Манускрипт Гресли как самый ранний источник по танцам в Англии

Автор: Виноградов Игорь
Год публикации: 2008

Автор: Игорь Виноградов

В 1984 году в Англии, в Дербишире был обнаружен очень интересный документ, ныне известный как манускрипт Гресли. В 1996 году Дэвид Феллоу в журнале «RMA Research Chronicle» опубликовал статью, в которой привел содержание документа, а также историю его нахождения и некоторые исследования описанных танцев. Манускрипт — «рукописная тетрадь, содержащая записи различного характера» — трактаты по хиромантии, физиогномике, несколько молитв и описание танцев. Точно датировке документ не поддается, но, судя по разным деталям, относится примерно к 1500 году, +/- 20 лет. Авторство манускрипта точно не установлено, считается, что он написан неким Джонсом Банисом. Район обнаружения рукописи никогда не был центром активной жизни городов и английского двора, а сам автор нигде не отмечен ни как хореограф, ни как музыкант, ни как-либо еще. Тем не менее стиль описания танцев, их количество и развитая терминология позволяют утверждать, что эти танцы имели широкое распространение в Англии в конце XV — начале XVI веков.

Манускрипт имеет необыкновенное значение для историографии английских танцев, потому что в значительной мере меняет взгляд на традицию и формирование английской танцевальной культуры. Исследование манускрипта доказывает значительно более ранние связи английской танцевальной школы с итальянской, что идет в разрез с бытовавшим ранее мнением о схожести английских танцев конца XV века с французскими бассдансами и появлением влияния Италии значительно позже — с распространением гальярды. Английские названия соседствуют с французскими; существует и влияние итальянской традиции.

Всего в трактате упоминается 92 танца, только 26 из них представлены описаниями движений, 13-нотным текстом, 8-и тем, и другим. Названия некоторых танцев схожи с названиями из других известных источников, однако описания танцев отличаются. С другой стороны сходство хореографии некоторых танцев имеет место быть.

Движения танцев в манускрипте Гресли достаточно сложны. Поскольку рукопись является не учебником, а скорее записной книжкой, в ней не дается определения многих терминов, и выяснить о чем именно идет речь возможно только из контекста или путем сравнения с терминам в других аналогичных источниках.

Таблица 1: Соответствия терминологии шагов
English Italian French
Singles Sempi Simples
Doblis Doppi Doubles
Obeysawance Riveranza Reverance
Torne Volta  
Wholl torne Volta tonda  
Half torne Meza volta  
Lepe Salto  
Stop Posada  
Brawle   Branle

Как видно из табл. 1, существуют параллели в терминологии с другими источниками, но в то же время (табл. 2) существуют термины сугубо специфичные для манускрипта Гресли и не имеющие аналогов.

Таблица 2: Специфичные термины
Flowrdelice
Trett
Retrett
Rak/rakkis
Horn pepy
Hertt

Также нужно отметить, что в отличие от описаний французских бассдансов и наоборот, аналогично описанию баллей, присутствуют термины, связанных с направлением движения. Этих терминов много и, возможно, они описывают разные способы движения в разных направлениях. Зачастую их значение неоднозначно — один и тот же термин может употребляться и как конкретный единичный шаг (retrett — как единичный шаг назад — 3 retretts) или как серия каких-либо шагов вообще в направлении «назад». Причем из описаний понятно, что шаги могут выполняться в двух вариантах, как с разворотом тела на 180 градусов, так и без него.

Кроме того, в отличие от описаний французских бассдансов, с их постоянной структурой, правилами размеров, начала и конца танца (реверансы), в манускрипте Гресли используется значительное разнообразие последовательностей шагов. При описании многих танцев автор использует пометку trace , что, судя по всему, означает некую вступительную последовательность шагов, возможно, аналогичную итальянской entrada, которая состояла из устойчивой последовательности движений, в ходе которых танцоры перемещались по залу, чтобы занять позиции для начала танца. Этот же термин, употребляемый как double-trace обозначает повторение танца.

Стиль использования простых и двойных шагов в танцах, описанных в манускрипте, отличается от того, что известно о танцах Франции и Италии. Если во французских бассдансах простые шаги всегда используются попарно, а двойные — группами по одному, трем или пяти, а в Италии простые почти всегда оказываются по два, а двойные — группами из одного или двух, то в Англии количество простых шагов всегда кратно трем, а двойные используются очень редко и только парами. Объяснение причин столь редкого использования термина «двойной шаг» м.б. следующим:

  • Танцы, упоминается в манускрипте, являются крайне нетипичными для английской танцевальной культуры в целом;
  • двойные шаги действительно по какой-то причине крайне редко используются в танцах Англии;
  • двойной шаг являлся широко употребимым, и поэтому при указании направления движения (без названия шага) можно считать, что исполнялись именно двойные шаги.

Музыка, описанная в документе также по строению и тональности более схожа с итальянскими баллями, чем с французскими бассдансами. Большая часть описанных танцев рассчитана двух или трех танцоров, существуют лишь два танца для четверых и семь танцев не содержат по этому поводу указаний.

Часто употребляемыми в танцах манускрипта Гресли являются последовательные повторы танцорами движений друг за другом, иногда довольно сложные, обмены местами и проходы между другими танцорами. Структура движения во всех танцах более или менее линейная, ни один из них не начинается в кругу.

Интересно отметить, что, по мнению Д. Феллоу танцы, помещенные в манускрипт Гресли, исполнялись исключительно мужчинами, поскольку о женщинах в рукописи специально ничего не упоминается. Безусловно, в некоторых танцах определенные группы участников не выступают в качестве партнеров. В то же время есть и такие танцы, где смешанные пары выглядят довольно убедительно. И опять же, на основании одной лишь группы записей никаких точных выводов сделать нельзя, но некоторые танцы в рукописи можно сравнить с другими современными им танцами, где предусматриваются пары из кавалеров и дам. К тому же сравнительный анализ может рассматривать не только тот отрезок времени, к с которым связывается появление рукописи, но и контекст эпохи. Собрание бассдансов в Солсберской рукописи датируется 1400-ми гг.; Роберт Коупланд (Robert Copelaunde) опубликовал его в 1500-х. Эти бассдансы, хотя и считаются французскими, вполне могли исполняться также в Англии, а в них задействованы как мужчины, так и женщины. Более того, танцы Судебных Иннов (относящиеся ко времени правления Генриха VIII) также исполнялись в смешанных парах. Поскольку эти факты отражают танцевальную культуру Англии XV-XVI вв, было бы странным предположить, что танцы смешанным составом сперва были популярны, а затем исчезли на короткое время только для того, чтобы вскоре вновь вернуться исключительно в качестве придворных танцев.

Описания сугубо мужских танцев числом более 90 могли появиться только в том случае, если такие танцы являлись частью более значительного представления вроде маскарада. Несмотря на возможность такого объяснения, сомнительно, чтобы столь обширное собрание танцев могло быть найдено в единичном документе без всяких упоминаний о маскарадах в других источниках.

При работе над реконструкцией танцев манускрипта важно помнить, что источником являются чьи-то личные записи, а не опубликованный сборник танцев. Поэтому встречаются некоторые неточности, коих могло не оказаться в тщательно проработанном варианте.

Список использованной литературы:

  1. Танцы из коллекции манускриптов Гресли (The Gresley Dance Collection). Санкт-Петербургский Клуб Старинного танца. Библиотека. http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/aid/50
  2. Dance Steps and Music in the Gresley Manuscript. // Historical dance. Dolmetsch Historical Dance Society. 1999. Vol. 3, . 6 http://www.dhds.org.uk/jnl/pdf/hd3n6p02.pdf

Добавить комментарий