Les Lancers

Последние изменения: 23.09.2009
Автор: Алексей Мачехин (Гарольд)

Основные черты кадрили Les Lancers
Содержание

Контрданс Les Lancers

Считается [30]что контрданс Лансье или Lancers Quadrille впервые был представлен в Дублине в 1817 году танцмейстером по имени John Duval. Комментарий к известной поэме Тома Мура «Country Dance & Quadrille» уточняет место публикации: Dublin Evening Post за май 1817 года.

“Here, here, at least, I triumph still,
And—spite of some few dandy Lancers,
Who vainly try to preach Quadrille—
See nought but true-blue Country Dancers.

Вообще поэма и ее комментарии всячески рекоммендуются к прочтению.

Существуют и другие мнения по поводу авторства и года возникновения Лансье, но в 1822 году Том Мур уже описывает его в своей поэме, а A. Strathy подает в своем учебнике[1] характерную схему контрданса с этим же названием.
Название танца происходит от французского слова Lancer — улан. Его характерной чертой в течение всей долгой жизни — до конца ХІХ века — было особое перестроение из каре в лонгвей, chassé croisé и променад кавалеров и дам в разные стороны.

В первоначальной форме описанный у Strathy контрданс Les Lancers представлен в качестве дополнительной фигуры французской кадрили. Представим его схему:

Такты 1-16 Grand Chaîne
Такты 17-24 Все дамы: en avant, balancez и круг влево
Все кавалеры: Grand Rond вправо.
Такты 25-32 Balancez, Tour des mains
Такты 33-48 перестроение в колону:
пара І Demi Promenade
пара ІІ Demi Promenade
пара ІІІ Promenade
пара ІV Promenade
Такты 49-56 В колонне chassé croisé, balancez, dechassez, balancez
Такты 57-64 Дамы: променад направо
Кавалеры: променад налево
Такты 65-72 В линиях Chassez ouvert, pirouette направо, balancez.
Такты 73-80 Линии En avant et en arrière и Tour des mains до своих мест.
Такты 81-96 Grand Carré.

Следует отметить что контрданс танцевался один раз и не повторялся для остальных трех пар.

Возвращение: кадриль Les Lancers

В 20-х годах Лансье теряется, по всей видимости, не пересекая границы Британии. В это время кадрили были французской модой и новые фигуры приходили в основном оттуда, и потому не удивительно, что появившийся на островах контрданс не завоевал популярности в Европе. В следующий раз название Лансье появляется в 1856, когда во Франции была представлена целая кадриль с таким названием. Теперь это не просто контрданс, но обыкновенная кадриль, составленная из пяти фигур, на рисунок которых, очевидно, повлияла описаная у Strathy композиция.
С этого времени кадриль Лансье очень быстро становится одним из самых популярных танцев любого европейского или американского бала. Les Lancers, Queen Lancers [2], очень популярная в США с 1880х Satatoga Lancers [15], [16], [18], [19], [20], [21], [22], [23], [26], Kemble Lancers [17], New York Lancers [18], [23], Walz Lancers, Minuet Lancers [16] Лансье на 12 и на 16 в 70-х [10],[11], [13]– далеко не полный перечень форм этого танца, которые порой почти переставали напоминать первоначальную кадриль.
За исключением Великобритании, где Лансье уходит из бальных зал уже в 1890-х, танец встречается во многих европейских и американских описаниях вплоть до 1910-х годов.

Ниже мы рассмотрим особенности фигур простого, наиболее распространенного в мире варианта Lancers, с учетом региональных особенностей.

Техника исполнения

Во время бытования Лансье в бальных залах фактически уже не использовалась техника Chassé Jeté Assemblé для танцевания кадрилей, хотя в танцевальных школах она, видимо, еще преподавалась. К 50-м годам ХІХ века двигаться на chassé в кадрилях перестали. Еще Целлариус в своей известной работе начала 1840-х годов [31] отмечает, что оживление, присущее кадрилям в былые времена передалась уже вальсам и полькам, а французская кадриль теперь используется для отдыха между этими утомляющими танцами. В 40-х и 50-х годах уже можно встретить вместо привычного термина en avant или advance описание «четыре шага вперед» и замечания что, кроме элемента balancé, в других местах кадрилей всяческие па, и антраша с прыжками вышли из моды. Еще позже уже и balancé заменится на продвижение в правую диагональ и назад либо обычный поклон с реверансом. Таким образом, можно утверждать что всю свою долгую жизнь в бальных залах Лансье танцевалось при помощи Простого шага с редким применением глиссадов.

Фигура 1: Les Tiroirs
Также называемая La Dorset и La Rose.

Такты 1-8 К1 и Д2 (либо Д1 и К2) en avant et en arrière; en avant et tour des mains.
Здесь Tour des mains может выполняться за правую руку (чаще в Европе), либо за две руки (чаще всего в США).
Такты 9-16 К1 и Д1 в раскрытой паре взявшись за руки проходят на место vis-à-vis (ІІ пара, пропуская первую, идет на их место) и затем на свое место, пропуская вторую.
Собственно, эта фигура и дала название Les Tiroirs – выдвижные ящички.
Иногда встречаются варианты, где пара І первой пропускает пару ІІ.

Такты 17-24 Все разворачиваются от своих партнеров и танцуют Balancé et Tour des Mains на углах.

Фигура повторяется четырежды

Следует отметить, что начиная с середины 1860-х годов в американских источниках эта и последующие три фигуры начинались одновременно парами І и ІІ. И это было не временным явлением, а постоянной практикой, которая повлияла на европейскую моду, где, вслед за американцами, в 1890-х годах некоторые фигуры стали начинать уже не отдельно К1 и Д1, а обе первые пары. Такой порядок увеличил количество одновременно задействованных в танце участников, но не сократил кадриль: каждую фигуру продолжали повторять четырежды, даже если приходилось танцевать дважды полностью идентичные схемы.
В то же время как европейцы перенимали американский опыт танцевания фигур парами, американцы в начале 1890-х изменили порядок повторения фигур: если ранее боковые пары вступали в танец после того, как его дважды протанцуют главные пары, теперь фигуру вели сначала 1 пара, затем третья (главная боковая), вторая и четвертая (чередование против часовой стрелки).

Фигура 2: Les Lignes
Также называемая La Lodowiska и La Victoria

Такты 1-8 К1 и Д1 en avant et en arrière, en avant и К1, оставив в центре даму, en arrière.
Здесь, как и в предыдущей фигуре, в американском Лансье с 1860-х танцуют обе пары.

Такты 9-16 К1 и Д1 Balancé et Tour des Mains до своих мест. В это время боковые пары разделяются и становятся по бокам главных пар, образуя линии.
Это перестроение и дало название фигуре Les Lignes – линии.
В европейских источниках 1890-х встречаются варианты, когда главные пары, завершая Tour des mains, расходятся к боковым.

Такты 17-24 За руки в линиях en avant et en arrière, tour des mains до своих мест.

Фигура повторяется четырежды

Фигура 3: Les Moulinets
Также называемая La Double Chaîne des Dames и La Dorset

Такты 1-4 К1 и Д2 (либо Д1 и К2) en avant et en arrière
Как уже отмечалось, в американских вариантах с 1860-х начинают обе пары одновременно.

Такты 5-8 К1 и Д2 en avant, salute, et en arrière
Между 6 и 7 тактом оркестр делает паузу для поклона и реверанса.

Иногда в европейских источниках встречается и такой вариант (в этом случае фигуру обязательно начинают только двое танцоров vis-à-vis):

Такты 1-2 Д2 en avant
Такты 3-4 К1 en avant
Такты 5-8 Д2 и К1 длинный реверанс en arrière или реверанс и en arrière.

Такты 9-16 Дамы: Demie Moulinet, Tour des Main за правую с кавалером vis-à-vis, Demie Moulinet за левую назад и tour des main со своим кавалером.

Фигура повторяется четырежды

Как видно, эта фигура и дала название Les Moulinets.
В первых описаниях Лансье 1850-70х годов эта часть больше перекликалась с описанным у Strathy контрднасом. А именно:

Такты 9-16 Дамы: Moulinet за правую, и назад за левую.
Кавалеры: Demi Promenade навстречу дамам vis-à-vis и назад, в конце вращаясь со своей дамой за правую руку.

Сравните эту часть с тактами 17-24 описания 1822 года.

Эти 8 тактов являются наиболее изменяемой частью всей кадрили. С самого начала ее существования на этом месте Moulinet иногда заменяли на Double Chaîne des Dames и в таком случае кавалеры оставались на местах встречать даму vis-à-vis, но фигура часто все равно называлась Les Moulinets. Этот вариант бытовал в Европе и Америке сравнительно недолго, приблизительно до 1880-х, когда Moulinet вернулось на свое место.

Иные варианты этой части фигуры:
Demie Moulinet et Tour des Main дважды.
Demie Grand Moulinet и назад, но кавалерами в центре.
Просто Demie Moulinet дважды, при чем первые две проходки фигуры исполняют дамы, а последние две – кавалеры.
и т.д.

Существовали также другие варианты всей фигуры в конце 1860-х — 1870-х, которую начинали все дамы, затем все кавалеры и т.д. (см [7] ,[13]) Но они были мало распространены.

Фигура 4: Les Visites
Также называемая L’Etoile

Такты 1-4 Пара І en avant к правой паре и salute.
Такты 5-8 Пара І разворачивается к левой паре и salute.
Такты 9-12 Пары І и ІV chassé croisé
Такты 13-16 Пара І Tour des Main на свое место
Такты 17-24 Главные пары Chaîne anglaise

Фигура повторяется четырежды

Уже с 60-х годов ХІХ века Les Visites в Европе изредка, а в Америке всегда предлагали танцевать одновременно двумя парами. При этом во второй проходке направление ведущих пар менялось: сначала шли к левой паре, а затем к правой.
Chaîne anglaise в 1877 году в Париже иногда заменяли на Chaîne des Dames, а в США 1890-х в последних двух проведениях на Moulinet.
За исключением этих небольших отличий, фигура оставалась фактически неизменной на протяжении всей жизни танца.

Фигура 5: Les Lancers

Фигура, давшая название кадрили, в отличие от своих соратниц, почти не имела вариаций.
Приведем ее схему:

Такты 1-16 Grand Chaîne (c середины 1870-х на половине шена, встретив своего партнера следовало его приветствовать: поклон и реверанс)
Такты 17-24 Перестроение в колону:
Пара І Promenade и останавливается на своем месте лицом из каре
Пара ІІІ Demie Promenade и становится за парой І
Пара IV Demie Promenade и становится за парой ІІІ
Такты 25-32 Chassé croisé et balancé, Rechassé et balancé
Такты 33-40 Promenade фонтаном, завершая в линиях vis-à-vis
Такты 41-48 en avant et en arrière, Tour des main до своих мест

Фигура повторяется четырежды и завершается еще одним Grand Chaîne.

Для простоты изучения предлагается два варианта кадрили с характерными отличиями в каталоге танцев АИТ: Les Lancers.
При составлении вариантов русские источники не брались во внимание.

Использованные материалы
[1] Strathy, Alexander; Elements of the art of dancing; with a description of the principal figures in the quadrille. By Alexander Strathy; Edinburgh, Printed for the author, and sold by F. Pillans [etc.]; Edinburgh, 1822.
[2] Howe, Elias; Howe’s complete ball-room hand book, containing upwards of three hundred dances, including ll the latesand most fashionable dances …; Boston, 1858.
American Dancing Master and Ball-room Prompter Containing About Five Hundred Dances, Including All the Latest and Most Fashionable,Boston, 1862.
[3] Gawlikowski; Guide complet de la danse. Contenant le quadrille, la polka, la polka-mazurka … avec la musique, par Gawlikowski ..; Paris, 1858.
[4] Ferrero Edward; The art of dancing, historically illustrated. To which is added a few hints on etiquette; also, the figures, music, and necessary instruction for the performance of the most modern and approved dances …; New York, 1859.
[5] Hillgrove, Thomas; A complete practical guide to the art of dancing; New York, 1863
[6] De Garmo, William B.; The prompter: containing full descriptions of all the quadrilles, figures of the german cotillon, etc.; New York, 1865.
[7] The ball-room guide. With coloured plates; London, 1866
[8] Blasis Carlo; Nouveau manuel complet de la danse; Paris, 1866.
[9] Reilley, E. B.; The amateur’s vademecum. A practical treatise on the art of dancing…; Philadelphia, 1870.
[10] Coulon Eugène; Coulon’s Hand-book; containing all the last new and fashionable dances, and also some important remarks on dancing & deportment…; London, 1873.
[11] Roberts; Roberts’ manual of fashionable dancing and vade mecum for the ball-room; containing a review and full description of all the modern dances, &c; Melbourne, 1875.
[12] De Garmo, William B.; The dance of society: a critical analysis of all the standard quadrilles, round dances, 102 figures of le cotillon (“the german”), &c.; New York, 1875.
[13] Radestock Rudolph; The royal ball-room guide and etiquette of the drawingroom, containing the newest and most elegant dances and a short history of dancing London, 1877
[14] Paul, F.; Le cotillon et les quadrilles actuels; traité théorique et pratique; Paris, 1877.
[15] Cartier, [P Valleau]; Cartier and Baron’s practical illustrated waltz instructor, ball room guide, and call book; New York, 1879. /182/.
[16] Rivers, C. H.; A full description of modern dances. By C. H. Rivers; Brooklyn [1885]
[17] Giraudet Eugène; La danse, la tenue, le maintien, l’hygiène & l’education, seul guide complet approuvé par l’Académie; Paris [1885?]-1900.
[18] Strassburg Herman A., Jr.; Call book of modern quadrilles; Detroit, Mich., 1889.
[19] Harvey, J. H.; Wehman’s complete dancing master and call book; New York, 1889.
[20] Greene William E.; The terpsichorean monitor USA, 1889.
[21] A treatise on the elements of dancing. By T. Erp. Sichore [pseud.]; San Francisco, 1891.
[22] French, J. A. ed; The prompter’s handbook. Ed. by J. A. French; Boston, London, 1893.
[23] Witherspoon Edna, Mrs.; The perfect art of modern dancing; London, New York, 1894.
[24] Bosshardt-Strübi, J. R.; Leitfaden für den tanz- & körperbildungs-unterricht mit anleitungen über den gesellschaftlichen verkehr; Zürich, 1897.
[25] Desrat, G.; Traité de la danse, contenant la théorie et l’histoire des danses anciennes et modernes, avec toutes les figures les plus nouvelles du cotillon, par Desrat.; Paris, [190-?]
[26] Dodworth Allen.; Dancing and its relations to education and social life, with a new method of instruction … ; New York, London, 1900.
[27] Тихомиров А.Д.; Самоучитель модныхъ бальныхъ и характерныхъ танцевъ; Москва, 1901.
[28] Frazer, Lilly Grove; Dancing, by Mrs. Lilly Grove, F.R.G.S.; London [etc.], 1907.
[29] Cree, Aubrey McMahon; Handbook of ball-room dancing, by Paymaster-Commander A. M. Cree, R.N.,; New York, 1920.
[30] Andrew Kuntz; The Fiddler’s Companion. A Descriptive Index of North American and British Isles Music for the Folk Violin and Other Instruments.; 1996-2009
[31] Henri Cellarius; The drawing-room dances; London,1847.

Один комментарий

  1. Написал(а): Yoko | 24.09.2009 в 02:29

    Спасибо огромное, очень интересно :)
    Но ты не мог бы(хотя бы временно) пометить в статье, что это – работа по Европейским вариантам?
    Дело в том, что в России с лансье были некоторые вопросы и (по крайней мере в начале) тотальная путаница.
    Материалы по русским учебникам могу прислать – самой, увы, времени нет, а отчень хочется разобраться.
    Кроме того, у меня есть запись (аудио) начала 20 века. (по крайней мере, так она была обозвана)
    Нужно?
    Я ее очень люблю за идеальные акценты в 3-ей части.

    Написал(а): Алексей Мачехин | 24.09.2009 в 02:44

    Я описал европейские и американские схемы, почти не рассматривая единственный доступный мне вариант Тихомирова. Но учитывая то, что даже Ивановский разместил б.-м. общеевропейское описание, посчитал что в РИ не очень далеко ушли от общих схем.
    Сейчас разбирать что-то уже сил нет, но можешь прислать материалы, посмотрю. Если будут основания для составления особенной российской схемы, составим, конечно.

    Написал(а): Yoko | 24.09.2009 в 03:04

    У меня много русских учебников и мало сил :)
    Как раз мне было бы интересно, если кто-то посмотрит русские схемы на предмет разночтений – ибо в мемуарах упоминается, что лансье считался сложным танцем, т.к. все танцевали его по-разному.
    Думаю, что Ивановский специально составлял усредненный вариант.
    (Да, это все – пожелания, а не просьба сделать “вот прямо сейчас”)

    Написал(а): Алексей Мачехин | 24.09.2009 в 03:09

    Дело в том, что Лансье — типичный контрданс времени промптеров. Т.е. его схему не учили обычно, ее оглашал распорядитель. И если в РИ была с такой кадрилью путаница, то это свидетельствует как раз об уровне представителей этой профессии.

    Написал(а): Yoko | 24.09.2009 в 03:18

    У меня есть предположение, что у нас промтеры не были распространены – т.к. у нас на балах было очень мало танцев (в смысле разнообразия). Тех же кадрилей по учебникам проходит 3 – ФК, Лансье и вскользь упоминаемый Клеммом (а это переводной учебник) Принс Империал (сорри, если в 3 ночи я в названии запуталась).
    С фигурными вальсами – та же ситуация – их мало…
    Поэтому с шансами в каждом обществе танцевали то, что их учитель вычитал на Западе, или додумал, или неправильно перевел :)
    А если не брать сводные описания, сильно ли различаются описания Лансье на западе в деталях?

    Написал(а): Алексей Мачехин | 24.09.2009 в 12:47

    Нет, в России они, конечно, были. Назывались «распорядитель танцев». По памяти могу только привести примеры упоминания распорядителей в «Вишневом саду» и учебнике Тихомирова. Это уже начало 1900-х, конечно, но в Европе книги для промтеров выпускались где-то с 50-х, так что едва ли этот порядок не был заведен в РИ где-то в это же время.

    Написал(а): Yoko | 24.09.2009 в 13:25

    Ты уверен, что они были именно промтерами? Т.е. пересказывали фигуры, а не просто вели бал?
    В старом фильме по Чехову была восстановлена такая картина: Все танцуют, а распорядитель объявляет “первая фигура кадрили”, “вторая фигура кадрили” и пр. И никаких подробностей.

    Я крайне не уверена, что в 50-е у нас сразу установилась европейская традиция.
    Кроме того, из-за малочисленности танцев, публика могла хуже воспринимать промтеров – ибо это было крайне непривычно.

    Залезла в учебник Стуколкина (издание 1890 г., он в нем помещает специальную главу для распорядителей). Стуколкин – наиболее известныq преподаватель в СПб, учитель царской фамилии. С его (.) зрения распорядитель – это прежде всего дирижер бала, следующая его роль – это распорядительство в котильоне и мазурке, где нет строгой последовательности фигур. Про кадриль (про ФК) говорится, что она и так прекрасна и общеизвестна, не надо в нее ничего добавлять. В пособии для распорядителя про ФК рассказывается только как дирижировать финальной фигурой, oстальные, по мнению автора, все знают итак. Более того, Стуколкин говорит о практике Европы и Франции, где распорядители объясняют каждую фигуру, как о несуществующей у нас (вернее, как о возможном образце, но он не настаивает на воспроизведении этой традиции у нас в полной мере – см. его мнение о последовательности кадрили).
    Так что, имхо, западные промтеры и наши распорядители – все-таки не совсем одно и то же.

    Написал(а): Алексей Мачехин | 24.09.2009 в 13:40

    \\Ты уверен, что они были именно промтерами? Т.е. пересказывали фигуры, а не просто вели бал?

    В 1901 – да, называли фигуры. Тихомиров специально приводит комманды распорядителя для лансье по-французски, по-русский и по-французски в русской транскрипции (видать, для одаренных). Можешь глянуть, там каждое движение расписано, как и должно быть.

    Как раньше — говорил уже что не знаю. Если в 1890 Стуколкин пишет что распорядитель только называет танец, то ты права, конечно.

    Написал(а): Yoko | 24.09.2009 в 13:41

    Еще один ? – по поводу прекращения традиции.
    Да, в 1890-х в Англии кадрили выходят из моды. Но говоря об Великобритании, ты говоришь об Англии (где издано большинство танцевальных книг) или о Британии?
    См. например:
    http://aberdeen.ac.uk/scottskinner/display.php?ID=JSS0913
    Это лансье в записи Джеймса Скотта Скиннера, правда, речь идет о Шотландии.
    Лансье (с разными приставками) весь 20 век непрерывно танцуется в рамках шотландской и ирландской традиций.
    Что касается Америки, то буквально в 1920-х гг. его, в рамках программы по поднятию интереса к народным танцам, вводит в широкую практику Генри Форд.

    Поэтому, имхо, скорее стоит говорить не о том, что танец сошел со сцены, но что на рубеже 19-20 в. был некоторый перерыв в его исполнении (аналогично 20-40-м гг. 19 в.), после которого начался новый этап, и т.п.
    Подробнее о кадрилях в 20 веке есть, например, здесь:
    http://spb-bal.livejournal.com/80698.html

    Написал(а): Yoko | 24.09.2009 в 13:43

    // Как раньше — говорил уже что не знаю.
    Кстати, интересный вопрос :)
    Как только у меня в графике появится свободное время, составлю подборку по русским учебникам.

    Написал(а): Niram | 24.09.2009 в 13:56

    Могу присоединиться к исследованию. В исторических танцах я еще не знаток, но по профессии – историк. Проанализировать и обобщить источники мне было бы интересно. Если нужно – присылайте материалы.

    Написал(а): Алексей Мачехин | 24.09.2009 в 13:57

    //Да, в 1890-х в Англии кадрили выходят из моды. Но говоря об Великобритании, ты говоришь об Англии (где издано большинство танцевальных книг) или о Британии?

    Скорее о модных бальных залах. Лансье, конечно, не забыли. Как, собственно и контрдансы не забыли, но это уже не тот танец, который танцуется в высшем свете.
    Устанавливая верхнюю границу 1900-ми годами я, в первую очередь, руководствуюсь тем соображением что исследую ХІХ век :)
    А как ты датировала Скиннера? Там ведь ни одной даты на книге.

    Написал(а): Yoko | 24.09.2009 в 14:18

    Про Скиннера – в пояснениях написано, что публикация 1905 г.

    Про модные бальные залы – это общий вопрос к тому, что мы считаем бальными танцами и где они заканчиваются.
    Но Скиннер, имхо, писал как раз для них, как и Космо Митчел.

    И, кстати, кд сейчас как раз танцы бальных зал и высшего света ;)
    В феврале на ФНТ Малькольм рассказывал о движении рилов, которое состоит как раз из высшей аристократии и верхних чинов армии. И они танцуют контрдансы (правдо, сильно хитро, с нашей точки зрения)

    Написал(а): Rostik | 16.02.2010 в 12:28

    Судя по всему Фигуры Лансье появились около 1817 года в Англии. Подробнее: http://community.livejournal.com/hda/57584.html

    Написал(а): Glorf | 06.04.2011 в 23:01

    Опечатки:
    в 1 фигуре либо Д1 и К1, должно быть К2
    Les Tioirs – выдвижные ящички, опечатка во французском слове
    пока дальше внимательно не дочитал=)

    Написал(а): Glorf | 06.04.2011 в 23:16

    А почему ничего не написано про лансье Харта? Насколько я понимаю, поздняя версия лансье выросла именно из него…

    Написал(а): Алексей Мачехин | 06.04.2011 в 23:45

    Опечатки:
    в 1 фигуре либо Д1 и К1, должно быть К2

    Да, спасибо.

    Опечатки:
    Les Tioirs – выдвижные ящички, опечатка во французском слове

    Написал, как у Гавликовского. Значение знаю, конечно.

    А почему ничего не написано про лансье Харта?
    Потому что на момент написания статьи ранние лансье были нам недоступны. Их первыми отыскал Ростик, про что написал в hda и, по моей просьбе, сразу же сюда:

    Написал(а): Rostik | 16.02.2010 в 12:28 |

    Судя по всему Фигуры Лансье появились около 1817 года в Англии. Подробнее: http://community.livejournal.com/hda/57584.html

    Т.о. в части возникновения Лансье эта статья устарела и подает неправильную информацию. На переработку материала у меня нет времени. Поэтому уповаю на внимательное чтение комментариев.

    Написал(а): Филимонов Дмитрий | 01.03.2013 в 15:30

    Нашел у Червинского (стр 160): Лансье впервые показано в Париже в 1856 году тансмейстером Laborde (он же опудликовал модный альбом с мазуркой, кстати).

    Кроме того, схемы Дювалевского и Хартовского Лансье сосуществовали в англоязычных странах как минимум до 60-х годов. А вот во Франции и в России были только Хартовские версии (они немного отличались). В Данию же наоборот пришло только Дювалевское.

    И еще: Лансье до сих пор остается парадным танцем выпускников крутейших вузов в Париже и в Копенгагене.

    Написал(а): Еремина-Соленикова Евгения | 02.03.2013 в 13:38

    Дмитрий! Не мог бы ты привести все выходные данные книги Червинского? Тебе – минута-две работы, а для тех, кто интересуется Лансье – очень полезно :)

Добавить комментарий