Цитаты из учебника П.-О.Жоссона о менуэте

Автор: Мария Деркач
Год публикации: 2025

В данной статье приведены переводы цитат из учебника П.-О.Жоссона https://bib.hda.org.ru/books/josson_1763_abrege о менуэте. Схему менуэта, основанную на этом учебнике можно найти здесь: https://hda.org.ru/dances/menuet-de-josson

“Мало кто не танцует менуэт, но, за исключением очень небольшого числа людей, все остальные не знают даже малейших принципов. Они ходят по комнате, показывая несколько бесформенных шагов и думая, что знают, как танцевать менуэт, который они изучали в течение двух недель, самое большее месяца”. [с.23].

I. Положение корпуса

Кавалер. “Чтобы выглядеть непринужденно и изящно, нужно держать голову прямо, без притворства или смущения, плечи отвести назад, руки вытянуть рядом с собой без жесткости, ладони ни открыты и ни закрыты, поясница жесткая, тело опирается на бедра, колени натянутые, ступни развернуты наружу”. [с.8]

Дама. “Прежде всего, тело должно быть прямым и смотреться естественно, хорошо опираться на бедра, голова поднята высоко, движения шеи свободны и легки, взгляд приятный, плечи опущены и хорошо отведены назад, руки держатся близко к корпусу и слегка впереди, локти упираются в бедра, между руками и телом почти нет просвета, кисти расположены перед собой, одна в другой” [с.56].

Положение рук дамы в танце. “Чтобы руки были хорошо расположены, они должны быть немного более впереди, чем сзади, держать их следует вытянутыми без напряжения, а большим и указательным пальцами держать углы платья так, как будто вы держите щепотку табака. Эти два пальца следует держать несколько согнутыми, сжимая платье только их кончиками, остальные пальцы держать друг на друге соединенными вместе в форме гусиных лапок. Ладони должны быть полувывернуты наружу и не спрятаны за платье. Этот первый способ расположения рук используется в танце, если вы одеты в роброн…
…но когда Вы одеты в панье, они должны быть более выпрямлены и выдвинуты вперед следующим образом. Чтобы изящно положить руки на панье, их следует располагать не прямо на верхней части боковых сторон корзины, а немного впереди и на расстоянии не менее пяти-шести дюймов с каждой стороны, над ладонями, которые должны быть полувывернуты наружу, причем пальцы не спрятаны, а наоборот, расположены один на другом, как я уже говорил. Из-за ширины панье руки находятся дальше от тела, чем когда дама носит роброн, но не следует пытаться выносить их за пределы этого панье, удерживая их вытянутыми без напряжения”.  [с.64-66]

II. Поклоны

Дамский поклон. “Находясь справа от Кавалера, надо встать в первую позицию, оттуда “перетечь” правой ногой во вторую позицию, и, оперевшись на эту ногу, подтянуть левую в первую позицию, поддерживая голеностоп приподнятым, а носок низко. Затем, с изящным видом глядя на окружающих, которым следует выразить своё почтение, мы приседаем в плие и встаём, как и объяснялось [выше].
Завершив этот первый реверанс, следует перетечь левой ногой в четвертую позицию, не делая плие, а, повернувшись перед Кавалером и глядя на него, перевести правую ногу во вторую позицию, и оперевшись на неё, подвести левую в первую позицию, поддерживая голеностоп приподнятым, пока нога не доведется до первой позиции; после чего приседаем в плие и встаем, как обычно. Этот последний реверанс делается между Дамой и Кавалером, которые приветствуют друг друга как в начале Менуэта, так и в конце” [с. 62].

Кавалерский поклон перед танцем. “Поклоны, выполняемые до и после танца, отличаются от тех, о которых мы только что говорили, тем, что они составные (состоят из нескольких частей). В них используются пять позиций.
Сначала правую ногу необходимо поставить в третью позицию спереди левой, оттуда ее нужно отвести во вторую, поддерживая корпус, опирающийся направо, затем левую ногу подтягиваем в третью позицию сзади, одновременно с этим наклоняем корпус для поклона. Вы должны знать, что этот поклон совершается для приветствия людей, перед которыми мы танцуем. Вернувшись в исходное положение, вы должны продвинуть правую ногу в четвертую позицию; затем, повернувшись лицом к Даме, с которой собираетесь танцевать, надо поднести левую ногу в пятую позицию спереди, с той разницей, что пятка должна присоединяться не к носку правой ноги, а на расстоянии половины стопы, и, поворачиваясь на носках обеих стоп, необходимо оказаться в первой позиции. Оттуда шагаете левой ногой во вторую позицию, а правую подтягиваете к третьей сзади, наклоняя в это время корпус. Этот последний поклон делается для того, чтобы поприветствовать человека, с которым мы танцуем.
Можно также сделать поклон для танца другим способом, но я обычно не преподаю его новичкам, потому что это кажется более запутанным, чем то, объяснение которого я только что дал” . [с. 16-17].

Шляпа.  “Требуется 3 движения для того, чтобы поднести руку к шляпе, и столько же чтобы снять её с головы, что вместе составляет шесть.

  • Первое движение – поднять руку до половины.
  • Второе – поднять локоть на высоту плеча, а ладонь – на уровень глаз.
  • Третье – поднести ладонь к шляпе.
  • Четвертое – поднять шляпу, держа локоть чуть согнутым и приподнятым на высоте плеча.
  • Пятое – вытянуть руку (во всю длину).
  • Шестое – позволить руке упасть перпендикулярно, сбоку от себя, ладонь вывернута наружу.

Те же движения используются для того, чтобы надеть шляпу….

При надевании и снятии [шляпы] также следует избегать закрытия лица рукой или шляпой. Не следует также наклонять голову, что было бы нелепо; напротив, вы должны поднять руку достаточно высоко, чтобы можно было снять шляпу и надеть ее обратно, не наклоняя головы и не двигая ею.
Чтобы взяться за шляпу, необходимо расположить большой палец снаружи угла треуголки, указательный палец положить на тулью и поддерживать край тремя другими пальцами, которые должны быть засунуты кончиками внутрь угла [треуголки].

По традиции принято брать [снимать] шляпу правой рукой; но когда вы проходите совсем близко к тому, с кем здороваетесь, то, если он находится cправа, вы должны в этом случае взять шляпу противоположной рукой. Если этот человек подает вам руку, а вы правой рукой держите шляпу, необходимо переложить ее из одной руки в другую, так как левую руку никогда и никому не подают.

Когда вы делаете реверанс перед танцем, вы всегда держите шляпу в левой руке и надеваете ее обратно на голову только тогда, когда минуете даму, то есть когда вы доберетесь до низа комнаты, где начинали танец”  [с.20-22].

Сложный поклон кавалера. “Также можно делать поклон перед танцем следующим образом, но я обычно не преподаю его новичкам, потому что он кажется более запутанным, чем тот, объяснение которого я только что дал. Для того, чтобы его сделать по правилам танцевального искусства, вы должны встать в третью позицию, поставив правую ногу спереди; оттуда перевести ее во вторую позицию. Далее, наклоняя корпус, подвести левую ногу к первой позиции, а при подъеме корпуса отвести ее в четвертую позицию назад, а правую сразу подвести в третью позицию спереди, не делая при этом никакого движения телом. Чтобы сделать вторую часть этого поклона, следует перевести правую ногу в четвертую позицию перед левой, а левую подвести в пятой также впереди, но не донести её до пятой позиции на расстояние половины стопы и затем повернуться на носках обеих ног, чтобы оказаться в первой позиции. Оттуда перевести левую ногу во вторую позицию, и, опершись на неё, поклониться, подводя правую ногу в первую позицию, а выпрямляясь, переместить её в четвертую сзади, а левую поднести в третью позицию вперед, чтобы закончить этот поклон” [с.17-18].

III. Шаг менуэта

“Шаг менуэта состоит из четырех частей, первые две из которых называются купе (coupés) или куле (coulés), а две другие – марше (marchés). В совокупности эти четыре части составляют единый шаг Менуэта…. Чтобы выполнить его аккуратно и точно, необходимо использовать два такта музыки, каждый из которых состоит из трех долей. На первый такт танцуется первое купе, потому что оно само по себе должно быть такой же длины, как и три другие части вместе, сделанные во время второго такта” [с. 24, 36].

Шаг менуэта вперед. “Шаг вперёд всегда делается в четвертую позицию следующим образом. Для подготовки к шагу левую ногу выставить ​​вперед в четвертую позицию. Теперь необходимо опереться на неё и, подняв правую пятку, позволить шагу “перетечь” (couler) носком в четвертую позицию, которая достигается при выпрямлении колена. Приступая к этому шагу, вы должны умеренно согнуть колено, которое должно постепенно выпрямляться, расправляясь мягким движением по мере продвижения ноги к (четвертой) позиции, сохраняя голеностоп всегда приподнятым до конца этого первого шага. Завершив таким образом это купе, необходимо опереться на правую ногу и, подняв левую пятку, немного согнуть колено, чтобы “перетечь” вторым купе, тоже в четвертую позицию носком левой стопы, так же, как это сказано для правой ноги. Выполнив эти два купе, делаем два легких шага вновь в четвертую позицию, не делая плие, поддерживая себя в равновесии и опираясь на недействующую ногу, держа голеностоп приподнятым, носок низко и ставится он на пол раньше пятки – это то, что мы должны соблюдать и при ходьбе, и при первых двух купе. Последние два шага, т.е. па марше, также должны делаться в четвертую позицию” [с. 24].

Шаг менуэта в сторону. “Для того, чтобы сделать первый шаг вправо, необходимо опереться на левую ногу, находящуюся в четвертой позиции в конце последнего шага вперед, и, умеренно согнув колени, “перетечь” правой ногой во вторую позицию… Сделав это первое купе, необходимо опереться на правую ногу, а левую приблизить, слегка подтянув ее носком в первую позицию, не делая плие; оттуда, умеренно уходя в плие, перемещаем ее в пятую позицию позади правой, после чего делаем один шаг правой ногой во вторую позицию, без плие, и еще один шаг левой ногой позади правой, в третью позиций, также без плие. Повторяем этот шаг дважды вправо.
Для того, чтобы сделать первый шаг влево, необходимо опереться на левую ногу, собранную в третью позицию сзади правой, и, подняв пятку правой ноги, перетечь первым купе с правой ноги в четвертую позицию, немного согнув колени. Сделав это купе, необходимо опереться на правую ногу, приблизить левую к первой позиции без плие и оттуда, не останавливаясь сделать ею купе с плие во вторую позицию. Затем шагнуть два шага без плие, первый с правой ноги в пятую позицию позади левой, второй – с левой ноги во вторую позицию. Этот шаг повторяется тоже дважды с той разницей, что во второй раз мы не начинаем в четвертую позицию, но сразу ставим правую ногу в пятую позицию позади левой и продолжаем, как я это описал для первого шага” [с. 25-27].

IV. Главная фигура

“Фигура Менуэта должна быть квадратной: она представляет собой букву Z. Этот танец состоит из двух шагов вперед, двух шагов вправо и ещё двух шагов влево… Вы можете сделать Менуэт длиннее или короче, в зависимости от вашего вкуса, ваша Дама решает, укоротить его или сделать его длиннее. Однако настоящее правило состоит в том, чтобы сделать два или максимум три тура до подачи руки и столько же после, а затем подать две руки, чтобы закончить” [c.28].

Повороты корпуса в главной фигуре. “Следует заметить, что мы не должны упускать из виду Даму; поэтому, когда вы делаете шаги вправо, вы должны отвести назад плечо с той же стороны и немного повернуть голову в противоположную сторону, глядя на Даму с приятным видом. При возвращении влево необходимо наоборот отвести назад левое плечо и повернуть голову немного в правую сторону. Делая шаги вперед, вы должны отвести назад правое плечо, – особенно когда вы проходите рядом с Дамой, – и повернуть голову в ту же сторону, что и плечо” [с. 30].

Шляпа в главной фигуре. “Когда вы делаете реверанс перед танцем, вы всегда держите шляпу в левой руке и надеваете ее обратно на голову только тогда, когда минуете даму, то есть когда вы доберетесь до низа комнаты, где начинали танец” [с.20-22].

Главная фигура и повороты корпуса. Дамская партия. “В конце последнего шага вперёд левая нога находится в четвертой позиции сзади, корпус наполовину повернут в сторону кавалера, голова тоже повернута в ту же сторону. Следует начать первый шаг в сторону, перетекая правой ногой во вторую позицию, делая плие и уводя назад правое плечо, а голову чуть разворачивая налево” [с. 67].

“Второй шаг направо делается также без смены положения корпуса (аттитюда). Когда вы начинаете первое движение от шага налево, которое состоит в перетекании правой ногой в четвертую позицию с плие, следует вернуть положение корпуса в исходное, а во время второй части шага с левой ноги во вторую позицию, также с плие, увести левое плечо назад и идти два последних шага без смены положения корпуса – один в пятую позицию назад с правой ноги, второй с левой ноги во вторую позицию без плие. После чего вы до конца отводите левое плечо назад и непринужденно поворачиваете голову направо, изящно глядя на Кавалера, которого вы не должны терять из виду во время всего менуэта.

Следует сделать второй боковой шаг влево, не меняя этого положения корпуса; но, делая первый шаг вперед, вы должны вернуть корпус в свое естественное положение, и в начале второго шага вы отводите назад правое плечо, поворачивая голову в ту же сторону, после чего продолжаете Менуэт, как я объяснил.” [с.68-69].

V. Подача руки

Кавалерская партия.  “Традиционно Дама начинает подавать руку первой. Со стороны Кавалера было бы невежливо начинать это делать самому, поскольку у нее были бы основания полагать, что он, похоже, жаждет закончить танец. Поэтому именно ей предоставляется право начать подавать руку, и она должна сделать это, начав второй боковой шаг налево. В это же время Кавалер подает руку следующим образом:

Вы должны поднять правую руку в три движения, переход между которыми почти незаметен и которые делаются с легким, непринужденным видом.

Первое движение – отдалить руку от тела, держа ее немного скругленной, кисть выше локтя и повернута наружу. Второе движение – поднять руку наполовину, не меняя положения кисти. Третье движение выполняется путем полного поднятия руки, то есть кисть поднять на уровень плеча, а локоть окажется немного ниже; но держать, тем не менее, руку вытянутой на ее естественную длину, а кисть поддерживать выше запястья. Подняв таким образом руку, делаем шаг менуэта вперед, после чего делаем еще три движения, чтобы подать руку.

Первое движение – переместить руку немного вперед перед телом, поддерживая кисть на высоте локтя.

Второе движение – немного опустить руку, поворачивая кисть изнутри наружу, не сгибая запястье; но это движение исходит как от запястья, так и от локтя, который должен быть полностью выпрямлен, когда рука вывернута наружу. Это движение запястья и локтя должно быть незаметно.

Третье движение выполняется путем подачи руки и удержания руки вытянутой, поддерживая ладонь выше запястья и поднятой на высоту плеча, локоть немного ниже” [с.31-33].

Дамская партия. “…когда мы делаем первое движение от второго бокового шага налево, мы должны отвести правую руку немного в сторону от корпуса, не меняя при этом положения ладони; то есть её нужно держать так, как будто она все ещё держится за платье” [с.70].

Дамские плечи и взгляд при подаче руки. “Также необходимо заметить, что, подавая правую руку, мы отводим назад левое плечо, а голову поворачиваем вправо, чтобы посмотреть на кавалера. То же самое нужно делать и в другом углу при подаче левой руки. Вы также можете, поднимая руку, взглянуть на неё прежде, чем посмотреть на кавалера, но это должно быть сделано без притворства” [с.72].

Опускание правой руки и подъём левой. “Пока [правая] рука опускается для того, чтобы вернуться в естественное положение, что следует завершить только в конце первого шага вправо, голову надо повернуть влево, а правое плечо увести назад. А завершив второй шаг в ту же сторону, мы поднимаем левую руку, чтобы подать её, используя те же движения, повороты головы и отведение плеч, которые я только что объяснил для правой руки, следя за тем, чтобы сделать их зеркально. То же самое нужно сделать при подаче обеих рук” [с.72-73].

VI. Начало менуэта

Кавалерская партия. “Следует начинать Менуэт внизу зала, располагаясь слева от Дамы, на некотором расстоянии от нее, не держа ее за руку. В начале делается реверанс, как было объяснено ранее, затем, подавая правую руку, кавалер делает шаг в правую сторону спускаясь вниз по залу. Мы начинаем этот первый шаг перетекая правой ногой во вторую позицию, немного сгибая колено. Встав на эту ногу, вы подводите левую к первой позиции и проводите её дальше до пятой позиции сзади, согнув оба колена вместе. Затем делаете два шага, не сгибая колен, один с правой ноги во вторую позицию, а другой левой ногой в третью позицию сзади, чтобы идти оттуда вперёд.

Специальный шаг с левой ноги для первой фигуры. Мы можем также вместо этого шага начать Менуэт со следующего: начинаем его с заведения левой ноги в четвертую позицию вперёд, немного сгибая колени, затем правой “перетекаем” во вторую позицию также с плие, после чего ставим левую ногу в третью позицию спереди, не делая плие. Этот шаг состоит всего из трех частей, но они эквивалентны четырем обычным частям, поскольку на последней части мы задерживаемся дольше. Завершив, таким образом, этот первый шаг, следует вести Даму, заставляя ее сделать круг вокруг [себя шагом] вперед, чтобы вернуть ее в то место, с которого [кавалер] начинал, и, отпустив руки, cделать шаги направо и продолжить Менуэт, как я объяснил”. П.-О.Жоссон “Короткий трактат о танце…” [c.28-30].

Дамская партия. “После того, как сделан реверанс, следует поднять руку на половину высоты плеча и держать её немного скругленной, затем, разворачивая наружу, поднять до конца, т.е. на высоту плеча, локоть находится чуть ниже. В этом положении вы перетекаете правой ногой в четвёртую позицию спереди, сгибая колени мягким движением и отводя назад левое плечо. Отсюда, оперевшись на правую ногу, следует подвести левую в первую позицию и, не останавливаясь, перетечь во вторую позицию, делая плие, после чего пройти один шаг с правой ноги в пятую позицию назад и второй шаг во вторую без плие, что и заканчивает шаг в сторону, который делается непосредственно после реверанса. В конце этого шага следует еще раз скруглить руку и сделать легкое движение одновременно локтем и запястьем, разворачивая их изнутри наружу, для того, чтобы подать руку кавалеру и и стартовать с ним шагом вперед, делая круг, который должен закончиться, когда вы придёте на то место, с которого стартовали. Затем, вытянув руку, мы позволяем ей небрежно упасть, чтобы принять первоначальное положение” [с.66-67].

VII. Шаги, которыми можно украсить менуэт

“Балансе всегда предшествует или следует за Контретаном… Каждый из этих шагов занимает столько же, сколько один шаг менуэта… поэтому, когда вы хотите сделать Балансе вправо, следует сделать шаг менуэта вправо и заменить второй шаг менуэта вправо на Балансе. Контретан, который делается сразу после Балансе, занимает место первого шага налево, поэтому шаг налево следует сделать только после Контретана и продолжить танец шагом Менуэта вперед” [с.40-41].

Балансе. “Балансе делается в сторону — вправо или влево. Оно всегда предшествует или следует за Контретаном. Для того, чтобы сделать его вправо, следует перетечь правой ногой во вторую позицию, мягко сгибая колени, и, оперевшись на эту (правую) ногу, поднести левую в первую позицию, не делая плие, подтягивая её к себе очень мягко и держа ку де пье приподнятым, а носок низко. Из первой позиции, не останавливаясь в ней, следует перетечь, делая плие, в четвертую позицию назад. Отсюда подтянуть правую в третью позицию спереди без плие. Так оканчивается Балансе вправо, после которого следует сделать Контретан следующим образом…” [с.39].

Контретан. “В конце Балансе правая нога находится в третьей позиции спереди. Следует выждать на первый счет, сделав плие и релеве, не меняя позиции и держа ку де пье приподнятым. Отсюда на второй счет, умеренно приседая, следует перетечь из третьей позиции в четвертую вперед и, опершись на неё, пододвинуть левую в третью позицию сзади, не делая плие; и не останавливаясь, коснувшись проходящим движением голенью голени, следует слегка (недалеко) перетечь этой (левой) ногой во вторую позицию для окончания Контретана” [с.39-40].

Добавить комментарий