Ниже приведена схема и техника шага по учебнику
Pierre Olivier Josson Traité abrégé de la danse, qui contient les premiers principes de l’art, la maniere de marcher, se présenter & saluer avec grace, la façon de danser le menuet comme il se danse aujourd’hui, les différens pas & figures des contre-danses en usage. Ouvrage utile aux jeunes personnes qui désirent se perfectionner en cer exercice. Angers, 1763. https://bib.hda.org.ru/books/josson_1763_abrege.
Все подтверждающие цитаты можно найти в статье.
Используемые шаги.
Основной шаг — это шаг менуэта, наиболее употребимый в середине XVIII века.
Также Жоссон описывает шаги, которыми можно украсить менуэт — Contretemps de menuet, Balancé и па месье Марселя.
Исходное положение: кавалер и дама стоят лицом к зрителю, дама справа от кавалера. Дама в первой позиции, кавалер — в третьей, правая нога спереди. За руки не держатся. Дама держит руками платье.
Поклоны
Поклоны по музыке не расписаны.
Кавалер и дама делают шаг правой ногой во вторую позицию, затем Кавалер делает кавалерский поклон, дама — дамский.
Кавалер снимает шляпу левой рукой.
Кавалер и дама делают поклон зрителю (дама — дамский, кавалер — кавалерский), шагая из исходного положения. Затем
– Дама делает левой ногой шаг в четвертую позицию , разворачивается лицом к кавалеру (на четверть оборота влево) и отсюда делает поклон кавалеру. (В тексте Жоссона не написано, однако удобно после разворота поднести правую ногу в первую позицию, а затем уже шагать ею во вторую для поклона кавалеру.)
– Одновременно с дамой кавалер делает подшаг правой ногой в четвертую позицию вперед, затем левую вперед между четвертой и пятой и разворачивается на носках обеих ног лицом к даме так, что ноги оказываются в первой позиции. Затем делает поклон даме с левой ноги.
Если не описано иначе, кавалер и дама находятся зеркально симметрично и делают одни и те же шаги.
Начало менуэта
Такты 1-2. Дама делает один шаг влево, кавалер делает один шаг вправо или специальный шаг с левой ноги. Во время этого шага кавалер подает правую руку, а дама — свою левую руку.
Дальше разбиения по шагам у Жоссона нет, есть только указание, что нужно обвести даму вокруг себя шагом вперед и отправить её на то место, с которого начинали менуэт. Поэтому мы воспользуемся другими источниками для восстановления схемы.
Такты 3-4. Оба танцуют один шаг вперед.
Такты 5-8. Дама танцует два шага вперед, обходя кавалера и приходя в точку 6. Кавалер танцует два шага направо, пропуская перед собой даму.
Основная (главная) фигура менуэта
Такты 1-4. Два шага направо, отводя правое плечо чуть назад и постепенно поворачивая голову влево на партнера.
Такты 5-8. Два шага налево, выравнивая корпус на первом движении (правой ногой в четвертую позицию), а потом отводя левое плечо назад и поворачивая голову вправо на партнера.
Такты 9-12. Два шага вперед, проходя друг мимо друга, отводя назад правой плечо и поворачивая голову вправо на партнера. На последнем шаге следует повернуться через левое плечо, чтобы в конце шага оказаться на том месте, на котором находился партнер перед началом фигуры.
Фигуру можно повторять несколько раз, но во время первого повторения этой фигуры кавалер на втором шаге вперед (после того, как прошел даму) надевает шляпу.
Подача правой руки
Такты 1-4. Два шага направо, отводя правое плечо чуть назад и постепенно поворачивая голову влево на партнера.
Такты 5-8. Два шага налево, выравнивая корпус на первом движении (правой ногой в четвертую позицию), а потом отводя левое плечо назад и поворачивая голову вправо на партнера. Во время второго из этих шагов дама поднимает правую руку. Кавалер, видя, что дама начала поднимать руку, также поднимает правую руку.
Такты 9-10. Один шаг вперед (чуть в левую диагональ) на котором дама протягивает кавалеру правую руку, он отвечает тем же.
Дальше следует провращаться друг вокруг друга, держась за правые руки. Жоссон не описывает, как именно это делать, поэтому вновь воспользуемся другими источниками.
Такты 11-14. Оба вращаются друг вокруг друга на два шага вперед, доходя до тех мест, с которых начинали фигуру. В конце следует отпустить правые руки, но не опускать их на исходный уровень.
Такты 15-16. Один шаг направо, правые руки опускаются на исходный уровень.
Подача левой руки.
Такты 1-2. Второй шаг направо. Дама поднимает левую руку. Кавалер делает то же.
Такты 3-4. Один шаг вперед (чуть в правую диагональ) на котором дама протягивает кавалеру левую руку, он отвечает тем же.
Дальше следует провращаться друг вокруг друга, держась за левые руки. Жоссон не описывает, как именно это делать, поэтому вновь воспользуемся другими источниками.
Такты 5-8. Оба вращаются друг вокруг друга на два шага вперед, доходя до тех мест, с которых начинали подачу правой руки. В конце следует отпустить левые руки, но не опускать их на исходный уровень.
Основная фигура менуэта
После подачи рук идет повторение основной фигуры, однако на самый первый шаг следует медленно опустить левые руки на исходный уровень.
Основную фигуру снова можно повторить несколько раз.
Подача двух рук
Жоссон пишет, что она производится также, как подача правой руки, однако не пишет, как заканчивать менуэт. Видимо, следует сделать что-то похожее на описанное выше
Такты 1-4. Два шага направо, отводя правое плечо чуть назад и постепенно поворачивая голову влево на партнера.
Такты 5-8. Два шага налево, выравнивая корпус на первом движении (правой ногой в четвертую позицию), а потом отводя левое плечо назад и поворачивая голову вправо на партнера. Во время второго из этих шагов дама поднимает обе руки. Кавалер, видя, что дама начала поднимать руки, делает то же.
Такты 9-10. Один шаг вперед (чуть в левую диагональ) на котором дама протягивает кавалеру обе руки, он отвечает тем же.
Такты 11-14. Оба вращаются друг вокруг друга на два шага вперед, так, чтобы в конце оказаться напротив тех мест, с которых начинали менуэт (т.е. следует пройти пол-оборота, если суммарно было сделано четное количество основных фигур, и целый оборот, если суммарное число основных фигур нечётно)
Такты 15-16. Дама делает шаг налево, а кавалер — шаг направо до исходных мест, разворачиваясь на последние счёты (удобно это делать даме на счет “4”, кавалеру – на счет “5”, предварительно отпустив верхние руки).