Автор: Деркач Мария
Год публикации: 2011
Автор: М. Деркач
Оглавление
1 Введение. История менуэта
2 Менуэт XIX века
3 Сравнение схем различных менуэтов
3.1 Первая треть века
3.2 Середина века
3.3 Конец века
4 Общие черты менуэтов XIX века
1. Менуэт — это танец на одну пару, рассчитанный на присутствие зрителя
2. Особое внимание в менуэте уделяется поклонам. В начале и в конце танца обязательно следует сначала поклон зрителю (вверх по залу), потом поклон друг другу
3. Менуэт — неотъемлемая часть обучения танцу
5 О шаге менуэта
6 Заключение
Ссылки
Примечания
1 Введение. История менуэта ↑
Менуэт — танец с длинной и богатой историей — зародился из бранля Пуату (см. например, [31]) еще в XVII веке. В эпоху высокого барокко менуэт был главным танцем любого придворного бала. «Король танцев и танец Королей» [1] был стандартизирован во Франции Королевской Академией танца. Стандартная схема менуэта была приведена в книге Пьера Рамо [31] и содержит подробно описанные поклоны и шесть частей: представление, основную фигуру (Z-фигуру или S-фигуру1) подачу правой руки, подачу левой руки, повторение основной фигуры и подачу двух рук. Этой схеме соответствовали все придворные и даже часть фигурных менуэтов эпохи барокко, не только во Франции, но и во всей Западной Европе.
Следующая веха в истории менуэта — это книга М. Мальпье [29] «Traité sur l’Art de la Danse», в которой приведена новая ритмика шага. А именно, если раньше demi-coupé занимало два счета, а следующее за ним pas-de-bourrée — четыре, то у Мальпье каждое из этих двух движений занимает три счета, то есть ровно один такт2.
Доминирование менуэта в европейской танцевальной культуре заканчивается вместе с политическим господством Франции: одним из неофициальных постановлений Венского конгресса был запрет менуэта на балах, место которого было занято вальсом.
Однако, несмотря на это, упоминание менуэта встречается в большинстве танцевальных трактатов в течение всего XIX века. Какую же роль играл менуэт в XIX веке, и как к нему относилось танцевальное общество в целом и танцмейстеры в частности? Что сохранилось от традиционного придворного менуэта XVIII века, а что было привнесено хореографами, работавшими в XIX веке?
2 Менуэт XIX века ↑
Упоминания менуэта встречаются в подавляющем большинстве танцевальных трудов XIX века. Некоторые авторы (например, Блазис [8]) ограничиваются лишь фразой о существовании такого танца, не вдаваясь в подробности ни техники, ни схемы. Другие (такие, как Кассиди) дают общее описание танца, которое чаще всего заключается в том, что «Менуэт признан всеми профессорами совершенством танцевального искусства, но сложность изучения его настоящей красоты испугала многих, желавших изучить его» [10, 66]. Ряд авторов ограничивается описанием техники шага. Наконец, наиболее полную информацию о танце мы находим в источниках, где приведена схема. Все имеющиеся схемы можно разделить на два типа: традиционные схемы, в которых сохранилось большинство черт менуэта, описанного у Рамо, и новые схемы, сочиненные самими танцмейстерами, желавшими дать новую жизнь этому «вышедшему из моды» танцу. Подобное оживление старинного танца происходило двумя путями: либо сочинение новой схемы для двух человек, либо интеграция черт менуэта в основные танцы столетия (см. [34]). Начиная с середины века мы встречаем кадрили с фигурой под названием менуэт (например, у Брукса [9]), кадриль-менуэт (например, у Хилдгрова [21]), менуэт-лансье [33, 25], менуэт как фигуру котильона [14], менуэт-фанданго [8], менуэт-алемандадо [8], вальс-менуэт [17].
Влияние менуэта на другие социальные танцы XIX века — интересная тема отдельного исследования. Поэтому в данной работе мы ограничимся рассмотрением менуэтов на одну пару, как «традиционных», так и вновь сочиненных. Для удобства анализ схем менуэта будет разделен на три периода: первая треть века (1800–1840 гг.), середина века (1840–1870 гг.) и конец века (1870–1910 гг.). После этого мы обсудим общие черты менуэтов XIX века и, наконец, завершим исследование обзором описанных шагов менуэта.
3 Сравнение схем различных менуэтов ↑
3.1 Первая треть века ↑
В начале XIX века менуэт всё еще играл важную роль на балах. Так Томас Вилсон в своей книге «The complete system of English country dancing» пишет, что «наиболее подходящим танцем для открытия бала является менуэт» [35, 262].
Наиболее полно менуэт в начале века представлен в пяти доступных источниках: у Лунда (во всех трех книгах текст, касающийся менуэта, одинаковый [26], [27] и [28]), Мартине [30], Кааструпа [22], Сальтатора [32] и Хелмке [20]. Первые трое авторов используют только особый шаг, который они называют шагом менуэта, и приводят «традиционную» схему, описанную, например, у Рамо (у Мартине схема отсутствует). Хелмке и Сальтатор, напротив, сочиняют свои схемы.
Посожалев о том, что нынешняя молодежь не учит менуэт, Эдуард Хелмке сообщает, что придумал новую схему танца, и приводит ее описания с иллюстрациями схем и четко расписанным шагом. Схема содержит 18 фигур по 8 тактов (т.е. по 4 менуэтных шага). Структура менуэта может быть записана в следующей форме: AB1B2CDB1B2CDE1E2CDE1E2CDA. Здесь B1 и B2 (равно как и E1 и E2) — зеркальные фигуры (одна с правой ноги в одну сторону, другая — с левой ноги в противоположную сторону). Танец начинается отдельно описанным шагом, состоящим из 4 pas marché (последний из которых делается с закрытием в пятую позицию), поднятия на полупальцы (на счет «пять») и опускания на полную стопу. Даже по геометрии менуэт Хелмке вначале напоминает менуэт XVIII века. Однако в середине танца автор пишет: «теперь, когда половина схемы уже позади, начинаются вариации и музыка становится живее», после чего в менуэте появляются chassé battu, chassé tendu, пируэты, голубцы и даже grand-balloté [20].
Менуэт Сальтатора еще меньше похож на то, что мы привыкли видеть под этим названием. Здесь мы находим шаги chassé, chassé-rigaudon, brisé и даже фигуру алеманд. Единственное, что роднит этот танец с менуэтом, — это смены мест (похожие на основную фигуру менуэта) и регулярность (т.е. симметричность относительно центра танца) фигур, выделываемых кавалером и дамой.
3.2 Середина века ↑
Из доступных источников 1840-х—1870-х годов схема менуэта описана у Клемма [2], [23], Кулона [11], [12], де Гармо [13] и Дюранга [16]. Учебник Клемма переиздавался 7 раз, последний раз в 1910 году. Мы рассмотрим его в следующем параграфе3, здесь же ограничимся обсуждением трех оставшихся авторов. У всех троих описана одна и та же схема по словам де Гармо, в его книге приведено факсимиле схемы Кулона). При этом, если де Гармо ссылается на Кулона, то Дюранг просто приводит этот же менуэт. В виду сильной схожести всех трех учебников возникает предположение, что оба американца (и Дюранг, и де Гармо) заимствовали схему из более раннего издания книги английского танцмейстера4.
Менуэт начинается, как обычно, с двух поклонов, но уже после поклонов кроме шага менуэта встречаются такие шаги, как pas-de-bourrée, coupé, pas gravé, sissonne, assemblé, battement и даже вальсовое па (которое, впрочем, по словам де Гармо есть ни что иное как 3 pas marché). Что касается схемы, то тут, как и раньше можно выделить представление, подачу правой руки, подачу левой руки и подачу двух рук. Вместо основной фигуры происходит некая «вариация» на описанных выше шагах.
У де Гармо также находим еще один придворный менуэт его собственного сочинения, написанный для «возрождения придворного менуэта в измененной форме, пригодной для использования в современном обществе»[13]. Этот менуэт, впрочем, весьма похож на менуэт Кулона, как по схеме, так и по набору шагов.
3.3 Конец века ↑
Ближе к концу века среди учебников танца появилось большое количество энциклопедий, старавшихся описать все известные танцы. Так в учебнике Жироде находим 7 различных шагов менуэта и более 15 схем [18]. Судя по всему, многие из этих схем относились к сценическим танцам, а не социальным, танцевавшимся в бальной зале. Также к числу энциклопедий можно отнести и книгу Фосса «История танцевального искусства» [34], предлагающего 23 различных вида менуэта.
Менуэты Чистякова [7] и Додварта [15] были сочинены авторами «по мотивам» традиционного менуэта, ассоциировавшегося у них с грациозностью и галантностью. Чистяков использует для этого танца только шаг менуэта. У Додварта встречаем еще 7 шагов, описания техники которых также приводится в учебнике. Что касается схемы, то она, как и всегда, начинается с двух поклонов, далее следуют вращения, проходки друг мимо друга и в углы танцевального зала.
Среди всех учебников отдельно стоят труды Клемма и Цорна, хорошо знакомых друг с другом. Причина выделения этих двух танцмейстеров из общей массы конца века следующая: с одной стороны первое издание «Танцевального искусства» Клемма вышло в свет в 1855 году, а последующие издания перепечатывали текст, касающийся менуэта, слово в слово, поэтому эту схему скорее следует рассматривать как образец середины века. С другой стороны, поскольку Цорн ссылается на менуэт Клемма в 1905 году, следует сделать вывод о том, что приведенная им информация о придворном менуэте была в конце века актуальна.
Русский перевод книги Бернадра Клемма был сделан с немецкого издания. В отличие от имеющихся в нашем распоряжении немецких изданий книги, русское содержит большое количество опечаток и не содержит описания шагов менуэта. Во всех трех имеющихся книгах дана схема придворного менуэта (Menuet de la Cour). Прописана даже скорость по метроному Мельцеля: четверть равна 56.
Нет сомнений в том, что А.Я. Цорн был хорошо осведомлен о содержании книги Клемма, поскольку описание придворного менуэта полностью совпадает с описанным в Катехизисе: «Словарь танцев Рудольфа Фосса и «История танцовальнаго искусства» А. Червинского содержат очень ценные данные, касающиеся этого танца; но наиболее подробно менуэт описан Б. Клеммом в его превосходном Катехизисе танцевальнаго искусства». Более того, у Цорна можно найти разъяснение некоторых мест, не объясненных Клеммом, таких как количество кругов, которое должны сделать танцующие при подаче правой или левой руки.
Структура придворного менуэта в этих двух источниках соответствует «традиционному» менуэту и содержит 6 частей, но количество тактов, отведенное на каждую фигуру, сильно отличается. Так у Клемма на весь менуэт требуется 144 такта, тогда как у Рамо — 80 тактов.
Помимо шага менуэта и Клемм, и Цорн используют шаг balancé-menuet, который также занимает 2 такта музыки.
Кроме придворного менуэта в учебнике Цорна приведен Menuet de la Reine, который, согласно автору, был сочинен Гарделем к обручению Людовика XVI и Марии-Антуанетты [6].
К приверженцам традиционного менуэта можно отнести также автора учебника «Лихой танцор и плясун…» , пишущего что «этот танец чисто французский, выполняется на костюмированных балах двумя особами, в старинных французских костюмах» [3]. В учебнике подробно описываются поклоны и первая фигура менуэта, а на оставшиеся 5 фигур (судя по всему «традиционного») менуэта отводится четыре строки текста.
4 Общие черты менуэтов XIX века ↑
Несмотря на описанные различия в менуэтах XIX века прослеживаются общие черты. Приведем их ниже.
1. Менуэт — это танец на одну пару, рассчитанный на присутствие зрителя ↑
В отличие от парных круговых танцев, доминировавших в XIX веке, менуэт обращен к зрителю. Во время всего танца у исполнителей есть голова зала, к которой они обращены в начале танца и в конце. «Что такое минуэт и какого его происхождение? Степенный и медленный танец между двумя персонами с ему только принадлежащим па, уже объясненным и описанным, который выполняет по фигуре в виде буквы Z… Какой выражается в нем характер? Возвышенность и достоинство, красота, уважение, самодовольство». [23]
2. Особое внимание в менуэте уделяется поклонам. В начале и в конце танца обязательно следует сначала поклон зрителю (вверх по залу), потом поклон друг другу ↑
Удивительным образом все авторы, описывающие менуэт, придерживаются схемы поклонов, описанной еще Рамо. Единственное, что изменилось за 100 лет — это направление первого шага дамы: теперь дама, также как кавалер, шаг перед поклоном делает вправо.
В конце века часто считалось, что менуэт — это танец, состоящий из одних поклонов. По всей видимости, это впечатление производили приседания (плие) в начале шагов demi-coupé и pas-de-bourrée, из которых состоял наиболее распространенный шаг менуэта.
3. Менуэт — неотъемлемая часть обучения танцу ↑
На протяжении всего века мы встречаем рекомендации танцмейстеров: тем, кто хочет хорошо танцевать, необходимо уметь танцевать менуэт.
«С давних пор люди перестали танцевать менуэт и его едва ли можно увидеть в числе социальных танцев. Несмотря на это он включен в базовый курс по искусствам и с первого взгляда будет заметно, что вы танцуете посредственно, если вас не учили менуэту»5 [30].
«Хотя выдержка его не сколько трудна, зато приготовляет молодых благородных людей к приличности и правильному выдерживанию в других танцах, а потому щитаю даже нужным учиться менуету» [4].
«Этот танец слишком отдален от наших нравов, чтобы можно было думать о его возстановлении. Но, как этюд, он приносит весьма большия выгоды: он сообщает корпусу благородныя и грациозныя позиции, и, как я уже употреблял сравнение с пением, скажу что эти древние танцы подобны отрывкам древних опер, изчезнувших из репертуара, которые заставляют выполнять молодых певцов, чтобы дать гибкость их голосу и образовать их стиль.» [5]
«Менуэт имеет большое значение для придания молодым людям внешняго лоска, выражающагося в уменьи держать себя в обществе вообще, а с дамами в особенности/» [7]
5 О шаге менуэта ↑
Как уже было сказано, в большинстве рассматриваемых менуэтов используется специальный шаг, не встречающийся больше в других танцах. Этот шаг практически всегда (кроме учебников Жироде и Додварта) занимает два такта в 3/4. Более того, в каждом источнике этот шаг «состоит из четырех шагов-перемещений, распределенных на шесть счетов музыки». [23]. И практически у всех (кроме Чистякова и Хелмке) шаг менуэта производится только с правой ноги.
Среди менуэтных шагов можно выделить два основных типа: менуэтный шаг, разложенный «согласно Мальпье», и шаг, состоящий из двух demi-coupé и 2 pas marché.
Первый тип шага наиболее распространен в источниках.
«Все шаги менуэта начинаются с правой ноги и занимают два такта. Они состоят из деми-купе, которое занимает один такт, и па-де-бурре, которое занимает второй такт/» [12]
У Лунда (см. например, [26]) встречаем похожее движение, которое описано как «один медленный шаг и три быстрых». Танцмейстер не использует понятие «шаг менуэта», но поскольку в течение всего описания менуэта «один медленный шаг», занимающий один такт музыки, и «три быстрых», укладывающиеся также в один такт, чередуются, можно сделать вывод, что речь идет о том же менуэтном шаге, что и у Кулона.
Похожий шаг находим у Клемма и Цорна:
1 — правая нога слегка скользит через первую позицию вперед в четвертую и на нее переносится вес. 2 — Поднять каблук и проскользить левой ногой через третью позицию сзади во вторую воздушную. 3 — Опустить правый каблук и в это же время поставить левую ногу сзади в третью позицию. 4 — Проскользить левой ногой в первую позицию и перенести вес. 5 — Провести правую ногу вперед в четвертую позицию и перенести вес. 6 — Провести левую ногу в первую позицию и перенести вес. [6]
Шаг Чистякова в целом похож на описанный тип шага, но здесь плие делается на первый счет: 1 — «Немного присесть». 2 — «Мягко вытянуть правую ногу вперед в четвертую позицию, скользя носком». 3 — «Стать на нее твердо, чтобы она служила опорою для всего корпуса, а левую оставить сзади, приподняв пятку». 4–6 — «Скользя носками по полу идти с левой ноги полукругом и сделать три обыкновенных шага».
Второй тип шага встречается у Каструпа, [22] где он описан как 2 bojet (гнутый), 2 hø vet (поднятый. А также у Мартине: «Ученик стоит в третьей позиции. Учитель говорит: Плие; правая нога проводится вперед в четвертую позицию; Плие; левая нога проводится вперед в четвертую позицию; после этого два шага на прямых ногах в четвертую позицию вперед» [30].
Отдельно в этой классификации стоит только шаг Хелмке, хотя он тоже попадает под определение Клемма о «четырех шагах на шесть счетов»: «Шаг вправо. 1 — шагнуть правой ногой во вторую позицию, 2 — подставить левую ногу за правую в пятую, 3 — правую опять во вторую позицию, 4 — левую перед правой в третью, 5 — подняться на полупальцы, 6 — мягко опуститься. Шаг влево начинается с левой» [20].
Наконец, в учебниках Жироде и Додварта встречаются шаг менуэта на один такт, который похож на первый такт шага, описанного у Чистякова: «1 — согните оба колена, 2 — поднимитесь и в это же время вытяните правую ногу во вторую позицию, 3 — перенесите вес тела с левой на правую, оставляя левую во второй позиции» [15].
Заметим еще, что Гурду До считает что шаг менуэта — это просто temps de courante [19].
6 Заключение ↑
Подводя итог, мы можем констатировать, что в течение всего века традиционный менуэт всё более удалялся из танцевальной залы, и если в начале века менуэтом всё еще открывали балы, то к концу он окончательно уходит в репетиционные залы в виде полезного упражнения для танцоров и на сцену в качестве характерного танца. Тем не менее в сознании танцующего сообщества слово менуэт до конца века ассоциировалось с грацией и галантностью, поэтому многие танцмейстеры старались придумать свои схемы танца, схожего с менуэтом по общему настроению и при этом больше подходящего по духу современному обществу. Мода конца века на сочинение большого количества различных танцев с похожими названиями не минула и менуэт: появляются десятки танцев с названиями, содержащим слово «менуэт» и имеющим мало общего с менуэтом традиционным. Однако наряду с этим танцмейстеры, интересующиеся историей танца до XIX века, возрождают менуэт второй половины XVIII века в своих танцевальных учебниках.
Ссылки ↑
- [1]
- де Мопассан, Г. Менуэт / Г. де Мопассан. — МП «Аурика», 1994.
- [2]
- Клем, Б. Теоретико-практическiй самоучитель общественных танцев с акомпаниментом музыки / Б. Клем. — Москва, 1873.
- [3]
- Лихой русский танцор и плясун без помощи учителя. — Москва, 1885–1886.
- [4]
- Петровский, Л. Правила для благородных общественных танцев / Л. Петровский. — В Харькове в Университетской типографии, 1825.
- [5]
- Целлариус. Руководство к изучению новейших бальных танцев / Целлариус. — СПб, 1848.
- [6]
- Цорн, А. Я. Грамматика танцовальнаго искусства и хореографии / А. Я. Цорн. — Одесса: Типографія А. Шульце, 1890.
- [7]
- Чистяков, А. Д. Методическое руководство к обученiю танцам в средне-учебных заведениях / А. Д. Чистяков. — СПб, 1893.
- [8]
- Blasis, C. The code of Terpsichore / C. Blasis. — E. Bull, London, 1831.
- [9]
- Brookes, L. D. G. Brookes on modern dancing / L. D. G. Brookes. — New York, 1867.
- [10]
- Cassidy, J. P. A treatise on the theory and practice of dancing / J. P. Cassidy. — Dublin, 1810.
- [11]
- Coulon. Coulon’s Hand-Book / Coulon. — Jullien & Co., London, 1860.
- [12]
- Coulon. Coulon’s Hand-Book / Coulon. — A. Hammond & Co., London, 1873.
- [13]
- de Garmo, W. D. The dance of society / W. D. de Garmo. — New York, 1875.
- [14]
- Desrat. Traité de la Dance / Desrat. — Paris, 1900.
- [15]
- Dodworth, A. Dancing and its Ralations to Education and Social Life / A. Dodworth. — New York, London, 1900.
- [16]
- Durang, C. The fashionable dancer’s casket / C. Durang. — Fisher & Brother, Philadelphia, 1856.
- [17]
- Gilbert, M. B. Round Dancing by M. B. Gilbert / M. B. Gilbert. — Portland, 1890.
- [18]
- Giraudet, E. La danse, la tenue, le maintien, l’hygiène & l’éducation, seul guide complet approuvé par l’Académie / E. Giraudet. — 39, Boulevar de Strasbourg, Paris, 1885?
- [19]
- Gourdoux-Daux, J. H. Elements and principles of the art of dancing / J. H. Gourdoux-Daux. — Philadelphia, Printed by J. F. Hurtel, 1817.
- [20]
- Helmke, E. D. Neue Tanz- und Bildungsschule / E. D. Helmke. — Bei Christian Ernst Kollmann, Leipzig, 1829.
- [21]
- Hillgrove, T. A complete guide to the art of dancing / T. Hillgrove. — Dick & Fitzgerald, New York, 1863.
- [22]
- Kaastrup, P. J. Beiledning for mine Dandselœrilnger / P. J. Kaastrup. — Thisted, 1825.
- [23]
- Klemm, B. Katechismus der Tanzkunst / B. Klemm. — Verlagsbuchhandlung von J. J. Weber, Leipzig, 1876.
- [24]
- Klemm, B. Handbuch der Tanzkunst / B. Klemm. — Verlagsbuchhandlung von J. J. Weber in Leipzig, 1910.
- [25]
- Link, C. Unique dancing call book / C. Link. — Rochester, New York, 1893.
- [26]
- Lund, J. S. Terpsichore, eller Beiledning for mine Dandselœrninge / J. S. Lund. — Mariboe, 1823.
- [27]
- Lund, J. S. Terpsichore, eller Beiledning for mine Dandse-Elever / J. S. Lund. — Slagelse, 1827.
- [28]
- Lund, J. S. Terpsichore, eller Beiledning for mine Dandse-Elever / J. S. Lund. — 1833.
- [29]
- Malpied. Traité sur l’Art de la Danse / Malpied. — Paris, 1770.
- [30]
- Martinet, J. F. Begyndelsesgrunde i Dandsekonsten… oversat af E. H. Lund / J. F. Martinet. — Kjøbenhavn, 1801.
- [31]
- Rameau, P. Le Maitre a Dancer / P. Rameau. — Rollin fils, Paris, 1748.
- [32]
- Saltator. A TREATISE ON DANCING / Saltator. — Boston, 1802.
- [33]
- Sause, J. The Art of Dancing / J. Sause. — Chicago, Belford, Clarke & Co., 1889.
- [34]
- Voss, R. Der Tanz und seine Geschichte / R. Voss. — Verlag von Oswald Seehagen, Berlin, 1869.
- [35]
- Wilson, T. The complete system of English Country Dancing / T. Wilson. — London, 1815.
- [36]
- Zorn, A. F. Grammar of The Art of Dancing / A. F. Zorn. — Boston, 1905.
Примечания ↑
- 1
- По словам П. Рамо S-фигура была заменена на Z-фигуру председателем академии танца Пьером Бошамом.
- 2
- Подробнее о разновидностях шагов можно прочитать в статье С. Шатохина «Сравнение описаний шагов менуэта и контрато менуэта в книгах хореографов XVIII в.» в этом сборнике.
- 3
- Далее будет объяснено такое решение.
- 4
- В 1860 году вышло третье издание книги Кулона
- 5
- пересказ с датского