все расходятся двумя фонтанами (колонна кавалеров налево, следуя за первым кавалером, колонна дам направо, следуя за первой дамой), проходят по кругу, при встрече подавая своему партнёру обычные руки, и расходятся в две колонны лицом к лицу.
- Такты 49–52. В колоннах взявшись за руки танцуют четыре шага вперёд и четыре шага назад.
- Такты 53–56. Оборот со своим партнёром за две руки, в конце вернуться в исходной положение для исполнения grand chaîne.
- Такты 57–200. Фигура повторяется ещё три раза, начинают её, соответственно, вторая, третья и четвёртая пары.
- Такты 201–216. Coda. Повторение тактов 9–24 (grand chaîne), но при этом при встрече со своим партнёром мы не кланяемся друг другу.