Шаги мазурки Карола Местенхойзера

Источник: Karol Mestenhauser Szkoła tańca Karola Mestenhausera. Mazur i jego zasady orąz 125 figur mazurowych. Warszawa, 1887. https://bib.hda.org.ru/books/mestenhauser_1887_vol3_ed3

Реконструкция: Сергей Крискович

Описания шагов

Примечание. Все комментарии по шагам принадлежат Местенхойзеру.

Pas Glissé (pa Glisse)

Исполнение:

В pa glisse ноги должны быть поставлены в обратную третью позицию, то есть правая нога сзади, а левая – спереди.

На счёт “раз” правая нога выводится вперёд в четвёртую позицию, полукругом обходя левую пятку. В момент вынесения правой ноги полукругом вперёд необходимо одновременно немного согнуть в колене левую ногу. Когда правая нога достигает четвёртой позиции, левая нога выпрямляется, а вес тела остаётся на ней.

На счёт “два” вес тела перенесите на правую ногу и одновременно левую ногу, то есть пятку левой ноги, оторвите от пола и подставьте её перед правой пяткой. В этом положении выдержите паузу до счёта “три”.

Счёт “три” в соответствии с музыкой выполняется szte, или прыжок на левую ногу, одновременно отрывая от пола правую ногу и занося её позади левой пятки. Этот шаг повторяется до того момента, пока не станет получаться в музыку. Этот шаг также можно делать левой ногой – на “раз” вывести левую ногу, на “два” перенести вес тела и выдержать паузу, на “три” – szte, или прыжок на правую ногу.

Комментарии:

Pa Glisse выполняется правой или левой ногой в зависимости от необходимости; смены ноги при этом шаге не происходит.

Pa Glisse не используется в качестве основного шага, но во многих ситуациях может использоваться в качестве вспомогательного.

По окончании мазурки выполняйте Pa Glisse правой ногой.

В конце мазурки (променада) кавалер и дама вместе вращаются на этом шаге, одновременно и в музыку на “раз” делают движение правой ногой, на “два” выдерживают паузу и на “три” делают прыжок левой. Вращаться на месте надо два-три раза, не больше.

Pas Sisol (pa Sisol)

Исполнение:

Sisol – это шаг, который танцуется в променаде и выполняется попеременно то правой, то левой ногой.

Начинается так же, как glisse, с вынесения правой ноги на “раз”, на “два” перенести вес тела на правую ногу, выдерживая паузу, и на “три” сделать подскок на правой ноге, а левая нога оторвана от пола и вынесена позади правой.

Также танцуется и левой ногой. Можно танцевать sisol с двумя подскоками подряд на одной ноге, но в танце второй прыжок выполняется одновременно с движением другой ноги.

Комментарии:

Из-за бодрого и подвижного характера шага Sisol нельзя использовать в малых салонах. Лучше всего его использовать в соло по прямой. В кругу его можно танцевать только в больших залах.

Pas Marche мощное (pa Marsze mocne)

Комментарии:

Pa marsze это шаг больше народный, заключающийся в топании ногами, оттого очень популярный у молодёжи.

Однако интеллигентная молодежь, умеющая танцевать, должна его использовать умеренно, в углах зала в соло, для акцентирования, выполняя в ритм музыки.

Исполнение:

Начальная позиция третья. На “раз” правой ногой делается прыжок в четвёртую позицию. Это надо делать мягко, на кончики пальцев, одновременно сгибая все суставы правой ноги, левая в это время оторвана от пола. На “два” левой ногой топнуть об пол, правая не отрывается от пола. На “три” топнуть правой ногой об пол.

При ударах обе ноги должны быть прямыми. При ударах на два и три следует избегать подскоков, что новичкам даётся с трудом.

Комментарии:

Этот шаг выполняется попеременно правой и левой ногой. Не смотря на понятное описание и легкое освоение, на практике его трудно выполнить, особенно в быстрый темп музыки. Для этого требуется практиковать выполнение шага в музыку.

Pas Marche скользящее (pa Marsze suwane)

Исполнение:

В скользящем pa marsze так же, как и в топающем, на “раз” сделайте такой же подскок, на “два” левой ногой проскользите в четвёртую позицию и перенесите на неё вес тела, на “три” правой ногой проскользите в четвёртую позицию и перенесите на неё вес тела.

Аналогично с левой ноги – на “раз” подскок, на “два” проскользите правой ногой в четвёртую позицию, на “три” проскользите левой ногой в четвёртую позицию.

Так дальше и надо танцевать, чередуя ноги.

Комментарии:

Pa marsze suwane – один из самых полезных шагов мазурки, что в танцевании линиями вперёд, что при вращении крестом или в кругу. Кроме того, это единственный шаг, на котором выполняется продвижение назад.

Pa marsze suwane можно также танцевать плавно с небольшими подскоками, как в соло, что особенно полезно дамам.

В конце концов из этого шага получаются другие родственные ему шаги.

Pa hołupiec (zwyczajny)

Комментарии:

Этот шаг, характерный для мазурки и исполняющийся бодро и ловко.

В hołupcu zwyczajnym кавалер начинает шаг боком к даме и в конце возвращается в исходную позицию.

При выполнении hołupca требуется ещё больше внимания к музыке и ловкости, чем при остальных мазурочных шагах.

Исполнение:

В hołupcu надо уметь держать вес тела на нужной ноге. Делая hołupca левой ногой о правую, вес тела остаётся на правой ноге, поэтому можно наклонить корпус в правую сторону. Главное правило в hołupcu – это прыжок, выполняемый боком таким образом: на “раз”, подняв левую ногу от пола и перенеся вес тела на правую, подпрыгните, ударьтесь каблуками в воздухе. На “два” шагните левой ногой во вторую позицию и перенесите на неё вес. На “три” приставьте правую ногу в третью позицию.

Таким же образом можно танцевать hołupca, ударяя правой ногой о левую, – на “раз”, освободив правую ногу, подскочите на левой и ударьте каблуками друг о друга, на “два” шагните правой ногой во вторую позицию и перенесите на неё вес, на “три” приставьте левую ногу в третью позицию.

Комментарии:

Для практики в кругу из нескольких человек, крепко держась за руки, танцуйте сначала в левую сторону, а затем в правую сторону, на “раз” подпрыгивая, на “два” шагая одной ногой и на “три” шагая другой ногой.

Pas Schasse (pa Szasse)

Комментарии:

Этот шаг очень похож на pa szasse, использующийся в контрадансе, но по музыке раскладывается иначе. Он сложнее других мазурочных шагов, так как в нём нет трёх шагов, приходящихся на три счёта одного такта.

Pa szasse чаще используется дамами из-за подвижности и летучести – этот шаг позволяет не отставать от кавалера, так как траектория движения дамы больше, особенно при движении по кругу.

Выполнение pa szasse требует очень хорошего слуха, так как его сложно разложить по счётам. Нельзя танцевать этот шаг так, как танцуют в контрадансе, где каждое движение приходится на свой счёт.

Исполнение:

В pa szasse на счёт “раз” правая нога выводится в четвёртую позицию, на “два” пауза, на “три” левая нога подтягивается к правой и выбивает её в четвёртую позицию. Так же танцуют и с левой ноги.

Pa szasse танцуют правой и левой ногой попеременно.

Общие рекомендации по шагам

В мазурке нет строгих правил использования шагов. Чёткая последовательность шагов и определённое количество тактов на выполнение фигур и элементов применяется только в балете на сцене.

В салонах можно использовать любой из шагов, однако в соответствии с условиями для танца.

В больших салонах следует использовать такие шаги как sisol, krakowskie, szasse, glisse, hołupce и прочие. В малых салонах из-за нехватки места стоит ограничить себя короткими шагами, такими как pa marsze, glisse и hołupce.

При выполнении крестообразных фигур наиболее удобными шагами являются sisol и hołubce; в линейных фигурах с продвижением вперёд и назад – pa marsze; в круговых фигурах glisse правой или левой ногой в зависимости от направления вращения, или hołupce с тем же принципом.

В соло следует использовать sisol-krakowskie, а при повороте в углах – pa marsze или hołubce.

В малых салонах – pa marsze suwane, а в углах аналогично. Кроме того, pa glisse или hołupca следует использовать в tour de main и в agosz (вращение в паре, подав руки вскрест).

Добавить комментарий