Местоположение: Великобритания.
Язык: Английский.
Год рождения: 25 февраля 1774
Год смерти: 8 марта 1854
Биография подготовлена по материалам статьи Пола Купера “Жизнь Томаса Вилсона, танцмейстера (1774-1854)”
Материал подготовлен Евгенией Солениковой.
Полный текст английском: https://www.regencydances.org/paper005.php
Перевод полного текста статьи на русский: https://vk.com/@olddances-zhizn-tomasa-uilsona-tancmeistera-1774-1854
Максимально полный список работ Томаса Вилсона: https://www.regencydances.org/paper006.php
Биографию Томаса Вилсона приходится восстанавливать по разным источникам – официальным документам, объявлениям в газетах, отдельным мемуарам.
Ранние годы и начало работы танцмейстером
Томас Вилсон родился в городе Данстэйбл в Бедфордшире 25 февраля 1774 года. По крайней мере, так сам он утверждал в декларации Королевскому литературному фонду в 1851 году.
Если же говорить о начале карьеры Вилсона, то здесь мы ориентируемся на его автобиографические заметки. Он написал в поэме “Danciad” в 1824 году, что он “… учился механике, от чего до истечения срока ученичества был вынужден отказаться (вместе с другими подмастерьями), так как мастерская прогорела из-за финансовых спекуляций мистера Питта. Имея некоторую склонность к танцам, как к развлечению, он решил попробовать заняться ими профессионально, и это получилось только после долгих и неослабевающих усилий”. В своем издании The Address 1821 года, Вилсон написал, что он уже более двадцати лет – профессиональный учитель танцев. То есть он начал преподавать приблизительно в первые годы XIX века.
Судя по косвенным данным, Вилсон мог вырасти в Данстэйбле, переехать в Ливерпуль, а затем в Лондон. Это кажется маловероятным, но не являетсят невозможным.
Так, в переиздании 1885 года книги 1852 года под названием “Ливерпуль, несколько лет спустя” от автора под псевдонимом “бывалый” есть любопытный отрывок, повествующий о человеке, который жил в Ливерпуле полвека назад: “Рядом с церковью Святой Анны был дом человека, известного как тогда, так и спустя долгое время. Мы говорим о мистере Томасе Вилсоне, которого его злые ученики нечестиво называли Томми Вилсоном, учителем танцев. Томми был хорошим парнем, хотя он строгим приверженцем дисциплины в “обучении модным веяниям” не “как промчаться [по схеме]”, а как вывернуть пальцы ног и пройти по позициям. Но, к сожалению, мистер Вилсон стал слишком амбициозным и, вместо того, чтобы довольствоваться игрой на фиддле для для танцующих мальчиков и девочек, он руководил оркестрами и концертами и развлекал публику, что, боюсь, не помогла ему стать богатым. Он был по-своему достойным, сердечным человеком, несколько оригинальным и, к тому же, производил хорошее впечатление на всех, кто его знал”. Сложно однозначно утверждать, что это тот же самый Томас Вилсон, хотя описанный здесь творческий путь соответствует таковому у “нашего” танцмейстера.
Несомненно, в Ливерпуле и Манчестере была семья Вилсонов, активно занимавшихся танцевальной профессией. В книге под названием “Воспоминания о старом Ливерпуле” Дж. Ф. Хьюза в 1863 году написано, что мистер Вилсон, учитель танцев, руководил концертами в Мюзик-холле на Болд-стрит в 1824 году. “Наш” Вилсон в 1824 году издавал книги в Лондоне, вряд ли он одновременно проводил концерты в Ливерпуле (хотя это не то чтобы невозможно). Если все-таки это тот же самый Вилсон, то он тогда приходился дальним родственником жене Джона Брэма, называвшегося “il primo tenore d’Europa” (первым тенором Европы). В таком случае, возможно, именно Брэм помог Вилсону попасть в Итальянскую оперу (Королевский театр) в Лондоне.
Семейная жизнь Вилсона
Томас Вилсон обвенчался с 23-летней Софии Бромли в церкви Святой Маргариты в Вестминстере в 1807 году. Известно, что она работала в его танцевальной академии с 1808 года, когда появилось объявление, что дамы могут учиться у Миссис Вилсон, дома или в залах, в любом из филиалов Академии. Вилсон продолжал рекламировать обучение у своей жены до конца 1814 г., но буквально в начале следующего года перестал на нее ссылаться. В рекламе его 67 публичного бала в 1815 году (“Morning post” от 14 февраля 1815 г.) отмечалось, что “бал откроет в девять часов миссис Вилсон и джентльмен, ее ученик”, это последнее недвусмысленное упоминание Томасом Вилсоном своей жены.
София и Томас Вилсон стали проживать по-отдельности с 1815 года. Причина этого расставания неизвестна, но в какой-то момент она переехала к своей сестре Мэри Рэндал. София продолжала рекламировать обучение танцам под именем миссис Вилсон еще в 1830-х годах; в одной такой рекламе она описала себя как “ученицу и помощницу мадам Анджолини на протяжении девяти лет”, добавив, что “много лет она работала частным учителем танцев”.
Балы, которые Вилсон рекламировал после 1815 года, обычно начинались с парного танца преподавателя и его любимой ученицы.
Академия танца Вилсона
Не позже 1808 года Вилсон открыл Лондонскую танцевальную академию в доме № 13 в Холборне (напротив Мидл-Роу). Он также писал, что это помещение находится за углом от другого его танцзала в 9 доме по Бедфорд-стрит, Бедфорд-Роу. В январе 1811 года Вилсон отмечает: “Я должен просить прощения за то, что постоянно тщеславно говорю о том, что составляет мою величайшую гордость, – честь научить за такой короткий период, как пять лет, более полутора тысяч леди и джентльменов, не считая детей”. Можно сделать вывод, что он открыл свою Академию примерно в 1805 году (когда ему было около 35 лет) и обучал в среднем 300 взрослых в год. Из его рекламы явствует, что в 1808 году он бывал в Холборне каждый день с 5 до 10 часов вечера, а на Бедфорд-Роу – каждый день с 10 до 11 утра и с 4 до 6 дня. Находиться с 5 до 6 часов вечера в двух разных местах каждый день – это фокус достойный Коперфильда! Но надо констатировать, что Вилсон явно уделял много времени обучению публики. Сохранились прайсы Академии за 1808 и 1811 года. Согласно им, Вилсон преподавал много разных танцев; в его репертуаре есть как использовавшиеся на балах, так и показательные композиции. Он хотел, чтобы публика поверила, что он мастер своего дела. Стоимость обучения за 3 года в основном не изменилась, но Вилсон поднял расценки на изучение Шотландского Менуэта, Аллеманды, Хорнпайпа Граунд, Лура и Корсар-Хорнпайпа.
В какой-то момент Академия Вилсона переехала на Гревилл-стрит, 2, Хаттон-Гарден, затем в Олд-Бейли, недалеко от Ладгейта. В объявлении в The National Register (25 января 1818 г.) указано, что дом Вилсона находится в Олд-Бейли. Позже он переехал в дом 18 по Кирби-стрит, Хаттон-Гарден. По этому адресу Академия работала и в 1829, и даже в 1832 годах.
Объявление 6 марта 1822 года в газете New Times показывает, что в этом году Вилсон руководил четырьмя Академиями. Центральная работала на Кирби-стрит, 18, Западная – в Залах собраний Грейт-Мальборо-стрит, Северная – на Госуэлл-стрит, 103, а его квартира и городская академия остались в Олд-Бейли. Он также рекламировал в этой заметке несколько новых кадрилей, в том числе свои Arcular Quadrilles, включавшие новые бальные танцы. Через месяц он повторил аналогичную рекламу в The Observer of the Times (7 апреля 1822 г.), где упомянул что сочинил Circular Quadrilles.
(Прим. от переводчика: не стоит воспринимать слово “Академия” слишком серьезно – Вилсон явно так называл обычные танцклассы, пытаясь набить себе цену).
Впечатляющий обзор своих достижений танцмейстер опубликовал в 1822 году (Bell’s Life in London и Sporting Chronicle за 24 марта 1822 г.): “Мистер Вилсон, учитель танцев, хоть итак хорошо известный публике, все еще чувствует необходимость в рекламе в надежде увеличить количество своих учеников и улучшить свое финансовое положение. Он дал восемьдесят шесть публичных балов, танцевал в 24 различных театрах (в том числе пять лет в оперном театре), обучил почти бесчисленное количество леди, джентльменов и детей, выучил тридцать человек, ставших профессорами танца, помимо того, иногда давал инструкции почти сотне людей, готовящихся стать профессорами, имеет десять последователей-профессионалов, написал более десяти работ о танцах, помимо нескольких драматических пьес; также изобрел шесть новых видов танцев, открыл четыре академии танцев в разных частях города, которыми он руководит лично, и где он продолжает время от времени преподавать на двадцати пяти различных факультетах искусства. Однако ему еще предстоит заработать свое состояние; но так как он все еще надеется сохранить свою осанку (столь необходимую для профессионального роста), то полон решимости, чтобы облегчить путь к столь желанной цели, всегда быть дома, давать уроки частным образом (если требуется) в любое время, в своем доме на Олд Бейли или в Западной, Центральной или Северной академиях. Он считает честным по отношению к другим профессионалам сообщить, что не может обещать, как некоторые учителя, полностью подготовить кого-либо всего за несколько уроков; и не может похвастаться самыми низкими ценами”. (Прим. пер.: в оригинале все это написано одним предложением).
Позже, в рекламе 1832 года, упоминался новый репертуар танцев, включающий Вальс-Котильон и Мазурку, Седриллы (Sedrilles), Галлопады, Омнибус (Omnibus), наряду со современными танцами. В 1833 г. он добавил Испанские танцы, Вальсирование, Экосез, разные вариации модных танцев и снова объявил о наборе учеников. В этом объявлении также упоминается Академия для несовершеннолетних, обучение сценическим танцам, вальсовые и кадрильные вечеринки каждую субботу. Академия работала на протяжении 1830-х годов. Она рекламировалась не менее 27 лет подряд; то есть через нее прошли более 8000 взрослых учеников по 300 человек в год. Труднее найти печатную рекламу в 1830-х и 1840-х годах, но найдены свидетельства существования Академии в 1851 году.
Одна из рекламных публикаций 1835 года с юмором ориентирована на политический истеблишмент (Morning Chronicle за 2 февраля): “Виги, тори и радикалы. – Предстоящее заседание парламента, нынешнее политическое состояние Британской империи и большое волнение среди различных партий делают очевидным, что необходимо немедленно предпринять новые шаги, чтобы направить по верному руслу корабль государства. Следовательно, ТАНЦУЮЩИЙ МАСТЕР Вилсон с Кирби-стрит, 18, Хаттон-гарден, известный изобретатель новых шагов, пользуется случаем, чтобы сообщить министрам его величества, епископам, рыцарям Святого Стефана и другим, что у него есть большой ассортимент новых шагов и фигур, адаптированных к интересам вигов, тори и радикалов. Среди прочего, у него есть ободряющие прыжки для радикалов, успокаивающие шаги для вигов и несколько тщательно продуманных движений для тори, которые не требуют никаких обещаний, а также новая версия известного танца под названием Ratting, в котором исполнители могут с блеском менять стороны (шутка на тему термина change sides – перейти на сторону партнера в контрдансах – прим. пер.). А для тех беззаботных душ, которым теперь наплевать на вигов или тори, – и тех, кто вышел, и тех, кто в игре, у него также есть несколько редких новинок, адаптированных к их возможностям – можествоо новых мазурок, кадрилей, галлопадов, седрилей, вальсов и контрдансов, адаптированных для людей любого возраста и уровня общества. Итак, если эти сокровища вам нужны, отметьте это и не подведите – возьмите деньги в руки и заплатите их немедленно”.
Публичные балы Вилсона
Вилсон утверждал, что к 1822 году провел, по крайней мере 89 публичных балов, Пол Купер нашел материалы по семи из них.
56 бал был в 1810 г., 64 в 1814 г., 71 в 1816 г., 73 в 1817 г., 75 также в 1817 г., 81 в 1820 г. и 89 в 1822 г.
Еще несколько балов датированы по объявлениям в газетах:
63 в 1814 г., 67 в 1815 г., 77 и 78 балы в 1818 г., 79 в 1819 г., 82 в 1821 г., а 86 и 87 в 1822 г.
Если построить график и продолжить его в обратном направлении, то получается, что первые балы были даны примерно в 1790-м году (Вилсону было около 16 лет). Возможно, Вилсон лукавил и начал считать не с нуля. Он сам предупреждает нас в 1824 году в поэме Danciad, что некоторые мастера танца начали нумерацию своих балов с 20!
На своих балах танцмейстер демонстрировал модные танцы. На “Балу 1814 года” был представил набирающий популярность вальс, а в названиях “Балов 1817 года” упоминалась кадриль, которая не рекламировалась раньше.
Бал 1814 года, как и многие последующие, проходил в таверне “Корона и якорь”. Это место может показаться простоватым, но там был пышный бальный зал. В отчете Berkshire Chronicle от 27 августа 1825 г. говорится, что “Корона и якорь” – это такое же статусное место для тех, кто передвигается пешком, как Олмак для именитых лондонцев. Клуб Олмакс был центром модных балов в Лондоне, а таверна “Корона и якорь”, очевидно, – одним из лучших мест, куда ходили рабочие.
Кто же посещал публичные балы Вилсона. Известен всего один краткий отчет из первых рук от участника, который написан в 1822 году (Bell’s Life in London and Sporting Chronicle за 21 апреля): “На прошлой неделе в тот же вечер, заглянув в ресторан Олмакс, мы по договоренности присоединились к вечеринке на балу прелестных танцев Вилсона; оба [клуба] были заполнены веселыми и богатыми приверженцами моды; кадрили преобладали. В последнем месте мы особенно заметили некоторые интересные новые кадрили и причудливые танцы, которые задержали нас там до тех пор, пока мы не были вынуждены уйти”.
Мы знаем, что Вилсон размещал рекламу в газетах и журналах, видимо в расчете на богатый средний класс. Реклама 1817 года особенно интересна: “на балу были представлены самые модные танцы, известные по Олмаксу и другим местам, а стюарды так внимательны, что не пропустили бы любую неподходящую компанию”. Интересная деталь – бал должен был открываться менуэтом-вальсом, исполненным Вилсоном и молодой ученицей. К середине 1810-х годов менуэт потерял популярность; Вилсон рекламировал себя как танцовщика Королевского театра, а поэтому элегантный и модернизированный менуэт был бы эффективным и изысканным началом вечера.
Некоторые из балов были посвящены особым темам. Газета Morning Post от 5 января 1809 года содержит рекламу “Великого бала армии и флота” в честь испанских патриотов, прибыль с которого обещали пожертвовать в Патриотический фонд. Как раз перед этим газеты писали о военных успехах в войнах на полуострове.
В газете Morning Post от 29 декабря 1815 г. есть объявление о Первом зимнем бале в 1816 году. Также сообщается, что танцмейстер закрыл сезон в Брайтоне: видимо, преподавал танцы на фешенебельном курорте. В выпуске от 12 февраля 1816 года – реклама 27-го бала святого Валентина, на котором обещали вальс святого Валентина.
Одиночные билеты стоили 10 шиллингов, парные – 12.
Подобных объявлений в газетах много.
В 1844 году Вилсон рекламировал свой 45-й Пасхальный и 310-й публичный бал (Lloyd’s Weekly Newspaper, 31 марта 1844 г.) [Прим. пер.: интересно, это у Пола Купера опечатка или Вилсон ТАК размахнулся?]. Он написал, что Бал для взрослых будет открыт в десять часов мистером Вилсоном и одной из его учениц Менуэтом и Гавотом Вестриса. В ходе вечера будет представлена новая кадриль the Victoria and Royal Scotch с оригинальными фигурами, шагами и музыкой; также новые рилы г-на Вилсона вместе с его новым мифологическим танцем (Mythological Dance) под названием Love в исполнении двенадцати юных леди.
Судя по всему, к балам Вилсон готовился основательно. В The Gentleman’s Magazine за 1845 год помещена статья Дж. Д. Парри, где говорится: “Сейчас в Лондоне живет еще один респектабельный и добродушный семидесятилетний “мастер” своего дела, вдобавок обладающий обширными историческими и антикварными знаниями, который прославил свое место рождения на одном или двух поэтических “плакатах”, которые все знают…”. О “Плакатах” Вилсона говорится в London Journal в 1834 году. В статье содержится много ссылок, среди прочего, в ней пишут, что он “всегда посылает нам с приглашениями плакат настолько же остроумный, насколько и большой, который он использует как подходящий повод изложить достоинства своего искусства”. Некролог 1854 года добавляет еще одну деталь: “к каждому грандиозному балу (именно так он их и описывал) печатались большие и полные афиши, и к ним прилагалась одна или несколько изящно выполненных гравюр”. К сожалению, “плакаты” Томаса Вилсона не сохранились.
(Прим. пер.: судя по тексту, в наших реалиях “плакатам” должны соответствовать “рекламные листовки”. Однако, работы Вилсона, видимо, были куда более искусны чем те бумажки, что сейчас раздают у метро).
Публикации Вилсона
Имеются свидетельства примерно о пятидесяти опубликованных работах Вилсона, выпущенных между 1808 и 1830 годами, некоторые вышли в нескольких изданиях.
Первой крупной публикацией Вилсона был Analysis of Country Dancing (“Анализ контрдансов”) 1808 года. Работа была посвящена мадам Дешэ, солистке Королевского театра. Танцмейстер стремился описать все фигуры, использованные в контрдансах на тот момент. Книга была опубликована по подписке и разошлась за 3 года. Второе издание было опубликовано в 1811 г., и было немедленно распродано. Третье издание также было опубликовано в 1811 г. тиражом 2000 экземпляров и было распродано к 1814 г. В третьем издании посвящение меняется на мадам Анджолини, также бывшей солисткой Королевского театра; возможно, это было сделано под влиянием его жены Софии, которая училась у Анджолини. Вилсон сменил издателя, перейдя от У. Калверта к Джеймсу Жиллету. За свою карьеру Вилсон работал как минимум с 6 различными издателями. Он активно писал книги во второй половине 1810-х годов. В период с 1815 по 1820 годы танцмейстер опубликовал около 15 новых работ, не считая переизданий. По крайней мере с 1816 года он трудился над обновлением “Анализа контрдансов”, но публикация регулярно откладывалась из-за более срочных проектов. В конце концов, он выпустил этот Magnus Opus в завершенной форме как The Complete System of English Country Dancing в 1820 году (“Полная система английских контрдансов”).
Неясно, сколько Вилсон заработал на своих публикациях, но он писал в сноске к Companion to Ball Room (“Спутник в бальной зале”) в 1816 году, что “что автору этой работы как издателю вряд ли завидовали бы общественность или профессионалы, если бы они знали, как мало он до сих пор получил, опубликовав несколько своих работ по танцам”. Подобное замечание мелькает и в во введении к своей эпической поэме 1824 года Danciad.
В самоуничижительном пасквиле Вилсон написал:
Автор о танцах опубликовал больше,
Чем любой учитель когда-либо.
Его работы, хотя и восхваляемые известными учителями,
И купленные половиной мастеров в городе,
Никогда еще не позволяли ему обедать ни
На роскошных блюдах, ни с токайским вином.
Вилсон опубликовал много других работ, последней из которых, судя по всему, было The Art of Dancing (“Искусство танца”) 1852 года. Он также написал несколько драматических и поэтических стихотворных произведений и даже (согласно рекламе в Morning Chronicle от 16 ноября 1820 г.) поставил свой собственный балет. Одной из его поэм была Aquatic Excursion (“Водная экскурсия”) 1824 года. Поэтическая деятельность Вилсона только усиливала его репутацию эксцентка.
Вилсон и Королевский театр
Широко известно, что Вилсон танцмейстером Королевского оперного театра (Итальянской оперы). Он сам регулярно так себя называл. Документами это не подтверждается. Вилсон впервые пишет о Королевском театре в “Анализе” в 1808 году. Но везде используется фраза “Мастер танцев ИЗ Королевского театра”, а не “Мастер танцев В Королевском театре”; это говорит о том, что его деятельность в этом театре закончилась до того, как он начал публиковаться. В рекламе 1822 года (Bell’s Life in London and Sporting Chronicle , 24 марта 1822 г.) Вилсон признался, что проработал в Королевском театре всего пять лет, а также отметил, что танцевал в 24 разных театрах. Вполне вероятно, что он работал в это время танцовщиком, а не танцмейстером.
Единственное известное упоминание мистера Вилсона из Королевского театра относится к 1806 году. Газета Morning Post от 25 декабря 1806 года сообщила, что мистер Вилсон из Оперного театра будет танцевать свой знаменитый Rifle Hornpipe в Lyceum Theatre. Годом ранее в Public Ledger (5 октября 1805 г.) упоминался Хорнпайп мистера Вилсона (его первое представление) в Амфитеатре на Вестминстерском мосту. Вилсон продолжал рекламировать обучение Rifle Hornpipe в 1808 году. Возможно, это был его фирменный сценический танец. Если обе ссылки относятся к нашему Вилсону, то вполне вероятно, что он был слабо связан с Королевским театром, но регулярно выступал на других сценах.
Какой бы ни была его роль в театре, Вилсон сохранил связи с танцовщиками и танцовщицами. Он посвятил им несколько своих книг и перечислил их как подписчиков. Известно, что в конце 1810-х годов в Королевском театре работал еще один мастер танцев, некий Дж. М. С. Чиверс. Вилсон особенно едко отзывается о нем в “Danciad”, что предполагало личную неприязнь. Не мог ли Чиверс когда-то заменить Вилсона в театре? Но также нужно помнить, что почти все ведущие лондонские мастера танцев начала XIX века утверждали, что связаны с Королевским театром! Вероятно, большинство из них служили танцовщиками, а затем ушли со сцены, чтобы преподавать социальные танцы.
Последние годы Вилсона
В пожилом возрасте Вилсон стал восприниматься как танцмейстер Вилсон, эксцентричный персонаж с некоторой известностью. Он продолжал проводить балы и жаловался на трудности. Своеобразное упоминание Вилсона было опубликовано в газете The Odd Fellow в 1841 г. (1 мая 1841 г.). В колонке, высмеивающей профессию учителя танцев, описывается “типичный скупой учитель, который изо всех сил пытается зарабатывать на жизнь, а к танцмейстеру Вилсону он питает антипатию, которую ничто на земле не может преодолеть. Если бы законы страны позволяли ему, он убил бы этого человека любым доступным ему способом. Он часто, следуя своим профессиональным обязанностям, гуляет по улицам Лондона и видит там объявления этого ЗАБАВНОГО типа. Тот, о ком мы говорим, имеет некоторые понятия об элегантности искусства, которому служит. Мы это знаем. Следовательно, осознание того, как живет сам танцмейстер, и как – мошенник, должно сильно угнетать его. Он, однако, жадно скупится, зарабатывая кое-где по фунту и продолжая своими трудами поддерживать крышу над головой”. Мошенник, забавный тип… Бедный Вилсон! Хотя вряд ли заслуживал похвалы со стороны коллег по преподаванию, ведь он высмеивал их при каждой возможности.
Еще одно любопытную фразу можно найти в отчете о поединке (The Era, 9 июня 1844 г.), в котором один из боксеров прыгал как учитель танцев Вилсон. Танцмейстер явно был своего рода знаменитостью: он имел своеобразный характер, известный многим лондонцам.
Вилсон продолжал преподавать танцы, устраивать балы, писать стихи и развлекать своих друзей на протяжении 1840-х и начала 1850-х годов. Он был связан с лондонским клубом под названием The Ancient and Honourrable Lumber Troop, выступал церемониймейстером на их собраниях, по крайней мере, с конца 1820-х годов. В отчете об их ежегодном собрании в 1841 г. говорится: “бал проводил Вилсон, который удивительно сбивает с толку как в старое время”. Каталог памятных вещей клуба в 1859 году включал портрет танцмейстера Вилсон, поэта Клуба. Он явно был их любимцем.
В 1851 году Вилсон заболел холерой, болезнь положила конец его педагогической карьере. Он подал прошение о поддержке в Королевский литературный фонд, где написал: “я прошу разрешения представить комитету литературного фонда мое дело с сопроводительными работами и буду благодарен, если они окажут мне помощь, поскольку мне 78 лет, я в очень тяжелых обстоятельствах и в плохом здравии”. Его послание включало копии 12 его произведений, большинство из которых были поэтическими. В сопроводительном письме, написанном г-ном Уолтером С.-С. (из Shoe-lane), добавлено, что “сейчас ему 79 лет, и он очень расстроен из-за холеры, от чего ушли все его ученики”. Просьба была отклонена: поэтические произведения танцмейстера не обладали нужной для общества литературной ценностью.
Примерно в 1852 году была опубликована последняя работа Вилсона The Art of Dancing “Искусство танца”. Видимо, Вилсон обратился к издательскому делу в последние месяцы своей жизни. Это не лучшая его работа, но она демонстрирует, что идеи Вилсона оставались актуальными даже в середине века.
О его кончине было объявлено в газете Morning Advertiser 15 марта 1854 года. Ему было 80 лет, хотя в некрологе указано, что 86: “В среду, восьмого, мистер Вилсон, прославившийся танцами, умер в Union Workhouse на Вест-стрит, Смитфилд (куда он попал всего за две недели до своей смерти) в преклонном возрасте 86 лет. На нашу долю выпало запечатлеть смерть человека, чья карьера была столь неоднозначной, чья эксцентричность была столь замечательной и чья страсть к легким фантастическим полупальцам и музам была неописуемой…”.
Несколько лет спустя Вилсон был упомянут в эссе Генри Уильяма Брайда об истории танцев (Galway Mercury и Connaught Weekly Advertiser, 17 января 1857 г.): “… Я помню джентльмена, хорошо известного своими способностями в мире Терпсихоры, которые он часто проявлял, когда публично исполнял обязанности церемониймейстера в Воксхолл-Гарденс, недалеко от Лондона, безвозмездно для некоторых из многочисленных благотворительных организаций нашего широко известного современного Вавилона, чьи большие рекламные листы, сияющие рифмами (стихами!) в пользу того, что он назвал “Славным искусством танца”, часто привлекали внимание пассажиров и часто вызывали у них улыбку при просмотре поэтических попыток мастера танцев Вилсона (таково было имя, которым он был известен и которым он себя рекламировал), чтобы соблазнить публику стать его учениками в его знаменитой академии, недалеко от Темпл-Бар. Я встречался с ним несколько раз на частных вечеринках у некоторых общих друзей, и не думаю, что более любезного собеседника и более набожного и безобидного персонажа когда-либо можно было встретить среди тех людей, которые вынуждены добывать себе пропитание среди веселья и бездумных приверженцев мирских удовольствий. Однако я надеюсь, что он ушел в более счастливый и лучший мир; и есть много людей, еще живущих во всех частях Британской империи, которые не скоро забудут знаменитого лондонского мастера танцев Вилсона”.
Портреты Томаса Вилсона
При жизни было создано несколько портретов Вилсона, но до сих пор не найдены.
Это:
– Портрет из первого издания “Сокровищ Терпсихоры” 1809 года. В сохранившихся копиях портрета нет, но Томас Вилсон в переиздании 1811 года утверждал, что он был.
– Фотография танцмейстера Вилсона, опубликованная в последние годы его жизни (вероятно, в 1840-е), она упоминается в каталоге 1859 года.
– Изображение Вилсона и его ученика, танцующих вальс-менуэт, которое было включено в работу Вилсона Le Moulinet 1817 г. Возможно, Крукшенк при создании карикатуры опирался на этот портрет.
Единственное сохранившееся изображение Томаса Вилсона – это карикатура Джорджа Крукшенка на вальс, созданная в 1817 году (атрибуция опирается на второе название “vide Wilson rooms” – “см. комнаты Вилсона”). Сильно вывернутые ступни говорят о том, что мужчина, изображенный на рисунке, действительно, учитель танцев. В описании карикатуры, сделанном Британским музеем, этот человек описывается как пухлый, просто одетый и очень некрасивый.
Наследие Вилсона
Вилсон имеет большое значение для историков танца, потому что в его книгах подробно описаны принципы исполнения танцев того времени. Однако надо учитывать, что Томас Вилсон очень ревниво относился к тому, как другие танцуют. В своих книгах он часто жаловался, что другие учителя ошибаются и что его стиль танца – единственно правильная система, а это означает, что его современники, вероятно, не согласились бы с некоторыми идеями Вилсона.
Сам он включил рекламу в издание The Address 1821 года, где утверждал, что придумал такие типы танцев, как: The Quadrille Country Dancing (впервые представленна на его 79 балу), the English Waltzing, (68 бал, исполненн 48 его учениками), the Waltz Country Dancing (69 бал), the Eccossaise (76 бал), the New Reels для 3, 4, 5 и 6 человек, впервые опубликованные в the Analysis of Country Dancing, the New Circular System of English Country Dancing, впервые представленная на балу вальса и кадрили (77 бал), а также сочинил множество танцев: новые кадрили, новые котильоны, новые испанские контрдансы и т. д.
Он гордился своими достижениями. Однако современники в массе своей считали его эксцентричным танцмейстером, и не упоминали о его влиянии на танцевальный мир Англии. Однако в 1817 году в La Belle Assemblée написано: “Мы можем осмелиться утверждать, что никто в этой стране не довел вальс до такого совершенства, как мистер Вилсон”.