Цитата: Новый год в Москве в 1635 и 1700.
Музыка играла во дворце, и два хора певчих пели попеременно; кто умелъ плясать, тотъ плясалъ; самъ Петръ выдумывалъ такие танцы, въ которыхъ могли участвовать даже и неумеющие. Вы знаете Русския восьмерки и мятелицы: ихъ всякий плясать можетъ. Мятелицей назывался прежде скорый танецъ, который плясали подъ музыку, и, просто подъ песню «Меятелица, мятелица, чему старый не женится», если не было музыки: становились въ кружокъ, сколько угодно паръ, и первая пара вертелась на правую руку; потомъ кавалеръ вертелся съ соседнею дамою на левую, его дама съ соеднимъ кавалеромъ также на левую; точасъ оба вертелись на правую руку, переходили къ третьимъ парамъ, и такъ далее, пока пары, перебранныя ими, также начинали вертеться между собою. Отъ этого все приходило въ движение, и такъ какъ надобна была особенная ловкость, чтобы не замешаться, а танцовалъ всякий, то почти всегда следовали замешательство, смехъ, путаница. Перебравши все пары, делали крестъ, кругъ, шенъ, и оканчивали общимъ кругомъ. Восьмерка походила на метелицу, только танцовали ее в восемь паръ, съ некоторыми изменениями. Потомъ, съ учреждением «ассамблей», явились менуэты, польския, гросс-фатеры, англезы, и такъ называемые церемонияльные танцы. Мятелицу и восьмерку, летъ за двадцать, можно было еще видеть въ провинцияхъ, вместе съ матрадурами, манимасками, тампетами, экосезами, англезами, краковяками, горлицами. Теперь все это и тамъ вытеснено сидячими мазурками и Французскою кадрилью."
Примечание: В настоящее время нет никаких подтверждений того, что указанные танцы бытовали при дворе Петра Первого.
Автор цитаты: Н. Полевой
Источник: Библиотека для чтения, СПб, изд. А. Смирдина, 1836 г., т.14, с.38-39
Цитата относится к: 1836 г.
Подобрал цитату: Ольга Фиалко