Источники изучения
[1]A Translation of Nine of the Most Fashionable Quadrilles…, Edinburgh, 1818. https://bib.hda.org.ru/bib/books/translation_1818
[2]Thomas Wilson, Quadrille and Cotillion Panorama, Second Edition with the Addition of Nine Designs to Illustrate the Performance of the Figures. London, 1822. https://bib.hda.org.ru/bib/books/wilson_1822_quadrille
[3]Alexander Strathy, Elements of the Art of Dancing with a Description of the Principal Figures in the Quadrille. Edinburgh, 1822. https://bib.hda.org.ru/bib/books/strathy_1822
Дополнительные материалы:
[4]Albert Czerwinski, Geschichte der Tanzkunst bei den kultivierten Völkern von den ersten Anfängen bis auf die gegenwärtige Zeit. Leipzig, 1862. https://bib.hda.org.ru/bib/books/czerwinski_1862
[5] Людовик Петровский Правила для благородных общественных танцев. Харьков, 1825. https://bib.hda.org.ru/bib/books/petrovsky_1825
Танец относится к: 1813(1815)-1822
Автор описания: Алексей Мачехин (Гарольд)
Степень реконструкции: полная реконструкция
Музыка: Треки 9–13 с диска «Музыка для исторических танцев №2»
Варианты названия: Quadrille Française
Схема танца
1. Le Pantalon назвали так из-за того, что ее танцевали под мелодию популярной песни с такими словами:
Le Pantalon
De Toinon
N’a pas de fond,
Этот контрданс был очень модным в 1800 году.[4]
Такты 1-8. Chaîne anglaise.
Такты 9-16. Balancer, Tour des mains.
Такты 17-24. Chaîne des dames.
Такты 25-32. Demi–Promenade, Demi–Chaîne anglaise.
Фигуру повторяют III и IV пары.
2. L’Eté
Фигура произошла от контрданса с названием Pas d’Eté, который из-за своей сложности вскоре упростился и стал называться L’Eté.
Такты 1-8. К1 и Д2: En avant et en arrière, A Droite et à Gauche.
Такты 9-12. К1 и Д2: Traverser на противоположные места
Такты 13-16. К1 и Д2: A Droite et à Gauche с некоторым продвижением вперед.
Такты 17-20. К1 и Д2: Traverser или Balancer к своим партнерам, тем временем К2 и Д1: Balancer, при необходимости — на встречу к своим партнерам*
Такты 20-24. Пары 1 и 2: Tour des mains на своих местах.
Фигура повторяется К2 и Д1, К3 и Д4, К4 и Д3.
* В реконструкции этой части возникает некоторая путаница. За 13-16 Такты К1 и Д2 должны выполнить A Droite et à Gauche, а за 17-20 главные пары – Balancer, при этом К1 и Д2 возвращаются к своим партнерам. В разных источниках последовательность описана по-разному:
[1]:
4th. Dance to right and left (4)
5th. Cross over again, setting to partners (4)
[3] Французский вариант:
4. A Droite et à Gauche (4)
5. Balancer à vos Dames (4)
[3] Английский вариант:
4. Dance to the right, and to the left (4)
5. Dance forward to partners (4)
[5]: Для 17-20 тактов предлагается танцевать Traverser при помощи Les sauts doublés en Lété:
Составляется из шести шагов: поднявши правую ногу, прискочить ею на аssembler, сделать tendu, jétté, tendu, jétté и assembler; первые пять выделываются правою ногою, а последнее assembler левою. Таким же образом выделывается левою ногою и на месте en tournant, поворачиваясь сперва на правую, потом на левую сторону.
Вероятно, из-за необычности продвижения на Balancer, здесь иногда ведущие партнеры просто переходили к своим местам.
[2, с.84] Автор предлагает (и, видимо, это изобретение самого автора) танцевать Traverser и Retraverser на 2 такта, «без сета» под которым, очевидно, подразумевается jeté и assemblé. В таком случае последовательность примет такой вид:
Такты 1-8. К1 и Д2: En avant et en arrière, A Droite et à Gauche.
Такты 9-12. К1 и Д2: Traverser и A Droite.
Такты 13-16. К1 и Д2: À Gauche et Retraverser.
Такты 17-20. К1 и Д2: Balancer со своими партнерами.
3. La Poule
В 1802 году Julien предложил контрданс, вторая часть которого начиналась с подражания крика петуха.
La Poule сохранился, хотя настоящая мелодия со временем утратилась.[4]
Такты 1-4. К1 и Д2: Traverser правыми руками.
Такты 5-8. К1 и Д2: Retraverser левыми руками, подавая правую руку своему партнеру и таким образом образовывая линию:
Такты 9-12. пары 1 и 2: Balanceren ligne не отпуская рук.
Такты 13-16. пары 1 и 2: Demi–Promenade, в конце пара, где дама шла слева от кавалера, доворачивается до правильных позиций.
Вариант [2] Wilson во избежание проблем с разворотом в правильные позиции предлагает во время Retraverser К2 и Д1 поменяться местами (К2 выходит в центр и подает левую руку К1), однако не опровергает и предложенный вариант. Учитывая изображение выполнения данной фигуры, в Лондоне ее танцевали и не по Уилсону.
Такты 17-20. К1 и Д2: En avant et en arrière.
Такты 21-24. К1 и Д2: Dos à Dos
Такты 25-32. пары 1 и 2: En avant et en arrière, Demi–Chaîne anglaise.
Фигуру повторяют К2 и Д1, К3 и Д4, К4 и Д3.
4. La Trenise
Trenise, известный танцмейстер, в 1800-х выдумал фигуру, которая теперь носит его имя. Всякий раз как он танцевал, посмотреть собиралось множество зрителей.[4]
Такты 1-8. Chaîne des dames.
Такты 9-16. Balancer, Tour des mains.
Эти две фигуры на самом деле не являются частью La Trenise (в частности, их нет в записи музыки Глинки, приведённой выше). В поздних вариантах они пропадают или заменяются на более короткие фигуры – напр. En avant et en arrière.
Такты 17-24. К1 и Д1: En avant et en arrière, после этого К отводит даму к К2, оставляет ее слева от него и возвращается на свое место.
Такты 25-28.
Д1 и Д2: заходят за спину К1, и меняются местами соответственно на позиции К1 и Д1:
К1: En Avant между дамами и Balancer к ним:
Такты 29-32. К1 на свое место и Balancer, Д1 и Д2: повторяют такты 25-28, при этом расходятся на свои места за К1 и становятся с разных сторон К2
Такты 32-40. Balancer, Tour des mains, при этом К1 и Д1 на Balancerсходятся и на Tour des mains возвращаются на свои исходные места.
Варианты:
[1]: 5th. The first couple set in the middle, then join hands and return to their places (8)
[2]: Предлагается несколько вариантов. Один из них близок к предложенному, в другом Д1 вместо Balancer возвращается на свое место.
[3] Английский вариант: Set to partners, and turn into places (8)
[3] Французский вариант: Balancer à vos Dames (4) Un Tour des mains (4)
В поздних описаниях Д1 после такта 32 оказывается на своем месте.
Фигуру повторяют по очереди все пары.
5. La Finale
Такты 1-8. Все вместе Chassé Croisé.
Такты 9-32. Фигура L’Eté
После четырех повторений все снова танцуют Chassé Croisé.
Варианты:
В поздних описаниях Chassé Croisé может заменяться на другие фигуры и/или выступать завершающим элементом финала.