Цитата: Половодье. Картины провинциальной жизни прежнего времени. О кадрили и экосезе
Самыми любимыми и потому употребительнейшими танцами того времени были: русская кадриль, экосез, гросфатер и знаменитый матредур. О русской кадрили самая память исчезла, и даже я, завзятый плясун того времени, затрудняюсь привести отличительные черты и характер этого танца. Могу сказать только, что в ней непрерывно вальсировали; все фигуры, от которых в нынешней французской кадрили отделываются ленивым шарканьем, исполнялись вальсом. Никакое движение не могло делаться иначе, как посредством вальса, так что в общем виде русская кадриль требовала и особой ловкости и усиленной работы, а с окончанием ее все участвовавшие, запыхавшись и раскрасневшись, должны были долго отдыхать.
Экосез был прелестнейший танец. Все пары, т.е. кавалеры и дамы, устанавливались рядами друг против друга, образуя живую аллею, – дамы по одной стороне, кавалеры по другой. Очередная пара обязана была, повертевшись с парами, стоящими на месте, лететь по этой аллее в один конец, потом возвращаться, опять лететь, пока не перевертится поочередно со всеми парами, образующими аллею.
…
Я и теперь помню, как напр. стройная, ловкая пара, кавалер и дама, взявшись за руки, быстро и грациозно скользят в полуоборота, по этой аллее, достигают конца, поворачиваются, летят вверх аллеи, вертятся – кавалер с другой дамой, а дама с другим кавалером и, опять взявшись за руки, мчатся на конец аллеи и т.д.
Тут требовалось менее работы, чем при исполнении напр. русской кадрили, но здесь требовалась непременно грация, украшающая все движения человека. Но мои глаза едва ли будет когда такой танец, как экосез, где женская красота, женская грация могли бы проявляться более выгодным и осязательным образом, и я не понимаю, как дамы могли допустить исчезновение такого танца, который был создан для того, чтобы выставлять женскую красоту и в особенности женский стан в более привлекательном виде, и променяли это простое, невинное средство на шиньоны, турнюры и т.п. штуки, которые производят отвращение, как грубое искажение природы.
Автор цитаты: Инсарский, Василий Антонович
Источник: Половодье. Картины провинциальной жизни прежнего времени, стр: 244
Цитата относится к: 1820-1825 г.
Дата первой найденной публикации: 1875 г.
Подобрал цитату: Стратилатов Борис