Шаги немецкой мазурки 1820-х — 1830-х годов.

Музыкальный размер: 3/4
Танец относится к: 1820-1835
Автор описания: Мария Деркач

Шаги Юстуса Хэккера

Источник: Justus Friedrich Häcker Der selbstlehrende Tanzmeister, oder: vollständige, gründliche und leicht faßliche, durch veile 100 Zeichnungen erläuterte Answeisung, wie man sich auch ohne Hilfe eines Lehrens zum vollkommenen Tänzer bilden kann. Grimma, 1835. https://bib.hda.org.ru/bib/books/hacker_1835

Замечание:
1. У Хэккера шаги не названы, но для удобства в некоторых шагах приведены наиболее распространенные в это время в немецких источниках названия.

1. Pas de basque обычный
“1” — вынести правую чуть вперед и ударить ею в первую
“2” — проскользить (streichen) левой в четвертую
“3” — подтянуть (ziehen) правую в пятую назад и вынести левую вперед

2. Pas de basque через 2-ю позицию
“1” — шагнуть плоско правой во вторую
“2” — наступить на левую в четвертую вперед
“3” — подтянуть правую в пятую сзади

Он же для баланса
“1” — шагнуть плоско правой во вторую
“2” — установить левую в пятую вперед
“3” — поднять и опустить правую

3. Pas glissé
“1” — вытянуть левую вперед в 4-ю и прыгнуть на правой
“2” — наступить на левую и вытянуть правую висящую сзади
“3” — прыгнуть на левой вперед и вытянуть правую, висящую сзади, вперед
“4” — третий раз прыгнуть на левой вперед
“5” — шагнуть на правой и вытянуть левую сзади
“6” — прыгнуть на правой и бросить левую вперед
Прим: перед “1” хорошо присесть, остальное — на вытянутых ногах

4. Шаг назад
“1” — подтянуть кругообразно правую в пятую назад
“2” — то же левую
“3” — то же правую
“4” — прыгнуть на правой немного назад и вынести вытянутую левую в сторону вися
“5” — поставить левую за правой
“6” — прыгнуть на левой и вытянуть правую во второй позиции

5. Шаг в сторону
“1”-”2” — шагнуть правой плоско во вторую позицию, при этом низко присесть и опять встать. В это время левая вытянута в сторону
“3” — поставить левую в 5-ю назад.

6. Шаг в сторону
“1” — правой шагнуть плоско во 2-ю и низко присесть
“2” — ударить пяткой левой ноги во 2-ой позиции
“3” — подтянуть левую в 5-ю и подняться из плие

7. Голубец
“1” — вытянуть левую во 2-ой и прыгнуть правой налево, ударив по левой
“2” — шагнуть левой плоско во 2-ю
“3” — подтянуть правую вперед в 5-ю спереди
Прим: удары можно делать как в Wiener-Waltzer-Pas (по первой позиции), хотя более естественно если носок левой вывернут внутрь, чтобы носки и пятки одновременно встретились (т.е. по 6-й позиции).

8. Шаг вперед или в сторону, разновидность pas glissé
“1” — поднять левую, затем пятку правой и проскользить правой чуть вперед и поставить пятку правой на пол так, чтобы произошел слышимый удар (эти два движения происходят почти одновременно)
“2” — шагнуть левой плоско в 4-ю
“3” — шагнуть правой плоско в 4-ю
ИЛИ
“1” — шагнуть правой плоско в 4-ю
“2” — проскользить и ударить правой
“3” — шагнуть левой плоско в 4-ю
ИЛИ В СТОРОНУ
“1” — проскользить двумя ногами во 2-ю с ударом, как в предыдущем
“2-3” — Entrechat или Saut croix
“1” — подпрыгнуть на левой ноге вверх
“2” — ударить правой во 2-ой позиции
“3” — шагнуть носком левой наружу
Прим: шаг в сторону нужен для вращений

9. Шаг на месте
“1” — проскользить двумя ногами во 2-ю с ударом, как в предыдущем
“2-3” — Entrechat или Saut croix

10. Шаг для вращения
“1” — подпрыгнуть на левой ноге вверх
“2” — ударить правой во 2-ой позиции
“3” — шагнуть носком левой наружу
Прим: нужен для вращений

11. Pas claqué
“1” — шагнуть левой за правую плотно и вынести правую во 2-ю, вися
“2” — прыгнуть, ударить пятками и приземлиться на левую
“3” — шагнуть правой в четвертую
Прим: на этом шаге поворачиваются, не отходя от места
ИЛИ
Он же в сторону
“3” — во вторую

12. Pas de ciseaux
“1”-“2” — прыгнуть, ударить левой за правой в 5-ой и сильно присесть
“3” — прыгнуть причем на вытянутой правой и вытянуть левую во 2-ю.
Прим: этим шагом можно (а) вращаться (б) идти в сторону.

Шаги Готхельфа Чуттера

Источник изучения: Gotthelf Tschütter Terpsichore. Ein Taschenbuch der neueren Tanzkunst für Anfänger und solche, die bereits einige Kenntnisse erlangt haben und sich darin vervollkommnen wollen. Dresden, Leipzig, 1828. https://bib.hda.org.ru/books/tschutter_1828

Не все шаги Чуттера имеют названия. Для удобства использования шаги разделены на группы по направлению продвижения на соответвующем шаге. К некоторым шагам автором данного поста подписаны удобные названия, не встречающиеся в первоисточнике. Нумерация соответствует первоисточнику.

ШАГИ ВПЕРЕД
1. Pas de basque
“1” — С правой прыжок “кругообразно” назад,
“2” — Левая касается пола, в это время правая поднять от пола — шаг взакрест.
“3” — Поднятой правой подбиваем левую

5. Пятка-носок
“1” — плоско поставить ногу,
“2” — вывести вторую ногу на пятку,
“3 — поставить сзади вторую ногу на носок.

13. Носок-пятка
“1” — шаг плоско вперед правой.
“2” — левая позади правой на носок,
“3” — она же на пятку вперед.

11. Sissone
“1” — Прыг со сменой 3-ей позиции,
“3” — прыг и ногу заднюю вынести вбок

ШАГИ В СТОРОНУ
2. Pas battu
“1” — Прыг левой направо и одновременно удар правой об левую;
“2” — Шаг правой направо
“3” — Левую приставить к правой

3. Pas de siceaux
“1-2” — прыгнуть на двух на приземлении присоединить левую к правой и сесть в плие.
“3” — подпрыгнуть на правой и левую в сторону вытянуть

4. Эшапе-жете
“1” — echappe
“3” — ste с левой ноги, если направо.

7. Заворотный
“1” — Прыгнуть в сторону и завернуть носок правой ноги,
“2” — развернуть носок правой наружу,
“3” — приблизить левую опять к правой.

8. Острый шаг
“1-2” — Остро шагнуть правой и вытянуть левую.
“3” — Поставить левую за правую.

12. Баттю с рондами
“1” — прыгнуть правой вправо.
“2” — баттю левой сначала сзади, потом спереди.
“3” — прыгнуть на левую спереди правой, а правой rond de jambe.

ШАГИ НА МЕСТЕ
6. Эшапе-шанжман-шанжман
“1” — Echappé,
“2-3” Два changements или подтягивать ноги друг к другу.

9. Эшапе-баттю-баттю
“1” — прыгнуть в четвертую
“2” — баттю передней по задней
“3” — баттю задней по передней

10. Эшапе-антраша
“1” — echappé,
“2” – ударить обеими ногами друг об друга,
“3” — приземлиться на обе пятки в 1-ю или 3-ю позицию

ШАГИ НАЗАД
11. Сиссон
“1” — Прыгнуть со сменой 3-ей позиции,
“3” — прыгнуть и переднюю ногу переднюю вынести вбок

Шаги Вильгельма Винера.

Шаги в книге Винера названы автором довольно специфичными словами. Мы сохраняем авторские названия, хотя для работы удобнее использовать общепринятую терминологию. Там, где названия в первоисточнике отсутствуют, автором поста добавлены названия, характеризующие шаг.
Напомним, что номера позиций у Винера не совпадают с общепринятыми.

1.Pas ouvert.
“1” — кругообразно из 5-ой спереди переносим в прыжке в 5-ю сзади.
“2” — носком другой ноги в 4-ю проскользить.
“3” — задняя нога подбивает переднюю, которая вылетает в 4-ю

2. Der Rutschpas
Ноги согнуты, как в менуэте
“1” — глиссе правой в 4-ю.
“2” — глиссе левой в 4-ю.
“3” — резкое глиссе правой в 4-ю.

3. Claqué de coté
“1” — шагнуть ногой, противоположной той стороне, куда идем
“2” — корпус поднят, слегка ударить каблуком другой ноги об эту
“3” — скользить во вторую позицию (далеко и медленно)
*”Затем на “1” шагает другая нога, эта ударяет и скользит дальше”.

4. Claqué tourné
“1” — шагнуть правой
“2” — ударить левой
“3” — подтянуть правую в 3-ю, за счет чего корпус слегка вращается
Влево то же.

5. Pas de basque
Исходное положение — 3-я или 5-я
“1” — правую бросить по дуге с разворотом корпуса во 2-ю. На остаток такта корпус поднимается и обратно опускается
“2” (“2-3”) — левая ставится вперед в пятую позицию
“3” (“1”) — левая бросается во 2-ю позицию
“4” (“2-3”) — правая в 5-ю.

6. Tourné
Дама вращается на носке левой ноги. Правая нога бросается в 4-ю вперед и поднимается в пятой сзади
Кавалер может точно также, но удобнее вращаться на правой ноге, в этом время левая бросается к правому каблуку и колени гнутся. “2-3” вращается корпус и левая нога вертикально вверх поднимается во второй позиции. А на “1” опять прыгнуть назад. На “1” корпус опускается, на “2-3” обратно поднимается.

7. Tourné-tendu
Корпус вращается, но более прыгающе, на польпальцах и вторая нога выносится перпендикулярно (выпрямленно) в воздух

8. Топающий шаг
Как вступление к рондам необходимы следующие шаги, занимающие 4 такта. На 1, 2 и 3 топают ногами, в первой позиции стоя, поочередно, например правой, левой, правой. Корпус поднят на полупальцах, и теперь ударяют на следующие 3 четверти каблуками трижды друг об друга.

9. Маленькое шассе
(Здесь пока полежит немецкий оригинал) Will man diesen Pas an dem Orte, wo man steht, machen, so tritt bei 1 der rechte Fuss in die 3.Position bei 2 der Linke in die 4., bei 3 der rechte Fuss in die 3.Position, bei 4 der Linke in die 3., bei 5 der Rechte in die 4. hinter, und bei 6 der Linke in die 3.Position. Diese Schritte muessen ganz klein gemacht und so, dass man das dritte Viertel hoert, aufgetreten werden.

10. Rutschpas doppelt
und mehrere Male, forthüpfent auf einem Fusse, so dass man das dritte Viertel staerker markirt.

11*)La Poule
Этот шаг не встречается в основной главе про шаги мазурки, но упоминается в разделе со схемами. Описание может быть найдено на с.35: Танцуется на носочках в сторону, вперед или назад. На “1” шагнуть на носок правой во вторую позицию, на “2” на ней прыгнуть и левую поднести в 5-ю сзади. На “3” шагнуть левой во 2-ю и на “4” правый носок подтянуть к левому каблуку.

Добавить комментарий