Источники изучения:
Собрание фигур для котильона, числом 224, составленные из употреблявшихся прежде и вновь сделанных туров. Санкт-Петербург, 1828. стр.79
Людовик Матвеевич Петровский Правила для благородных общественных танцов. Харьков, 1825. стр.116
Реконструкция: Стратилатов Борис
Музыка: Собственная композиция. Записана в сборнике “Музыка для исторических танцев №5“. Источник композиции: Recueil de danses favorites de Saint Petersbourg, 1820
Исходное положение: 4 пары напротив друг друга, как в обычной кадрили.
Танец представляет собой русскую кадриль, с оригинальной музыкой.
Схема танца:
1-16 Куплет (Перемена)
17-24 Дамы сходятся в центре, кладут руки на талии друг друга и танцуют круг влево (по часовой).
25-32 Кавалеры сходятся, кладут руки на талии друг друга и танцуют круг вправо (против часовой).
33-48 Променад по кругу вправо (против часовой).
48-64 Вальс (против часовой).
Куплеты (Перемены) взяты из учебника Петровского:
1. Rond: в общем кругу за руки влево и вправо.
2. Tour des Main: в своих парах оборот за правую и за левую руку.
3. Tour des Mains: оборот со скрещенными руками, возможно в положении Allemand.
4. Moulinet des Dames: все дамы подают правую руку в середину кадрили и идут по кругу, затем подают левую в центр и возвращаются на свои места.
5. Moulinet des Cavaliers: Та же фигура, но для кавалеров.
6. Rond des Dames – дамы составляют круг в центре кадрили и идут влево, а затем вправо.
7. Rond des Cavaliers – та же фигура для кавалеров.
8. Rond
Примечания:
Схема разобрана по “Собранию фигур для котильона”, с. 79:
“Она составляется из четырех и более пар. – После круга общего, дамы сходятся на средине и делают круг обхватившись между собою, и возвращаются на свои места; кавалеры делают такой же круг между собою после дам. – Общей круглый променад в одну сторону до своих мест. – общий вальс.”
Петровский же приводит следующий вариант (Краковянка общая кадрилевая, Петровский, с. 116):
“Краковянка общая кадрилевая, или во сколько угодно пар, содержит в 1 колене те же фигуры и шаги, что и 1-я Краковянка; во 2-м выделывается traversez les dames и traversez les cavaliers или дамы вправо, кавалеры влево пробегают по возвращении дам по средине, шагами или chasse или pas de Cracoviens; в 3-м колене общая Краковянка как изображено выше; в 4-м вальс и таким образом повторяется до самого окончания.”
Для украшения танца в куплетах Петровский предлагает танцевать следующие связки:
“В 1 колене после круга следовала бы фигура, как известно из кадрили tour de mains, но так как музыка кадрилевая с повторением содержит 8 тактов, а Краковянка 16, для того пред теми фигурами начинать должно балансом и отложить для него 4 и для фигуры 4 такта с повторением оных. Следовательно 2-я фигура есть баланс и поворачивание передними мазурочными шагами, или правою ногою. Баланс дамам следует выделывать 4-мя шагами pas de Zephir, кавалерам смелейшими шагами, также притопываемыми, кои составляются из 3-х, таким образом: 1. прыгнуть не свысока обеими ногами в 3-1 позиции. 2. притопнуть правой ногой впереди, дабы левая близ правой осталась на воздухе и 3. отбить левой ноги пяткой о пол, дабы осталась впереди на воздухе. Делая сие в балансе 4 раза, поворотиться с дамою вышесказанными шагами и повторить в 2-й раз.
3 фигура. Баланс и задний кавалерский мазурочный поворот, и сие для того чтобы не все одно и тоже выделывать, дабы не наскучить. Дамам следует выделывать во 2-м балансе местное glissade croisees, а кавалерам предыдущий баланс и левою ногою задний оборот, известный в оборотах мазурки. 4 фигура. Дамы баланс на месте 4 раза шагами pas de Zephir и крест вправо, а повторивши тоже самое, сделать его левою рукою и поворотиться на свое место шагами chasse, jetter и assembler. 5-я фигура. Кавалеры баланс местный предыдущий, отбиваемый о пол и крест вправо, то же и в левую сторону, выделывая шагами pas de Cracoviens. – 6-я фигура. Дамы баланс предыдущими шагами glissades croisees и круг боковыми мазурочными шагами, прежде направо, а по повторении в левую сторону. – 7 фигура. Кавалеры баланс местный предыдущий и круг боковыми теми же шагами и тем же образом, что и дамы. – 8-я фигура. Окончание кругом таким же самым образом, как и в 1-й фигуре.”