Экосезы: история возникновения и развития танца.

Автор: Филимонов Дмитрий
Год публикации: 2011

Автор: Дмитрий Филимонов, IV конференция, 2011 г.
см. также PDF версия.

Оглавление

1 Введение
2 История возникновения и развития
3 Хореографическое описание танца
3.1 Общее описание
3.2 Продолжительность танца
3.3 Фигуры танца
3.4 Техника шагов
4 Заключение
Ссылки
Примечания

1 Введение

В русской литературе начала XIX века часто упоминаются такие танцы как Англезы (Anglaise, Angloise) и Экосезы (Ecossaise, Ecossoise). Про англезы известно достаточно много, однако экосезы в танцевальных трактатах освещаются не столь широко. Большинство авторов ссылаются на чрезвычайную схожесть этих танцев и дают одно — два описания, добавляя, что основное их различие лишь в характере музыки. Так же крайне туманным является происхождение экосезов.

Особенную популярность экосезы имели в Германии рубежа столетий и, как следствие, в России, танцевальная традиция которой в начале XIX века во многом базировалась именно на немецкой танцевальной культуре. Поэтому естественно было, прежде всего, обратиться к танцевальным источникам именно этих двух стран.

2 История возникновения и развития

Впервые танец с названием «экосез» (L’Ecoßoise) встречается в 1726 году в сборнике Дезе «Первая книга контрдансов для четырех, шести и восьми [человек]» [12]. Это танец для 4 кавалеров и 2 дам (Дезе также предлагает вариант наоборот: 2 кавалера и 4 дамы). Он имеет характерную для котильонов XVIII века структуру, однако необычный набор танцоров делает его весьма специфичным. Cудя по всему, он так и остается отдельным танцем.

Далее вплоть до 1800 года в танцевальных учебниках и сборниках экосез как самостоятельный танец не упоминается. Слово «ecossaise»« — это прилагательное «шотландский» во французском языке и потому, хотя оно несколько раз используется в названиях танцев, термином его считать пока нельзя. Несколько исследователей танца XIX века (Альберт Червинский [10, 151], Рудольф Фосс [20, 337], Брукс [8, 23]) в своих трактатах указывают, что экосезы появились во Франции в середине XVIII века, подкрепляя свои соображения тем, что упоминание этого танца содержится в письмах Вольтера к Мадам Дени. Разные исследователи, однако, указывают разные годы — 1750 или 1760, но ни в одном из писем Вольтера за период с 1750 по 1760 года упоминаний танца найдено не было. Кроме того, во французском музыкальном словаре [18] термин «экосез» описывается исключительно с музыкальной точки зрения, без единого упоминания о танце (в то время, как для танцевальных музыкальных форм приведены описания или история развития танца). Это подтверждает гипотезу о том, что в конце XVIII века во Франции танец с названием «экосез» известен не был.

Напротив, в Германии мы имеем упоминание экосеза в качестве танца, как минимум с 1800 года. В 1800, а затем в 1802 году выходят первая и вторая части книги Иоганна Генриха Каттфуса «Хореография или полное и легко доступное руководство по различным видам так сегодня любимых общественных танцев для любителей танца, распорядителей танцев и танцмейстеров» [16, 17], где автор описывает технику и называет эти танцы шотландскими танцами (шотландскими англезами) или экосезами. Каттфус указывает происхождение танцев, однако прямого подтверждения его постулатам не найдено: Напротив, его справедливо можно назвать шотландским, поскольку его действительно так танцуют шотландцы, от которых он и пришел к нам через англичан [16, 182].

Примерно в это же время появляются ноты с названием «Шотландский англез» и «Экосез». Музыкальные произведения, озаглавленные «экосез», по-видимому, впервые появляются у Бетховена, то есть в Германии на рубеже веков.

Далее экосезы встречаются в сборниках Вильгельма Беккера. С 1791 по 1827 год Вильгельм Беккер составляет ежегодные альманахи «Карманная книга для обходительного удовольствия», где среди прочего публикует популярные танцы от известных танцмейстеров. Подробно эти сборники разобраны в книге «Модные танцы около 1800 года в карманных книгах Беккера» [6]. Экосезы встречаются в сборниках с 1810 по 1827 год. Причем до этого, в 1800 году, в сборниках попадаются «прыгающий англез» (Anglaise Hopser) и шотландский англез (Anglaise Schottisch), которые, судя по всему, являются переходными формами от английских лонгвеев к экосезам. К такому же выводу приходит Карл—Хайнц Лангле в своем исследовании [6].

Следующими немецкими книгами, в которых описаны экосезы, являются учебник 1829 года Эдуарда Хелмке (Eduard Helmke) «Новая школа танцев и образования» [14] и учебник Теодора Хентшке (Theodor Hentschke) «Всеобщее танцевальное искусство» [15]. В последующих немецких источниках экосезы упоминаются как популярные танцы начала века, которые к 30-м годам XIX столетия полностью вышли из моды (Альберт Червинский [10, 151], Рудольф Фосс [20, 337]).

На русском языке к настоящему моменту известно всего три источника с хореографическими описаниями экосезов. Это учебник Л. Петровского «Правила для благородных общественных танцев» [5], учебник А. Максина «Изучение бальных танцев» [4] и перевод на русский язык последнего сборника Беккера (только танцевальной его части), изданный под названием «Альманах Терпсихора» [19]. Эти публикации указывают на слегка видоизмененную традицию экосезов в России.

В Англии экосезы в начале века рассмотрены Томасом Вилсоном в книге «Инструктор по экосезам» [21], а также упоминаются Чиверсом в своем трактате [9]. К сожалению, обе эти книги пока нам недоступны, так что мы ограничимся лишь несколькими цитатами и ссылками на других исследователей. По этой причине в детальном разборе экосезы английской традиции не участвуют.

Так, судя по всему, экосезы действительно пришли в Англию с материка, как об этом пишет в своей книге Вилсон. Однако автор заблуждается, считая родиной экосезов Францию, но прав, указывая восточноевропейское влияние (Вилсон предполагает, что экосезы пришли через Россию) [11]. Примеры экосезов говорят о том, что, скорее всего, в Англии экосезы преобразились в обычные лонгвеи с первой парой, стоящей в неправильной позиции1.

Экосез не описан ни во французских, ни в американских источниках начала века, а среди датских источников есть был найден всего один сборник музыки с описанием 6 экосезов, которые, судя по всему, соответствуют немецкой традиции. Более того, все упоминания экосеза в танцевальных учебниках после 1830 года2 (за исключением учебника Максина) носят исключительно историографический характер. Ближе к концу XIX века некоторые авторы [13, 164] начинают путать шотиш и экосез, используя оба термина для описания шотиша.

3 Хореографическое описание танца

3.1 Общее описание

Из всех источников, в которых имеется описание построения, только в первой книге Каттфуса [16] сперва описываются англезы, построение, правила по которым следует их танцевать и лишь потом идет глава про экосезы, которые имеют такое же построение. В этой главе автор настоятельно рекомендует приходить на место точно с последней нотой музыкальной фразы и крайне не рекомендует чересчур спешить.

Хелмке описывает сначала экосезы: 3. Экосез. Это изначально шотландский танец и слишком хорошо у нас известный, чтобы было бы необходимо его более подробно описывать. Он бывает из четырех и из шести туров. [14, 112] и лишь потом англезы, для которых и указывает построение: 4. Англез. В этом английском танце строятся как в экосезе, а именно в две колонны, так что кавалеры стоят напротив дам. Нет почти никакой разницы между экосезом и англезом, лишь та, что последний в турах и музыке более протяжный и не столь скорый и бойкий. В экосезе темп значительно быстрее и туры более закруглены. англезы бывают с четырьмя, восьмью, и шестью турами, из которых последние редки. Прыгающий англез больше склоняется к экосезу, поскольку скорый темп и туры почти одинаковые; это также англо—шотландский танец, и мы видим в нем соединение англеза и экосеза как в Великобритании соединение Англии и Шотландии. [14, 113].

Хентшке вслед за Хелмке описывает экосез перед англезом, причем основной текст описания относится к описанию экосеза:В колонну строится от четырех до максимум двенадцати пар, ряд кавалеров напротив ряда дам, так что первая пара может шассировать вниз по колонне внутри нее [15, 154].

Петровский в своем учебнике ограничивается лишь фразой: — Нет нужды сказывать, как к Экоссезу становиться должно; кажется, нет ни одного человека, который бы не видел сего танца [5, 60].

А Максин вообще не упоминает англезов, зато четко пишет, что построение для экосеза в две линии: кавалеры лицом к дамам [4, 36].

Второй вопрос, который естественно возникает после описания построения, — это тип прогрессии: triple или duple minor set. Ответ на этот вопрос оказывается не так прост. Единственный описанный во второй книге у Каттфуса экосез (у нас есть только описание, рисунки пока недоступны) имеет схему на три пары [17, 29]. Ранние экосезы (а также прыгающий англез и шотландский англез) в сборниках Беккера также сочинены для triple minor set. Однако в 1820 году Беккер публикует экосезы, где все фигуры рассчитаны на 2 пары. Схемы на 2 пары мы встречаем у Хелмке, Петровского, Максина и в альманахе «Терпсихора». В учебнике Хентшке из 5 экосезов только один предполагает участие третьей пары. Вполне возможно, что это означает переход от одной прогрессии к другой и ускорение танца хореографически, что в свою очередь может быть связано с изменением техники и музыки экосезов (подробнее этот вопрос разобран ниже). Скорее всего, переход с одной прогрессии на другую не был резким, тем более, что в английских контрдансах начала XIX века было принято иметь одну нейтральную пару, однако следует учитывать тот факт, что с 1820 года Беккер сменил хореографа — до того публиковались танцы Роллера, а начиная с 1820 года автором указан Лошери. Кроме того, надо учитывать, что в России традиция экосезов появилась как минимум с 1805 года [3, Дневник студента, 6 янв., 23 ноя. 1805г.] и потому могла развиваться отдельно от немецкой.

Наконец, остается вопрос последовательности, в которой должны танцевать пары. Достаточно четко об этом пишет лишь Максин — у него экосез расписан на 4 пары и каждая фигура сперва протанцовывается первой парой вниз по сету и лишь потом эту же фигуру аналогично танцует вторая, и т.д. Хентшке подробно описывает только прогрессию: Прежде всего, в течение повторения первой части делается реверанс со стороны первых танцующих, а завершающие туры состоят в основном из шассирования вниз и вверх внутри по колонне до места второй пары, которая в это время продвигается вверх. Отсюда эти же туры повторяются с третьей парой, и так продолжается до конца колонны, причем следующие пары, в то время, как танцующая пара шассирует, пододвигаются вверх; с четвертой парой начинает соответственно первая пара. [15, 154].

К сожалению, последняя фраза ничего не проясняет — четвертая пара в любом случае начнет танцевать с первой парой, если в сете всего четыре пары. В остальных источниках нет других четких указаний, порядок танца описывается как у родственников экосезов — англезов. Однако у Хелмке мы встречаем косвенное указание на то, что экосезы было принято танцевать и обычным для английских лонгвеев образом: Этот экосез становится красивым, когда вся колонна находится в движении [14, 225].

Последний рассмотренный вопрос тесно связан с практикой исполнения экосезов. К сожалению, в ранних немецких источниках никаких указаний на это нет. Поскольку экосезы тесно связаны с англезами и соседствуют в сборниках и учебниках, есть основания предполагать, что экосезы в немецкой традиции танцевались так же, как и англезы (правила исполнения англезов из рассмотренных источников есть только у Каттфуса [16, 144]). Последний из рассматриваемых немецких авторов косвенно указывает на традицию танцевания экосезов, схожую с русской: Начальные туры различны и танцующая пара служит примером остальным [15, 154].

В русских же учебниках и Петровский, и Максин пишут о четком порядке — сначала вся колонна танцует один экосез (авторы называют их фигурами), потом второй и т.д., и в конце танцуется заключительный экосез (фигура). Выбор экосезов остается за начинающей парой. Такой способ в целом соответствует традиции английских контрдансов, описанной у Томаса Вилсона.

Важно отметить, что, в отличие от англезов, экосезы никогда не привязывались к конкретной мелодии и не имели имен собственных. В России в начале века англезы, несмотря на собирательное название, все же имели свои собственные имена, часто происходившие от оригинального названия мелодии или песни. Экосезы, напротив, всегда упоминались как общее название, по-видимому, импровизационных танцев. Возможно, эта традиция идет из Германии, где англезы не имели названий (все англезы из немецких книг, также как и экосезы, безымянные).

3.2 Продолжительность танца

Схемы всех экосезов (за редким исключением) состоят из двух фигур (в русских учебниках «колен», в немецких учебниках «туров»), однако имеются некоторые музыкальные нюансы касательно длительности той или иной фигуры. Так Каттфус во второй своей книге пишет, что одно музыкальное предложение экосеза состоит из 8 тактов, причем на фигуру экосеза приходится два предложения и фигур обычно две [17, 27]. Ту же самую ситуацию мы наблюдаем в музыке в сборниках Беккера и у Хелмке. Несмотря на то, что Хелмке упоминает экосезы с множеством туров, все его три экосеза содержат по 32 такта. Надо отметить, что у Беккера фигуры бывают в половину длины, но тогда их оказывается больше и общая длина экосеза все равно оказывается в 32 такта.

Напротив, русские авторы приводят длину ровно вдвое меньшую, чем их немецкие коллеги. Более того, музыка и правила исполнения экосеза, описанные в альманахе «Терпсихора», дают четкие указания выждать 8 тактов перед началом и танцевать на оставшиеся 16 тактов музыки. Возможно, в данном случае мы имеем дело с региональными особенностями исполнения экосезов, однако для полного ответа на вопрос, все ли время в Российской Империи экосезы танцевали вдвое быстрее, чем в Германии, необходимо исследование нот, напечатанных в России в начале века.

Несколько в стороне стоит книга Хентшке. В ней четко прописан размер одного тура Музыкальное сопровождение в 2/4 такта состоит из двух реприз, каждая по 4 такта [15, 154].

Это составляет 16 тактов, как в русском варианте. Есть основания предполагать, что к моменту выхода этой книги в свет экосезы уже практически вышли из моды, что объясняет некоторое смешение и несоответствие информации в указанной книге данным из остальных немецких источников.

Тем не менее, как будет видно из дальнейшего анализа техники шагов, количество шагов на фигуру одинаково для русских и немецких экосезов: в Германии музыку исполняли, по-видимому, значительно быстрее, и один шаг приходилось делать на 2 такта.

3.3 Фигуры танца

Как уже упоминалось выше, практически все экосезы состоят из двух фигур. Первые фигуры в разных экосезах различаются, тогда как последняя фигура чаще всего одна и та же. В первой фигуре встречаются достаточно типичные для английских лонгвеев части, такие как крест, круг, вращение за руки и т.д. В немецких экосезах также очень популярны фигуры с проходом одной пары в арку, образованную другой парой. Важно отметить, что русские экосезы гораздо проще для второй пары, чем немецкие: в некоторых немецких экосезах вторая пара танцует сперва независимо от первой, что по-видимому означает наличие традиции изучения фигур заранее (эта гипотеза подтверждается наличием ежегодных сборников фигур) или проговаривание схемы первой парой перед началом очередного экосеза. Пожалуй, единственной особенностью экосезов с точки зрения применявшихся в них фигур является последняя фигура. Почти все экосезы, известные нам, подчиняются правилу, сформулированному у Хелмке В первых турах задействовано больше пар, в последних же двух шассирует лишь первая пара вниз и вверх по колонне [14, 113].

Это соответствует фигуре английских контрдансов down the middle and up again. Каттфус в своей схеме предлагает начинать, а не заканчивать экосез этой фигурой. В сборниках Беккера имеется еще один вариант описания этой фигуры — вместо последних двух туров оставлена надпись Шассе или вальс. Каттфус и Хелмке тоже упоминают, что в указанной фигуре можно вальсировать — у Хелмке есть даже специальная техника экосез—вальса [14, 185]. Наибольшее разнообразие вариаций этой фигуры описано у Петровского — он предлагает 3 варианта исполнения. К этой же фигуре относятся специальные замечания по положению рук и корпуса (они рассмотрены ниже). Хентшке описывает 5 различных способов протанцевать второй тур, однако по причинам, описанным выше мы, возможно, имеем дело с собирательным описанием уже вышедшего из моды танца. Тем не менее, варианты Хентшке также включены в описание ниже.

3.4 Техника шагов

Техника исполнения экосеза имела свои особенности и отличалась от техники исполнения англезов и кадрилей. В этом параграфе мы последовательно опишем техники, указанные в учебниках Каттфуса, Хелмке, Хентшке, Петровского и Максина.

К сожалению, рисунки из обеих книг Каттфуса доступны только в перерисовке, поэтому при описании техники этих учебников, мы опирались на исследование Ланге [6]. Каттфус видоизменил нотацию Бошама—Фёйе для изображения шагов и записал в этой собственной нотации основные па описываемых им танцев. Автор приводит довольно много различных шагов, которые используются в англезах, в том числе и шаг с названием chassé (только вбок), однако наличие специальных шагов для экосезов дает возможность предположить, что шаги англезов в экосезах не использовались. Для экосеза в первой части учебника приведены 4 различных шага:

  1. «Простой шотландский (или экосезное па)». Текстовое описание этого шага отсутствует, однако можно предположить, что это просто шаг с выпрямленным коленом на носок каждой ногой на каждую долю такта. Трудность интерпретации рисунка заключается в том, что Каттфус нигде не объясняет значение перпендикулярного штриха возле стопы. Однако во второй своей книге автор почему-то пишет, что этот шаг это на самом деле «pas fleuret» [17, 25]. В исследовании Ланге [6] предполагается, что это шаг—подпрыжка, что согласуется с возможной интерпретацией штриха.
  2. «Двойное шотландское па или удвоенный шотландский танцевальный шаг». Этот шаг также не имеет текстового описания, кроме того, что каждая нога в свой черед делает два шага. Согласно рисунку, его можно разобрать так: «1» — шаг правой на полную стопу в IV позицию; «2» — небольшой подпрыг на правой ноге; «1» — подставить левую сзади в III позицию, подняться на носки; «2» — шаг правой на носок в IV позицию.
  3. «Новый шотландский (или экосезное па)». Каттфус дает довольно полное описание этого шага, однако оно несколько запутанное [17, 122]. Этот шаг напоминает па-де-баск, исполняемый вперед. Вариант исполнения, согласующийся и с описанием, и с рисунком, представлен ниже: «1» — прыжок на левую в IV позицию, правая нога остается сзади на воздухе; «2» — приставить правую сзади в III позицию на полную стопу, слегка сгибая колени, левая при этом поднимается; «1» — поставить левую обратно, перенести на нее вес (следующий шаг с правой); «2» — пауза.

Важно отметить, что все шаги делаются на 2 такта музыки, о чем Катфусс прямо пишет во второй части своего учебника. Кроме того, танцмейстер описывает положение рук в характерной экосезной фигуре (вниз и вверх по сету): …когда шассируете вниз вы должны держать даму за правую руку, а когда обратно, за левую [17, 26]. Учитывая некоторые несовпадения в двух книгах этого автора, а также частое упоминание ошибочных вариантов исполнения шагов, можно предположить, что описываемая техника на самом деле не являлась распространенной, но была попыткой формализовать переходный, быстро меняющийся вариант танцевальной традиции.

В отличие от Каттфуса, Хелмке предлагает использовать единый комплект техники для большинства фигур различных танцев. Это классическая ампирная техника на chassé—jeté—assemblé, но уже несколько упростившаяся к 1829 году. Chassé по Хелмке (называемое им glissé No. 1) следует танцевать ровно, плавно, глиссируя на каждый шаг, без temps levé и вообще без вертикальной работы [14, 145]. Вместо jeté—assemblé автор предлагает так называемый saut—croix — по сути это два changement [14, 144]. Однако это единообразие в шагах еще не полностью пришло в экосезы. Разница в исполнении шагов, во-первых, заключается в том, что в англезах и экосезах одно chassé исполняется на два такта, а не на один, как в кадрилях и контрдансах, а во-вторых, для шассирования в последней фигуре Хелмке описывает сразу три техники: chasseur, echappé и экосез—вальс. Ниже приведены описания первых двух техник, а вальс—экосез разобран в статье Марии Деркач и Дмитрия Филимонова в настоящем сборнике [1].

«12. Chasseur. Перед тем как начать, вытягивают правую ногу на воздух в четвертую позицию, подпрыгивают на левой ноге в правую сторону, отбивают в то же время правой ногой впереди левой в пятой позиции, так что только носок ноги касается пола, и считают 1; отсюда скользят носком правой ноги вновь в четвертую позицию так, чтобы ни одна нога не отрывалась от пола, и считают 2; затем подтягивают левую ногу позади правой в пятую позицию и считают 3, вытягивая правую ногу на воздух в четвертую позицию, причем чуть раньше, чем левая коснется пола. В этой позиции выдерживают паузу в 1/4 и считают 4. Отсюда это па делается еще два раза направо и заканчивается saut croix, в котором сперва правая нога отбивает спереди левой в пятой позиции, а потом левая спереди правой.

Теперь делается это па трижды налево и завершается saut croix (в котором сперва левая нога отбивает спереди правой в пятой позиции, а потом правая спереди левой).

Для того, чтобы станцевать это па влево, сразу после saut croix вытягивают левую ногу на воздух в четвертую позицию, прыгают на правой ноге в левую сторону, тут же ударяют левой ногой обратно спереди правой в пятой позиции так, что только ее носок слегка касается пола, и считают 1; затем скользят носком левой ноги в четвертую позицию, не двигая с места правую, ногу и считают 2; теперь подтягивают правую ногу сзади левой в пятую позицию и в тот же миг вытягивают левую на воздух в четвертую позицию и считают 3 и 4, выдерживая паузу в одну четверть; далее то же самое повторяется еще два раза и завершается saut croix, в котором сперва левая нога ударяет спереди правой в пятой позиции, и отсюда таким же образом правая спереди левой в пятой позиции. Это па используется в экосезе вместо chassé и танцуется там очень летуче, на что и намекает его название» [14, 154].

Описание этого шага сразу дает понять, что он выполняется на 2 такта музыки. Его можно записать как sissonne—glissé—coupé. Разложение по долям такта выглядит следующим образом: Затакт — вытянуть правую ногу в IV позицию; «1» — подпрыгнуть на левой ноге, сместившись вправо, правую ногу при этом увести в положение cou-de-pied; «2» — скользя носком правой ноги по полу, вывести ее в IV позицию и перенести вес; «1» — coupé, подбивая левой ногой правую, которая выносится в воздушную IV; «2» — пауза.

Как видно из описания, смещение на этом шаге происходит по диагонали, что означает, что партнеры в паре, танцующей вниз и вверх по сету этим шагом, разворачиваются вполоборота по ходу движения.

«22. Échappé. Перед тем как начать, вытягивают правую ногу на воздух во вторую позицию, подпрыгивают на левой ноге в правую сторону, отбивают в то же время правой ногой впереди левой в пятой позиции, опускают после этого прыжка корпус так, что колени сгибаются наружу (т. е. Plié) и считают 1; отсюда дают корпусу подскочить (т. е. Elevé), при этом правой ногой прыгают во вторую позицию и вытягивают тут же левую ногу на воздух во вторую позицию (т. е. Tendu) и считают 2; далее подтягивают левую ногу сзади правой ноги в пятую позицию и считают 3; потом скользят правой ногой во вторую позицию и считают 4; прыгают левой ногой сзади правой в пятую позицию, вытягивая последнюю, а именно правую, в то же время на воздух во вторую позицию и считают 5. Далее продолжают это па и делают его еще раз так же направо.

Теперь отбивают вытянутой правой ногой сзади левой в пятой позиции, так что левая нога легко становится на носок, опускают корпус так, что колени расходятся в стороны, и считают 1; после этого вновь дают корпусу подскочить, прыгают при этом левой ногой во вторую позицию, правую вытягивают на воздух во вторую и считают 2; далее подтягивают правую ногу позади левой в пятую позицию и считают 3; скользят левой ногой во вторую позицию и считают 4; вновь прыгают правой ногой позади левой в пятую позицию, вытягивают указанную, то есть левую ногу, в тот же момент на воздух в пятую позицию и считают 5. Отсюда продолжают это па еще раз влево и таким образом возвращаются на свое место.

Это па служит вместо Chassé в экосезе и танцуется кавалерами сперва два раза направо, а потом два раза налево, а дамами сперва два раза налево, а потом два раза направо» [14, 168].

Этот шаг выполняется на 4 такта музыки. Его можно записать как sissonne—jeté—pas—glissade—coupé. Разложение по долям такта выглядит следующим образом: Затакт — вытянуть правую ногу в II позицию; «1–2» — подпрыгнуть на левой ноге, сместившись вправо, правую ногу при этом резко увести в воздушную V позицию; «1–2» — перепрыгнуть на правую ногу во II позицию; «1» — подвести левую ногу сзади в V позицию; «2» — проскользить правой во II позицию; «1» — купе, подбивая левой ногой правую, которая выносится в воздушную II позицию; «2» — пауза.

На этом шаге смещение идет строго вбок.

Как и Каттфус, Хелмке описывает положение рук во время последней фигуры экосеза: Кавалер 1 со своей дамой берутся за обе руки и танцуют на chassé (а именно, echappé или chasseur) по колонне вниз и вверх на место второй пары и продолжают экосез с третьей парой. Когда пара танцует chassé, необходимо обе руки держать на одном уровне с плечами дамы [14, 225].

Книга Теодора Хентшке, в первую очередь, претендует на всеобщее унифицированное описание всех танцев через балетную терминологию, и в этом она во многом схожа с трудами Карло Блазиса (вторая часть книги фактически является переводом работы французского автора). Эта книга не является учебником, но скорее научным и энциклопедическим трудом. В ней описано множество балетных шагов, которые предлагаются далее как варианты для исполнения в танцах. Основной шаг, используемый Хентшке, это стандартное chassé, причем, видимо в силу того, что книга претендует на балетную точность, этот шаг описан с поднятием на носки. Для окончания связок на chassé предлагается как jeté—assemblé, так и вариант Хелмке, однако в фигурах чаще всего предлагается делать переходы просто на chassé. В последней фигуре экосеза Хентшке предлагает три вариации помимо стандартного шассирования вниз и вверх по сету.

  1. Два pas levé вниз по сету, а возвращение на zéphyr или ailes de pigeon.
  2. Проход вниз и вверх на pas rigaudon или gaillarde.
  3. Первая дама уходит вниз на chassé уже на второй половине первого повторения музыки, разворачиваясь в конце лицом вверх по сету. Далее кавалеры первой и второй пары спускаются вслед за ней и встают по обе стороны от дамы. Кавалеры соединяют внешние руки за спиной дамы и подают даме внутренние руки. В этой фигуре вся тройка возвращается вверх по сету, в конце становясь так, что бы первая пара сдвинулась на одну позицию вниз. Важно отметить, что этот вариант окончания обусловлен самим экосезом и не является свободно заменяемым.

Ниже представлены описания упомянутых шагов. Хентшке не дает разложения по тактам, так что вполне возможно, что указанные шаги танцевались в другой ритмике.

  1. Pas levé описано как pas ciseau и balloté.Первый шаг представляет из себя следующее движение: Затакт — вытянуть правую ногу в II позицию; «1» — прыжок в V позицию спереди правой ногой; «2» — вытягивание левой во II воздушную позицию; «1» — прыжок в V позицию спереди левой ногой; «2» — вытягивание правой во II воздушную позицию.

    Balloté, по мнению Хентшке, состоит из двух относительно быстрых движений: Затакт — вытянуть правую ногу в II позицию; «1» — подбить правой ногой левую, выводя левую во II воздушную позицию; «и» — подбить левой ногой правую, выводя правую во II воздушную позицию; «2» — прыжок на обе ноги в III позицию, правая сзади; «и» — вытянуть левую ногу в II позицию; «1» — подбить левой ногой правую, выводя правую во II воздушную позицию; «и» — подбить правой ногой левую, выводя левую во II воздушную позицию; «2» — прыжок на обе ноги в III позицию, правая спереди.

  2. Zéphyr Хентшке выглядит следующим образом: «1» — jeté правой, левую оставить вытянутой сзади; «2» — прыжок на правой, выводя левую ногу в воздушную IV через II позицию;
  3. Ailes de pigeon описан как попеременные удары с разных сторон икрами одна об другую в воздухе. Этот шаг можно трактовать как мазурочный голубец.
  4. Rigaudon очень похож в описании на соответствующий шаг барокко, что неудивительно — по всей видимости Хентшке тщательно изучил старинные книги, раз в качестве исторического танца приводит записанную словами схему танца La Bourgogne 1700 года. Описание шага выглядит следующим образом: «1» — прыгнуть правой ногой в V позицию, вынося левую во II воздушную позицию; «и» — подбить (без прыжка) левой ногой правую, выводя правую во II воздушную позицию; «2» — прыжок на обе ноги в III позицию, правая сзади; шаг продолжается с другой ноги или с той же, если делается в одну сторону.
  5. Gaillarde также весьма похож на шаг, использовавшийся в эпоху барокко: «1» — прыгнуть правой ногой в V позицию; «2» — правая скользит в IV или II позицию; «1» — левая приставляется сзади; «2» — пауза.

Техника Петровского сходна с техникой описанной у Хелмке (и частично Хентшке). Более того, она также содержит некоторые па для последней фигуры экосеза, однако есть некоторые различия. Так Петровский предлагает вариант chassé с отбивкой: вместо temps levé необходимо сделать небольшой прыжок, отбивая передней ногой к середине голени опорной [5, 44]. Кроме того, Петровский предлагает следующие варианты последней фигуры:

  1. За одну руку вниз по сету на 3 chassé—jeté—assemblé и, разворачиваясь через центр пары, обратно.
  2. Лицом друг к другу за обе руки вниз по сету glissades croisés, обратно так же или как в первом варианте.
  3. Кавалер лицом вниз по сету, дама спиной и обратно — кавалер спиной, дама лицом, вверх по сету. В этом варианте конкретные шаги не прописаны, но, скорее всего, танцуется на 3 chassé—jeté—assemblé. Если же это последний проход, вместо возвращения делается tour des mains. Важно отметить, что этот вариант обусловлен схемой, а не является свободно заменяемым.

В отличие от немецких авторов, Петровский приводит также специальные схемы для окончания экосеза, где используется «баланс, сложенный из 4-х pas de Zephir». Шаг pas de Zephir описан Петровским не совсем понятно, однако, по всей видимости, он совпадает с описанием Хентшке. Кроме того, этот вариант балансе очень напоминает описание стандартного балансе у Хелмке. Интересно также отметить, что Петровский упоминает, что ранее в экосезах танцевались шаги тряские — возможно имеются ввиду ранние варианты шагов Каттфуса или варианты, описанные у Хелмке и Хентшке, которые не прижились или уже не танцевались в России.

К моменту публикации учебника Максина техника экосезов стала совсем простой. Chassé Максина классическое ампирное, с temps levé [4, 11]. Фигуры экосеза танцуются, согласно Максину на 3 chassé—jeté—assemblé, однако для последней фигуры Максин предлагает окончательное упрощение техники и предписывает танцевать 16 па галопа: 8 вниз по сету и 8 вверх. При этом особое внимание уделяется положению рук, которое изменилось по сравнению с предыдущими авторами: Здесь в некоторых местах делается Галопад, в котором должно соблюдать следующее положение рук, а именно: идя от своего места, — по линии, кавалер берет даму правою рукою и за правую же руку, но повернув назад, должно взять уже левою рукою и за левую конечно руку [4, 36]. Возможно, что Максин при этом описании называл руки дамы по отношению к кавалеру и тогда описанная позиция превращается в обычную вальсовую позицию того времени.

Точно так же, как и Петровский, Максин помимо собственно фигур экосеза дает вариант заключительной фигуры, однако никаких новых шагов в ней не встречается. Важно отметить, что фигуры Максина частично пересекаются с фигурами, описанными у Петровского, включая заключительную фигуру.

4 Заключение

Итак, экосезы появляются в Германии около 1800 года как новая танцевальная форма, имея своим предком английские контрдансы в колонну (лонгвеи). Переходными формами являлись «прыгающий англез» и «шотландский англез». Судя по всему, переход был достаточно плавным, но уже в 1800 году техника экосезов сильно отличается от техники англезов, что (помимо музыки), по-видимому, и выделяет их в отдельный танец. Постепенно, однако, техника экосезов упрощается, хотя и сохраняет некоторые особые шаги. Зато выделяется последняя фигура — фигура для прогрессии: вниз по сету и обратно. В 1820 году со сменой хореографа в альманахах Беккера все экосезы становятся танцами на 2 пары, в то время как перед этим все экосезы были рассчитаны на 3 пары. Всего на сегодняшний день известен 51 немецкий экосез:

  • 1 у Каттфуса (доступно только текстовое описание),
  • 40 у Беккера (доступны 8 и один экосез на 2 взаимодействующие колонны),
  • 4 у Хелмке (это 3 экосеза и доппель-экосез),
  • 6 у Хентшке (5 экосезов и отдельный танец Ecossaise à la Figaro).

В России, танцевальная культура которой в начале XIX века была очень близка к немецкой, традиция экосезов также была перенята. К сожалению, все имеющиеся источники публикуются начиная с 1825 года, так что нельзя однозначно сказать, совпадала ли Российская практика танцевания экосезов в начале века с немецкой. Поздние источники показывают некоторое отличие русских и немецких экосезов. Прежде всего, это отличие состоит в скорости — в России танцевали в два раза быстрее, но также еще более упрощена техника и принят особый порядок исполнения фигур танца. Всего на сегодняшний день известно 6 русских экосезов (имеются в виду различные «фигуры»; финальные фигуры не включены):

  • 3 у Петровского (плюс 2 варианта окончания),
  • 2 у Максина (плюс финальная фигура),
  • 1 в альманахе «Терпсихора».

Отдельная, пока не достаточно исследованная всвязи с недоступностью источников, культура экосезов была в Англии, где они стали обычными английскими лонгвеями в неправильной позиции.

В других странах экосезы не танцевались или танцевались мало. Экосезы ушли из бальных залов в 1830-х годах, уступив, по-видимому, место другим танцам (таким как кадриль, галопад, мазурка).

Ссылки

Примечания

Добавить комментарий