Музыкальный размер: 2/4
Варианты названия: кадриль, немецкая кадриль, Kottillon
Танец относится к: 1800-1810
Автор описания: Мария Деркач
Структура танца. Танец на 4 пары, располагающиеся в каре или английскую линию. При построении в каре у Мэделя вторая пара находится напротив первой. Ниже при описании мы будем использовать нумерацию Мэделя, хотя привычнее для этого времени нумерация по кругу. Кроме того, мы будем делить пары на главные и боковые. Построение в английскую линию описано ниже в начале описания соответствующего припева.
Танец имеет куплетно-припевную структуру (см. Русские кадрили). Куплет занимает два тура (16 тактов, или 16 шагов), припев – 6 туров.
Техника исполнения. Мэдель в качестве основного шага дает Englische pas, или па-де-буре (шаг в четвертую позицию, подшаг в первую позицию, шаг в четвертую). Поднятия на полупальцы не указаны, поэтому берутся из техники предыдущей эпохи.
Музыка:
- Треки 3 и 4 с диска «Музыка для исторических танцев №3»
Схема танца
Куплеты
0. Grosse Ronde (большой круг). Все берутся за руки в идут сначала по часовой стрелке, т.е. так, чтобы правое плечо было в центр (Мэдель это называет “направо”), затем против часовой стрелки (“налево”).
1. Eine Hand (одна рука). Каждый кавалер берет свою даму сначала за правую руку, поднимает руку арочкой над головой и идет 8 шагов “направо”. Затем за левую руку идут “налево”.
2. Beide Hande (обе руки). В паре берутся за обе руки и танцуют сначала “вправо”, затем “налево”.
3. Geschlungen. У этого куплета есть два варианта. Вариант 1: в паре берутся в позицию алеманд (левая рука сгибается в локте, правая остается прямой) и идут “направо”, затем перехватываются в другой алеманд и идут в обратную сторону. Вариант 2: берутся за предплечья сначала правых, затем левых рук.
4. Damen Kreuz (крест дам). Дамы подают в центр сначала правую руку и идут 8 шагов, затем левую руку и возвращаются обратно.
5. Herren Kreuz (крест кавалеров). Аналогично (тоже начиная с правой руки в центр)
6.* Parthie Kreuz (частичный крест). У этого куплета есть два варианта исполнения. Вариант 1: Главные пары исполняют крест “направо” затем “налево”. Дальше идет припев. Дальше боковые повторяют куплет. Вариант 2: Главные пары исполняют крест “направо” (8 шагов, т.е. половина куплета), а затем боковые сразу исполняют крест “налево”.
7. Damen Ronde (круг дам). Дамы берутся за руки и исполняют круг “направо”, затем “налево”.
8. Herren Ronde (круг кавалеров). Аналогично (тоже начиная “направо”)
9.* Parthie Ronde (частичный круг). Аналогично куплету 6.
10.* Grosse Chaine (большой шен). Все восемь танцоров исполняют шен, делая каждую смену за два шага.
11.* (может исполняться вместо шена, если шен присутствует в припеве). Waltzer (вальс).
12. Grosse Ronde. Завершающий куплет, необходимый по мнению Мэделя.
*необязательный куплет.
Припевы
Кадриль №1 (в каре)
(Туры 1-2 всегда занимает куплет)
Тур 3. Все дамы танцуют восьмерку вокруг правого кавалера, затем вокруг своего, начиная обходить изнутри кадрили.
Тур 4. Кавалеры то же, только сначала обходят левую даму, затем свою.
Тур 5. Половина большой боковой боковой восьмерки главных: К1 обходит К3 сзади, Д3 спереди и встает внутри третьей пары ближе к Д3. Аналогично поступают Д1, К2 и Д2.
Тур 6. Половина большой боковой боковой восьмерки боковых: К4 обходит К2 сзади, Д1 спереди и встает внутри этой пары ближе к Д1. Аналогично поступают Д4, К3 и Д3.
Тур 7. Дамы подают правую руку в центр, танцуют полкреста, и, отпустив руки, делают оборот вокруг левого плеча, обходя ближайшего кавалера, и приходят на своё место.
Тур 8. Кавалеры подают левую руку в центр, танцуют полкреста и, отпустив руки, делают оборот вокруг правого плеча, обходя свою даму, и приходят на своё место.
Кадриль №2 (в каре)
Тур 3. Главные пары танцуют половину большой восьмерки: каждый обходит снаружи танцора боковой пары противоположного пола, стоящего на углу, проходит через центр кадрили внутрь другой боковой пары и обходит другого танцора боковой пары противоположного пола. Например, К1 обходит Д4, проходит сквозь центр кадрили внутрь пары 2, обходит Д2 и встает на место К3. В центре танцоры встречаются правыми плечами, подавая левое плечо чуть вперед. В результате главные пары оказываются на местах визави. В схеме не отмечено, однако на практике получается, что танцоры визави после прохода внутри соответствующей боковой пары идут внутри каре друг за другом, хотя возможно танцмейстер хотел бы, чтобы оди шли рядом.
Тур 4. Боковые пары танцуют половину большой восьмерки.
Тур 5. Главные пары: Кавалеры идут направо, дамы – налево. Проходят внутрь боковой пары, за танцорами противоположного им пола и возвращаются на свои места, где делают оборот за руки со своим партнером. (Например, К1 проходит внутрь пары 2, обходит за спиной К2 и приходит на своё место)
Тур 6. Боковые пары повторяют фигуру из тура 5.
Туры 7-8. Grosse chaine, руки подаются арочкой. Или вальс.
Кадриль №3 (в английскую линию)
Построение: главные пары (A и B) стоят друг напротив друга, справа от дамы B стоит пара D, а слева от кавалера A – пара D (неглавные). Таким образом, 4 человека оказываются в одной линии лицом к другим четырем танцорам. (Кавалер B стоит самым левым в одной линии, кавалер C – в другой. Дама A стоит напротив кавалера B, дама D – напротив кавалера C). Нетрудно заметить, что все куплеты, описанные для каре, легко исполняются и в данном построении.
Тур 3. Все дамы танцуют восьмерку вокруг своего кавалера и визави, сначала оббегая своего сзади правым плечом к нему, потом левым плечом оббегают кавалера визави. Две дамы встречаются в середине правыми плечами.
Тур 4. Кавалеры танцуют восьмерку, оббегая сзади левым плечом сначала даму, стоящую рядом, затем свою даму правым плечом. Кавалеры встречаются в центре тоже правыми плечами.
Тур 5. Танцуют главные пары. Кавалеры подают руки дамам визави вскрест так, чтобы правая рука была сверху, и движутся шагом в сторону (па де буре) вниз по кадрили. Поравнявшись с неглавными парами (за 4 шага), кавалеры пропускают дам перед собой себе за спину и идут за спинами неглавных пар каждый на своё место.
Тур 6. То же делают неглавные пары, продвигаясь вверх по кадрили.
Тур 7. Каждый кавалер держит в правой руке левую руку свей дамы. Кроме того, кавалер A подает левую руку даме B, а кавалер C – даме D, и все выстраиваются (примерно на 2 шага) в две линии – главные вверх по кадрили, неглавные – вниз. И идут в этом направлении еще два шага. Затем разворачиваются на пол-оборота* и в этих же линиях идут в обратном направлении – линия навстречу линии.
Тур 8. Руки между парами отпускаются и формируются другие две линии – из пар A и C и из пар B и D. В этих линиях танцоры сначала отдаляются линия от линии, затем поворачиваются, как в туре 7 и идут линия навстречу линии, приходя на исходные места.
Замечание: Судя по схеме для поворота нужно отпустить все руки, чтобы каждый развернулся на месте. Однако как следует разворачиваться, автор не описывает. А поскольку в кадрили весьма важно симметричное исполнение фигур, мы считаем допустимым использовать второй вариант разворота в фигуре March, описанный в учебнике, который также не приводит к противоречию в конце припева: руки между парами отпускаются и пара вращается против часовой стрелки – кавалер идет шагом назад, а дама шагом вперед.