Годы: 1730-e и 1732. Периоды: Барокко.

Решение Заседания Королевской Академии Танца от 10 августа 1732 года о сохранении старинной и истинной Хореографии.

Совершенство, к коему надлежит стремиться в практике изящных искусств, должно также побуждать не допускать в сей практике никаких злоупотреблений или послаблений. Руководствуясь сим убеждением, г-н Ардуэн, искусный парижский учитель танцев, проживающий в городе Кане, обнаружив, что один из его собратьев в сочинённом им труде уничтожил старинную Хореографию, подменив её иными знаками, что полностью разрушает искусство Танца во всех странах, где такое новшество могло бы привиться, прибыл в Париж и приложил все возможные старания для отстаивания совершенства своего Искусства и дабы доказать свое рвение всем своим собратьям, кои мыслят с ним едино. В связи с чем Королевская Академия Танца, по зрелом размышлении, постановила, на основании коего впредь не будет одобрено ничто касающееся Танца, что не будет соответствовать старинному Методу и Хореографии г-на Фёйе. Решение составлено в следующих выражениях:
Ныне, 10 августа 1732 года. Академия Танца собралась по прошению господина Ардуэна, учителя танцев из Парижа, проживающего в Кане в Нормандии, выступившего от лица всех учителей танцев как Королевства, так и иных стран, как будучи весьма сведущим в искусстве Хореографии, а равно как единственный оставшийся из учеников г-на Фёйе, парижского учителя танцев и создателя записанного танца, дабы представить Академии,
Что г-н Рамо, единственный, имеющий Королевскую привилегию на продажу и распространение записанных танцев, полностью уничтожил старинную Хореографию, подменив её Знаками, по коим невозможно ничего распознать, что наносит значительный ущерб всем учителям, находящимся вдали от Парижа, и всем любителям танца; что он, [Ардуэн], требовал возможности вступить в публичный диспут в нашем присутствии с г-ном Рамо, дабы доказать ему нелепость и ошибочность его новой системы, желая в качестве доказательства использовать лишь самую Книгу принципов означенного г-на Рамо; в чём означенный г-н Ардуэн полностью преуспел. Он доказал перед лицом всей Академии, что старинная Хореография столь соответствовала Музыке, что она, так сказать, есть сама Музыка, что все её производные были очевидны, что способ её разворота был совершенно геометричен, что в ней замечалось правдоподобие на каждом шагу, что она была легка, ясна и выразительна, и что все иностранцы её знают и ей следуют, и что, кроме того, Словарь г-на Фёйе переведён на все языки.
Вследствие чего Мы, нижеподписавшиеся члены оной Академии танца, выслушав доводы обеих сторон, сочли себя неизбежно обязанными предоставить означенному г-ну Ардуэну и всем заинтересованным лицам, упомянутым в его прошении, восстановление старинной Хореографии; мы даже привели причины, кои определили наше решение в пользу означенного г-на Ардуэна, с коими означенный г-н Рамо добровольно согласился, признав сам справедливость замечаний, кои сделал означенный г-н Ардуэн касательно его трудов. И в соответствии со всем вышеизложенным, означенный г-н Рамо нам обещал и согласился с тем, что впредь не будет продавать или распространять ничего касающегося танца, что не будет соответствовать старинному Методу.
В удостоверение чего мы выдали означенному г-ну Ардуэну настоящий Протокол, дабы дать ему возможность удостоверить всем учителям танцев и иным лицам, от чьего имени он говорил, что Академия сочла возможным принять во внимание их представления, как показавшиеся нам весьма справедливыми и заслуживающими внимания.
Мы дополнительно разрешаем означенному г-ну Ардуэну проверять впредь труды означенного г-на Рамо и обращаться к нам с жалобами в случае, если он обнаружит в них нечто не соответствующее нашему решению и обещаниям означенного г-на Рамо. Составлено в Париже, в нашей Академии, и зарегистрировано 14 августа 1732 года.

Подписано: Балон, Блонди, Лестан, Жермен, Малье-отец, Жавилье, Данжвиль, Лаваль, Демулен, Малье-старший, Синдик, Малье-младший, Демулен и Марсель.

Сравнение, кое предстоит прочитать, может здесь удачно найти своё место, тем более что г-н Ардуэн является его Автором.
РОНДО.
Камарго, Сале, Ролан —
Их талант ценитель всякий превозносит.
Сале, — говорит один, — превзошла изяществом;
Ролан, — говорит другой, — в живости неподражаема;
И каждый с изумлением видит
Смелые па, благородную и живую отвагу
Камарго.
—————–
DELIBERATION de l’Académie Roya-
le de Danse, du 10. AOÛT 1731, pour le
maintien de l’ancienne et vraye Chore-
graphie.
L’A perfection que l’on doit chercher dans la
pratique des beaux Arts, doit aussi engager
à ne souffrir aucune sorte d’abus ou de relache-
ment dans cette pratique. C’est dans cet esprit
que M. Hardouin, habile Maître à Danser de
Paris, résident dans la Ville de Caën, s’étant
appercé qu’un de ses Confrères avoit détruit dans
un Ouvrage de sa façon, la Choregraphie an-
cienne, en y substituant d’autres caractères, ce
qui ruine entièrement l’art de la Danse dans tous
les Pays où cet usage s’est introduit, il s’est ren-
du à Paris, et s’est donné tous les soins possi-
bles pour soutenir la perfection de son Art, et
pour prouver son zèle à tous ses Confrères qui
pensent comme lui sur ce sujet. Sur quoi l’Aca-
démie Royale de Danse a fait un Réglement en
connaissance de cause après une meure délibéra-
tion, en vertu duquel on ne distribuera rien à
l’avenir concernant la Danse, qui ne soit con-
forme à l’ancienne Méthode, et à la Coregraphie
de M. Feuillet. La Délibération est écrite en ces
termes :
Aujourd’hui 10. AOÛT 1732. L’Académie de
Danse s’est assemblée à la réquisition du sieur Har-
douin, Maître à Danser de Paris, demeurant à
Caën en Normandie, depuis de la part de tous les
Maîtres à Danser, tant du Royaume que des au-
tres Pays, comme étant très-experiment dans l’Art
de la Choregraphie, comme aussi étant le seul qui
reste des Élèves de M. Feuillet, Maître à Danser
de Paris, et Auteur de la Danse écrite, pour repre-
senter à l’Académie.
Que M. Rameau, seul Privilégié du Roi pour
vendre et débiter les danses écrites, a entièrement
détruit la Choregraphie ancienne, en y substituant
des Caractères ausquels il est impossible de rien con-
noitre, ce qui fait un tort considérable à tous les
Maîtres éloignez de Paris, et à tous les amateurs
de la danse; qu’il demandoit à entrer en lice en
notre présence avec le sieur Rameau, pour lui dé-
montrer l’absurdité et la fausseté de son nouveau
système, ne voulant pour preuve que le Livre même
des Principes dudit sieur Rameau ; à quoi ledit sieur
Hardoiin a entièrement satisfait. Il a prouvé en
pleine Académie que l’ancienne Choregraphie étoit
si conforme à la Musique, que c’est pour ainsi dire,
la Musique même, que toutes ses dérivations étoient
sensibles, que sa façon de tourner étoit tout-à-fait
géometrique, qu’on y remarquoit le vraisemblable à
chaque pas, qu’elle étoit facile, claire et expressive,
et que tous les Etrangers la scavent et la suivent,
et que d’ailleurs le Dictionnaire de M. Feuillet est
traduit en toutes les Langues.
Surquoi Nous soussignez Mémbres de ladite
Académie de danse, après avoir entendu les raisons
de part de d’autre, nous nous sommes trouvez indis-
pensablement obligez d’accorder audit sieur Har-
douin et à tous les interessex dans sa réquisition, le
retablissement de l’ancienne Choregraphie; nous
avons même allegué les raisons qui nous ont déter-
minez en faveur dudit sieur Hardouin, ausquelles
ledit sieur Rameau a volontairement acquiescé, con-
venant lui-même de la juste des ro(?)exions que le-
dit sieur Hardouin a fait sur ses O(?)rages. Et
en conséquence de tout ce que dessus, ledit sieur
Rameau nous a promis et est demeuré d’accord qu’a
l’avenir il ne vendra ni distribuera rien concernant
la danse qui ne soit conforme à l’ancienne Mé-
thode.
En foi de quoi nous avons délivré audit sieur
Hardouin la présente Expedition, afin de le mettre
en état de certifier à tous les Maîtres à danser et
autres, au nom desquels il a parlé, que l’Académie
a bien voulu avoir égard à leurs remontrances, com-
me nous ayant paru très-justes et interessantes.
Nous permettons de plus audit sieur Hardouin
d’examiner à l’avenir les Ouvrages dudit sieur Ra-
meau, et de nous adresser ses plaintes en cas qu’il y
trouve quelque chose de non conforme à notre inten-
tion et aux promesses dudit sieur Rameau Fait à
Paris, dans notre Académie, et enregistré le 14.
Août 1732. Signé, Balon, Blondy, Lestang,
Germain, Malter père, Javillier, Dangeville,
Laval, Desmoulins, Malter l’ainé, Syndic, Mal-
ter cadet, Desmoulins, et Marcel.
Le parallèle qu’on va lire peut trouver ici heu-
reusement sa place, d’autant plus que M. Har-
douin en est l’Auteur.
RONDEAU.
De Camargo, de Salé, de Roland,
Maint Connoisseur exalte le talent.
Salé, dit l’un, l’emporte par la grâce;
Roland, dit l’autre, excelle en enjouiment;
Et chacun voit avec étonnement
Les pas hardis, la noble et vive audace
De Camargo.

Источник: Mercure de France, 1 sept. 1732, стр: 116-118

Цитата относится к: 1732 г.

Подобрал цитату: Горощенко Нина

Добавить комментарий