География: Франция. Годы: 1888. Периоды: Модерн.

Среда на четвёртой неделе Великого поста (Ми-Карём).

ТАНЦЫ

Ещё не так давно балы и пиршества давались преимущественно от Рождества до Масленицы включительно, между Адвентом и Великим постом; согласно религиозным предписаниям, в Пепельную среду всё заканчивалось, и лишь в день Середины Поста (Ми-Карём) осмеливались на скромное веселье. Пасха, приносящая хорошую погоду и свадьбы, приносила тогда небольшое оживление удовольствий, хвост празднеств, как сказали бы сегодня, и увеселения заканчивались в Париже, когда сезон только начинался в Лондоне.

Сегодня мы всё это изменили. Французский сезон, по крайней мере для высшего света, а низшие сословия следуют за высшим весьма близко, начинается по возвращении из Ниццы и заканчивается с отъездом к морю, то есть, можно сказать, между Карнавалом и Большим призом.

На Великий пост мало обращают внимания. Однако день Середины Поста (Ми-Карём) остался истинным днём увеселений, это, пожалуй, время года, когда даётся больше всего празднеств и особенно костюмированных балов.

Без особого сожаления о нашей старой контрдансе с её антраша и пируэтами, о нашем добром размеренном кадриле, нашем изящном лансье, не одобряя молодёжь за бесшабашный американский кадриль, который их заменил, мы видим с удовольствием, помимо вальса и мазурки, которые всё ещё в ходу, мы видим, скажем, с удовольствием возрождение в салонах старинных придворных танцев, возвращающих добрые традиции грации и изящества последних веков. Так, менуэт и павана уже несколько лет как появились в больших домах.

Мы уже показывали молодые пары в костюмах той эпохи, танцующие менуэт, сегодня мы представляем павану, которая, как мы знаем, будет танцеваться в костюмах на нескольких светских празднествах по случаю Середины Поста (Ми-Карём).

Ларрусс говорит нам, что Павана – это старинный танец, который, по мнению некоторых писателей, был изобретён Фернандо Кортесом, завоевателем Мексики. Это была в основном придворная танцевальная манера, которая также иногда носила название «большой бал».

«Это степенный танец, — говорит Кампан, — в котором танцоры кружатся друг перед другом, как павы распускают свой хвост, откуда и произошло название». Кавалеры танцевали её в плащах и со шпагами, судейские чины — в своих длинных мантиях, принцы и дамы — в больших накидках и платьях с длинными шлейфами. Екатерина Медичи отлично танцевала испанскую павану и усовершенствовала её, сделав более грациозной и живой.

Долгое время павану танцевали при французском дворе, и наши драматурги и либреттисты часто восстанавливали её в своих театральных пьесах. В «Юности короля Генриха», в балете «Родина» и в балете «Эгмонт».

Сегодня в салонах это тоже представляет собой небольшое зрелище, требующее нескольких репетиций. Именно на одной из таких репетиций господин Рейшан зарисовал милые группы для нашей гравюры. Представление в живых лицах и костюмах состоится у прекрасной графини ***, когда этот номер выйдет в свет.

La Mi-Carème.
LES DANSES
DANS un temps encore peu éloigné, les bals et
festins se donnaient particulièrement de la
Noël au Carnaval inclusivement, entre
l’Avent et le Carême ; selon les observances
religieuses, le mercredi des Cendres, tout était fini,
et l’on ne se mettait que très timidement en liesse que
le jour de la Mi-Carème. Pâques apportant les beaux
jours et les mariages, il y avait alors un petit regain
de plaisirs, la queue des fêtes, comme on dirait aujour-
d’hui, et les réjouissances finissaient à Paris quand
la season commençait à Londres.
Aujourd’hui nous avons changé tout cela. La saison
française, pour le grand monde au moins, et le petit
suit le grand de bien près, commence au retour de
Nice et finit au départ pour la mer, comme qui dirait
entre le Carnaval et le Grand-Prix.
Au Carême on y regarde peu. Cependant le jour de
la Mi-Carème est resté un vrai jour de réjouissance,
c’est peut-être le moment de l’année où l’on donne le
plus de fêtes et particulièrement de bals travestis.
Sans trop regretter notre vieille contredanse avec
ses pointes et ses entrechats, notre bon quadrille
marché, notre élégant lancier, sans féliciter les jeunes
du quadrille américain échevelé qui les a remplacés,
nous voyons avec plaisir, en dehors de la valse et de
la mazurka, qui tiennent encore la corde, nous voyons,
disons-nous, avec plaisir la résurrection, dans les
salons, de vieilles danses de cour qui ramènent les
bonnes traditions de grâce et d’élégance des derniers
siècles. C’est ainsi que le menuet et la pavane ont
fait leur apparition depuis quelques années dans les
grandes maisons.
Nous avons déjà montré de jeunes couples en cos-
tumes du temps dansant le menuet, aujourd’hui nous
présentons la pavane, que nous savons devoir être
dansée en costume dans plusieurs fêtes mondaines à
l’occasion de la Mi-Carême.
Larrousse nous dit que la Pavane est une ancienne
danse qui, selon certains écrivains, aurait été inventée
par Fernand Cortez, le conquérant du Mexique. C’était
principalement une danse de cour qui portait aussi
parfois le nom de « grand bal ».
C’est une danse grave, dit Campan, où les danseurs
font la roue l’un devant l’autre comme les paons font
avec leur queue, d’où est venu le nom. Les gentils-
hommes la dansaient avec la cape et l’épée, les gens
de justice avec leurs longues robes, les princes et les
dames avec leurs grands manteaux et leurs robes à
longues traînes. Catherine de Médicis excellait à
danser la pavane d’Espagne et elle la perfectionna
en la rendant plus gracieuse et plus vive.
On dansa longtemps la pavane à la cour de France,
et nos auteurs dramatiques et lyriques l’ont souvent
restituée dans leurs pièces de théâtre. Dans la Jeunesse
du roi Henri, dans le ballet de Patrie, et dans
celui d’Egmont.
Aujourd’hui, dans les salons, cela est aussi un petit
spectacle qui demande plusieurs répétitions. C’est à
l’une de ces répétitions que M. Reichan a dessiné les
jolis groupes de notre gravure. La représentation aura
lieu en chair et en os et en costume chez la belle com-
tesse *** quand paraîtra ce numéro.

Источник: Le Monde illustré, 10 mars 1888, стр: 6

Цитата относится к: 1888 г.

Дата первой найденной публикации: 1888 г.

Подобрал цитату: Горощенко Нина

Добавить комментарий