История менуэта

Автор: Деркач Мария
Год публикации: 2011

Автор: М. Деркач

Оглавление

1 Введение. История менуэта
2 Менуэт XIX века
3 Сравнение схем различных менуэтов
3.1 Первая треть века
3.2 Середина века
3.3 Конец века
4 Общие черты менуэтов XIX века
1. Менуэт — это танец на одну пару, рассчитанный на присутствие зрителя
2. Особое внимание в менуэте уделяется поклонам. В начале и в конце танца обязательно следует сначала поклон зрителю (вверх по залу), потом поклон друг другу
3. Менуэт — неотъемлемая часть обучения танцу
5 О шаге менуэта
6 Заключение
Ссылки
Примечания

1 Введение. История менуэта

Менуэт — танец с длинной и богатой историей — зародился из бранля Пуату (см. например, [31]) еще в XVII веке. В эпоху высокого барокко менуэт был главным танцем любого придворного бала. «Король танцев и танец Королей» [1] был стандартизирован во Франции Королевской Академией танца. Стандартная схема менуэта была приведена в книге Пьера Рамо [31] и содержит подробно описанные поклоны и шесть частей: представление, основную фигуру (Z-фигуру или S-фигуру1) подачу правой руки, подачу левой руки, повторение основной фигуры и подачу двух рук. Этой схеме соответствовали все придворные и даже часть фигурных менуэтов эпохи барокко, не только во Франции, но и во всей Западной Европе.

Следующая веха в истории менуэта — это книга М. Мальпье [29] «Traité sur l’Art de la Danse», в которой приведена новая ритмика шага. А именно, если раньше demi-coupé занимало два счета, а следующее за ним pas-de-bourrée — четыре, то у Мальпье каждое из этих двух движений занимает три счета, то есть ровно один такт2.

Доминирование менуэта в европейской танцевальной культуре заканчивается вместе с политическим господством Франции: одним из неофициальных постановлений Венского конгресса был запрет менуэта на балах, место которого было занято вальсом.

Однако, несмотря на это, упоминание менуэта встречается в большинстве танцевальных трактатов в течение всего XIX века. Какую же роль играл менуэт в XIX веке, и как к нему относилось танцевальное общество в целом и танцмейстеры в частности? Что сохранилось от традиционного придворного менуэта XVIII века, а что было привнесено хореографами, работавшими в XIX веке?

2 Менуэт XIX века

Упоминания менуэта встречаются в подавляющем большинстве танцевальных трудов XIX века. Некоторые авторы (например, Блазис [8]) ограничиваются лишь фразой о существовании такого танца, не вдаваясь в подробности ни техники, ни схемы. Другие (такие, как Кассиди) дают общее описание танца, которое чаще всего заключается в том, что «Менуэт признан всеми профессорами совершенством танцевального искусства, но сложность изучения его настоящей красоты испугала многих, желавших изучить его» [10, 66]. Ряд авторов ограничивается описанием техники шага. Наконец, наиболее полную информацию о танце мы находим в источниках, где приведена схема. Все имеющиеся схемы можно разделить на два типа: традиционные схемы, в которых сохранилось большинство черт менуэта, описанного у Рамо, и новые схемы, сочиненные самими танцмейстерами, желавшими дать новую жизнь этому «вышедшему из моды» танцу. Подобное оживление старинного танца происходило двумя путями: либо сочинение новой схемы для двух человек, либо интеграция черт менуэта в основные танцы столетия (см. [34]). Начиная с середины века мы встречаем кадрили с фигурой под названием менуэт (например, у Брукса [9]), кадриль-менуэт (например, у Хилдгрова [21]), менуэт-лансье [33, 25], менуэт как фигуру котильона [14], менуэт-фанданго [8], менуэт-алемандадо [8], вальс-менуэт [17].

Влияние менуэта на другие социальные танцы XIX века — интересная тема отдельного исследования. Поэтому в данной работе мы ограничимся рассмотрением менуэтов на одну пару, как «традиционных», так и вновь сочиненных. Для удобства анализ схем менуэта будет разделен на три периода: первая треть века (1800–1840 гг.), середина века (1840–1870 гг.) и конец века (1870–1910 гг.). После этого мы обсудим общие черты менуэтов XIX века и, наконец, завершим исследование обзором описанных шагов менуэта.

3 Сравнение схем различных менуэтов

3.1 Первая треть века

В начале XIX века менуэт всё еще играл важную роль на балах. Так Томас Вилсон в своей книге «The complete system of English country dancing» пишет, что «наиболее подходящим танцем для открытия бала является менуэт» [35, 262].

Наиболее полно менуэт в начале века представлен в пяти доступных источниках: у Лунда (во всех трех книгах текст, касающийся менуэта, одинаковый [26], [27] и [28]), Мартине [30], Кааструпа [22], Сальтатора [32] и Хелмке [20]. Первые трое авторов используют только особый шаг, который они называют шагом менуэта, и приводят «традиционную» схему, описанную, например, у Рамо (у Мартине схема отсутствует). Хелмке и Сальтатор, напротив, сочиняют свои схемы.

Посожалев о том, что нынешняя молодежь не учит менуэт, Эдуард Хелмке сообщает, что придумал новую схему танца, и приводит ее описания с иллюстрациями схем и четко расписанным шагом. Схема содержит 18 фигур по 8 тактов (т.е. по 4 менуэтных шага). Структура менуэта может быть записана в следующей форме: AB1B2CDB1B2CDE1E2CDE1E2CDA. Здесь B1 и B2 (равно как и E1 и E2) — зеркальные фигуры (одна с правой ноги в одну сторону, другая — с левой ноги в противоположную сторону). Танец начинается отдельно описанным шагом, состоящим из 4 pas marché (последний из которых делается с закрытием в пятую позицию), поднятия на полупальцы (на счет «пять») и опускания на полную стопу. Даже по геометрии менуэт Хелмке вначале напоминает менуэт XVIII века. Однако в середине танца автор пишет: «теперь, когда половина схемы уже позади, начинаются вариации и музыка становится живее», после чего в менуэте появляются chassé battu, chassé tendu, пируэты, голубцы и даже grand-balloté [20].

Менуэт Сальтатора еще меньше похож на то, что мы привыкли видеть под этим названием. Здесь мы находим шаги chassé, chassé-rigaudon, brisé и даже фигуру алеманд. Единственное, что роднит этот танец с менуэтом, — это смены мест (похожие на основную фигуру менуэта) и регулярность (т.е. симметричность относительно центра танца) фигур, выделываемых кавалером и дамой.

3.2 Середина века

Из доступных источников 1840-х—1870-х годов схема менуэта описана у Клемма [2], [23], Кулона [11], [12], де Гармо [13] и Дюранга [16]. Учебник Клемма переиздавался 7 раз, последний раз в 1910 году. Мы рассмотрим его в следующем параграфе3, здесь же ограничимся обсуждением трех оставшихся авторов. У всех троих описана одна и та же схема по словам де Гармо, в его книге приведено факсимиле схемы Кулона). При этом, если де Гармо ссылается на Кулона, то Дюранг просто приводит этот же менуэт. В виду сильной схожести всех трех учебников возникает предположение, что оба американца (и Дюранг, и де Гармо) заимствовали схему из более раннего издания книги английского танцмейстера4.

Менуэт начинается, как обычно, с двух поклонов, но уже после поклонов кроме шага менуэта встречаются такие шаги, как pas-de-bourrée, coupé, pas gravé, sissonne, assemblé, battement и даже вальсовое па (которое, впрочем, по словам де Гармо есть ни что иное как 3 pas marché). Что касается схемы, то тут, как и раньше можно выделить представление, подачу правой руки, подачу левой руки и подачу двух рук. Вместо основной фигуры происходит некая «вариация» на описанных выше шагах.

У де Гармо также находим еще один придворный менуэт его собственного сочинения, написанный для «возрождения придворного менуэта в измененной форме, пригодной для использования в современном обществе»[13]. Этот менуэт, впрочем, весьма похож на менуэт Кулона, как по схеме, так и по набору шагов.

3.3 Конец века

Ближе к концу века среди учебников танца появилось большое количество энциклопедий, старавшихся описать все известные танцы. Так в учебнике Жироде находим 7 различных шагов менуэта и более 15 схем [18]. Судя по всему, многие из этих схем относились к сценическим танцам, а не социальным, танцевавшимся в бальной зале. Также к числу энциклопедий можно отнести и книгу Фосса «История танцевального искусства» [34], предлагающего 23 различных вида менуэта.

Менуэты Чистякова [7] и Додварта [15] были сочинены авторами «по мотивам» традиционного менуэта, ассоциировавшегося у них с грациозностью и галантностью. Чистяков использует для этого танца только шаг менуэта. У Додварта встречаем еще 7 шагов, описания техники которых также приводится в учебнике. Что касается схемы, то она, как и всегда, начинается с двух поклонов, далее следуют вращения, проходки друг мимо друга и в углы танцевального зала.

Среди всех учебников отдельно стоят труды Клемма и Цорна, хорошо знакомых друг с другом. Причина выделения этих двух танцмейстеров из общей массы конца века следующая: с одной стороны первое издание «Танцевального искусства» Клемма вышло в свет в 1855 году, а последующие издания перепечатывали текст, касающийся менуэта, слово в слово, поэтому эту схему скорее следует рассматривать как образец середины века. С другой стороны, поскольку Цорн ссылается на менуэт Клемма в 1905 году, следует сделать вывод о том, что приведенная им информация о придворном менуэте была в конце века актуальна.

Русский перевод книги Бернадра Клемма был сделан с немецкого издания. В отличие от имеющихся в нашем распоряжении немецких изданий книги, русское содержит большое количество опечаток и не содержит описания шагов менуэта. Во всех трех имеющихся книгах дана схема придворного менуэта (Menuet de la Cour). Прописана даже скорость по метроному Мельцеля: четверть равна 56.

Нет сомнений в том, что А.Я. Цорн был хорошо осведомлен о содержании книги Клемма, поскольку описание придворного менуэта полностью совпадает с описанным в Катехизисе: «Словарь танцев Рудольфа Фосса и «История танцовальнаго искусства» А. Червинского содержат очень ценные данные, касающиеся этого танца; но наиболее подробно менуэт описан Б. Клеммом в его превосходном Катехизисе танцевальнаго искусства». Более того, у Цорна можно найти разъяснение некоторых мест, не объясненных Клеммом, таких как количество кругов, которое должны сделать танцующие при подаче правой или левой руки.

Структура придворного менуэта в этих двух источниках соответствует «традиционному» менуэту и содержит 6 частей, но количество тактов, отведенное на каждую фигуру, сильно отличается. Так у Клемма на весь менуэт требуется 144 такта, тогда как у Рамо — 80 тактов.

Помимо шага менуэта и Клемм, и Цорн используют шаг balancé-menuet, который также занимает 2 такта музыки.

Кроме придворного менуэта в учебнике Цорна приведен Menuet de la Reine, который, согласно автору, был сочинен Гарделем к обручению Людовика XVI и Марии-Антуанетты [6].

К приверженцам традиционного менуэта можно отнести также автора учебника «Лихой танцор и плясун…» , пишущего что «этот танец чисто французский, выполняется на костюмированных балах двумя особами, в старинных французских костюмах» [3]. В учебнике подробно описываются поклоны и первая фигура менуэта, а на оставшиеся 5 фигур (судя по всему «традиционного») менуэта отводится четыре строки текста.

4 Общие черты менуэтов XIX века

Несмотря на описанные различия в менуэтах XIX века прослеживаются общие черты. Приведем их ниже.

1. Менуэт — это танец на одну пару, рассчитанный на присутствие зрителя

В отличие от парных круговых танцев, доминировавших в XIX веке, менуэт обращен к зрителю. Во время всего танца у исполнителей есть голова зала, к которой они обращены в начале танца и в конце. «Что такое минуэт и какого его происхождение? Степенный и медленный танец между двумя персонами с ему только принадлежащим па, уже объясненным и описанным, который выполняет по фигуре в виде буквы Z… Какой выражается в нем характер? Возвышенность и достоинство, красота, уважение, самодовольство». [23]

2. Особое внимание в менуэте уделяется поклонам. В начале и в конце танца обязательно следует сначала поклон зрителю (вверх по залу), потом поклон друг другу

Удивительным образом все авторы, описывающие менуэт, придерживаются схемы поклонов, описанной еще Рамо. Единственное, что изменилось за 100 лет — это направление первого шага дамы: теперь дама, также как кавалер, шаг перед поклоном делает вправо.

В конце века часто считалось, что менуэт — это танец, состоящий из одних поклонов. По всей видимости, это впечатление производили приседания (плие) в начале шагов demi-coupé и pas-de-bourrée, из которых состоял наиболее распространенный шаг менуэта.

3. Менуэт — неотъемлемая часть обучения танцу

На протяжении всего века мы встречаем рекомендации танцмейстеров: тем, кто хочет хорошо танцевать, необходимо уметь танцевать менуэт.

«С давних пор люди перестали танцевать менуэт и его едва ли можно увидеть в числе социальных танцев. Несмотря на это он включен в базовый курс по искусствам и с первого взгляда будет заметно, что вы танцуете посредственно, если вас не учили менуэту»5 [30].

«Хотя выдержка его не сколько трудна, зато приготовляет молодых благородных людей к приличности и правильному выдерживанию в других танцах, а потому щитаю даже нужным учиться менуету» [4].

«Этот танец слишком отдален от наших нравов, чтобы можно было думать о его возстановлении. Но, как этюд, он приносит весьма большия выгоды: он сообщает корпусу благородныя и грациозныя позиции, и, как я уже употреблял сравнение с пением, скажу что эти древние танцы подобны отрывкам древних опер, изчезнувших из репертуара, которые заставляют выполнять молодых певцов, чтобы дать гибкость их голосу и образовать их стиль.» [5]

«Менуэт имеет большое значение для придания молодым людям внешняго лоска, выражающагося в уменьи держать себя в обществе вообще, а с дамами в особенности/» [7]

5 О шаге менуэта

Как уже было сказано, в большинстве рассматриваемых менуэтов используется специальный шаг, не встречающийся больше в других танцах. Этот шаг практически всегда (кроме учебников Жироде и Додварта) занимает два такта в 3/4. Более того, в каждом источнике этот шаг «состоит из четырех шагов-перемещений, распределенных на шесть счетов музыки». [23]. И практически у всех (кроме Чистякова и Хелмке) шаг менуэта производится только с правой ноги.

Среди менуэтных шагов можно выделить два основных типа: менуэтный шаг, разложенный «согласно Мальпье», и шаг, состоящий из двух demi-coupé и 2 pas marché.

Первый тип шага наиболее распространен в источниках.

«Все шаги менуэта начинаются с правой ноги и занимают два такта. Они состоят из деми-купе, которое занимает один такт, и па-де-бурре, которое занимает второй такт/» [12]

У Лунда (см. например, [26]) встречаем похожее движение, которое описано как «один медленный шаг и три быстрых». Танцмейстер не использует понятие «шаг менуэта», но поскольку в течение всего описания менуэта «один медленный шаг», занимающий один такт музыки, и «три быстрых», укладывающиеся также в один такт, чередуются, можно сделать вывод, что речь идет о том же менуэтном шаге, что и у Кулона.

Похожий шаг находим у Клемма и Цорна:

1 — правая нога слегка скользит через первую позицию вперед в четвертую и на нее переносится вес. 2 — Поднять каблук и проскользить левой ногой через третью позицию сзади во вторую воздушную. 3 — Опустить правый каблук и в это же время поставить левую ногу сзади в третью позицию. 4 — Проскользить левой ногой в первую позицию и перенести вес. 5 — Провести правую ногу вперед в четвертую позицию и перенести вес. 6 — Провести левую ногу в первую позицию и перенести вес. [6]

Шаг Чистякова в целом похож на описанный тип шага, но здесь плие делается на первый счет: 1 — «Немного присесть». 2 — «Мягко вытянуть правую ногу вперед в четвертую позицию, скользя носком». 3 — «Стать на нее твердо, чтобы она служила опорою для всего корпуса, а левую оставить сзади, приподняв пятку». 4–6 — «Скользя носками по полу идти с левой ноги полукругом и сделать три обыкновенных шага».

Второй тип шага встречается у Каструпа, [22] где он описан как 2 bojet (гнутый), 2 hø vet (поднятый. А также у Мартине: «Ученик стоит в третьей позиции. Учитель говорит: Плие; правая нога проводится вперед в четвертую позицию; Плие; левая нога проводится вперед в четвертую позицию; после этого два шага на прямых ногах в четвертую позицию вперед» [30].

Отдельно в этой классификации стоит только шаг Хелмке, хотя он тоже попадает под определение Клемма о «четырех шагах на шесть счетов»: «Шаг вправо. 1 — шагнуть правой ногой во вторую позицию, 2 — подставить левую ногу за правую в пятую, 3 — правую опять во вторую позицию, 4 — левую перед правой в третью, 5 — подняться на полупальцы, 6 — мягко опуститься. Шаг влево начинается с левой» [20].

Наконец, в учебниках Жироде и Додварта встречаются шаг менуэта на один такт, который похож на первый такт шага, описанного у Чистякова: «1 — согните оба колена, 2 — поднимитесь и в это же время вытяните правую ногу во вторую позицию, 3 — перенесите вес тела с левой на правую, оставляя левую во второй позиции» [15].

Заметим еще, что Гурду До считает что шаг менуэта — это просто temps de courante [19].

6 Заключение

Подводя итог, мы можем констатировать, что в течение всего века традиционный менуэт всё более удалялся из танцевальной залы, и если в начале века менуэтом всё еще открывали балы, то к концу он окончательно уходит в репетиционные залы в виде полезного упражнения для танцоров и на сцену в качестве характерного танца. Тем не менее в сознании танцующего сообщества слово менуэт до конца века ассоциировалось с грацией и галантностью, поэтому многие танцмейстеры старались придумать свои схемы танца, схожего с менуэтом по общему настроению и при этом больше подходящего по духу современному обществу. Мода конца века на сочинение большого количества различных танцев с похожими названиями не минула и менуэт: появляются десятки танцев с названиями, содержащим слово «менуэт» и имеющим мало общего с менуэтом традиционным. Однако наряду с этим танцмейстеры, интересующиеся историей танца до XIX века, возрождают менуэт второй половины XVIII века в своих танцевальных учебниках.

Ссылки

Примечания

Добавить комментарий