Редова

Автор: Ростислав Кондратенко
Последние изменения: 22.08.2010

Введение

Танец, по мнению большинства авторов, имеет чешское происхождение. Кулон в 1846г представил его в Лондоне, примерно на тот же год указывает Гавликовский как на год появления Редовы в парижских салонах.
Редова – это парный круговой танец, но большинство авторов указывают, что помимо вращения существует фигура poursuite – преследование, когда кавалер отступает, а дама наступает, или наоборот. Кроме того, возможна фигура balancé, когда чередуются шаги вперед-назад. Все эти фигуры чередуются по произволу танцующих.
Музыка для Редовы имеет размер 3/4, темпом 45-44 тактов в минуту, некоторые авторы указывают на родственность этого танца мазурке. Исторически в середине века редову исполняли под музыку похожую на музыку польки-мазурки, в конце века – под вальс.

Ранняя редова

Первое из доступных описаний есть у Целлариуса (1849). Это описание помимо вращения и преследования указывает на третью фигуру – вальс в 2 па. Целлариус указывает также на то, что середина зала должна быть оставлена для тех, кто выполняет балансе и преследование, а вокруг них по периметру должны двигаться вальсирующие (под вальсированием здесь и далее имеется ввиду вращение редовы). Также Целлариус пишет, что при преследовании и balancé партнеры просто держатся за руки, а при переходе на вальс кавалер перехватывает даму за талию.
Для шагов вперед и назад Целлариус использует последовательность glissé-coupé-jeté для движения вперед и glissé-jeté-coupé для движения назад. Я этот вариант танцевать не пробовал, а использовал другие описания, о которых ниже. Для вращения Целлариус описывает связку jeté-glissé-(подставка ноги в III поз.), затем pas de basque с правой ноги. Причем в отличие от остальных описаний Целлариус указывает, что этот шаг исполняется в три ровных темпа, как в мазурке. Неизвестно, насколько был распространен описанный у Целлариуса вариант. Сам он сетует на появившее разнообразия вариантов исполнения редовы и призывает к использованию “изначального” варианта. Дальнейшее развитие танца показывает, что общепринятым стал несколько иной вариант.

Следующие два важных описания мы находим у Дюранга (1856) и Ф. Гавликовского (1858). Описание Дюранга (его книга это компиляция чужих статей и описаний) взято, судя по всему, из книги Mrs. Henderson, “Etiquette Of The Ball-Room and Guide to All the New and Fashionable Dances”, London 1854. У Дюранга описан шаг для преследования как jeté-glissé-coupé (то есть pas de basque), для поворотов указано исполнять тот же шаг, глиссируя левой ногой вперед, а правой назад. Кроме того, для вращения Дюранг приводит описание Целлариуса. В конце же Дюранг описывает другой вариант шага. Этот шаг начинается с glissé, то есть сдвинут на одну долю относительно традиционного. Гавликовский, напротив, подробно описывает вращение, также на связке jeté-glissé-coupé, но он соединяет два первых темпа в единое движение, и coupé заменяет на приставление ноги с поднятием второй. Гавликовский, при этом, замечает, что примерно 10 лет назад, при первом появлении этого танца он опубликовал описание, и в нем для преследования и балансе использовались другие шаги, но публика упростила танец и стала использовать pas de basque для всех шагов этого танца.
В книге Кулона(1860) про шаг редовы просто написано, что это – pas de basque, и явно указано на слитое выполнение первых двух шагов.

Поздняя редова

Следующий этап это описание из анонимного сборника “Dick’s quadrille call-book, and ball-room prompter…” (1878). В нем уже четко описан шаг,начинающийся с temps levé-glissé. В этом описании не все мне полностью понятно, в частности шаг направо-назад между ног партнера на четвертый темп. У Цорна (1890) под названием “Современный Редовак” приводится похожее описание (temps levé-glissé-coupé-jeté поочередно с левой и правой ноги). В обоих описаниях упоминается как вращение, так и преследование, хотя этого названия (poursuite) и не упоминается.
Интересно отметить, что Гилберт (1890), про редову пишет просто “см. pas de basque”, а в описании падебаска приводит три разных варианта для разбивки на 3/4:
1. традиционный – jeté-glissé-coupé;
2. сдвинутый – glissé-coupé-jeté;
3. с паузой – jeté+glissé-пауза-coupé.
То, какой из них он предлагает использовать для редовы – неясно. Еще Гиблерт приводит вариант pas de basque “producing the fashionable waltz of today/для танцевания модного современного вальса”. Вэтом варианте шага разбивка по музыке традиционная, а вращение соответствует новому вальсу в 3 па, то есть с разворотом лицом по линии танца.

Заключение

Редова появилась в западной Европе в середине 40х годов XIX века. Важной характеристикой ее было чередование вращения, преследования и балансе. Первоначальное техническое разнообразие довольно быстро упростилось и редову стали танцевать исключительно на pas de basque. Редова не была особенно популярна, но танец жил и развивался. В 70х годах техника немного меняется, glissé делается на первый темп и вся последовательность сдвигается. К этому времени из практики также уходит балансе, но преследование остается. В 90х годах редова еще жива, но к XX веку ее вытесняют новые танцы.

Литература

  1. Cellarius, Henri; La danse des salons / par Cellarius; dessins de Gavarni; gravés par Lavieille.; Paris : Chez l’auteur, 1849.
  2. Durang, Charles; The fashionable dancer’s casket; or, The ball-room instructor … By Charles Durang; Philadelphia, Baltimore [etc.] Fisher & brother [c1856]
  3. Gawlikowski; Guide complet de la danse. Contenant le quadrille, la polka, la polka-mazurka … avec la musique, par Gawlikowski ..; Paris, Taride, 1858.
  4. Coulon, Eugène; Coulon’s hand-book; containing all the last new and fashionable dances … By Coulon ..; London, Jullien & co. [1860?]
  5. Dick’s quadrille call-book, and ball-room prompter … To which is added a sensible guide to etiquette and proper deportment in the ball and assembly room, besides seventy pages of dance music for the piano; New York, Dick & Fitzgerald [c1878]
  6. Цорн, Альберт Яковлевич; Грамматика танцовального искусства и хореографии; Одесса, 1890.
  7. Gilbert, Melvin Ballou.; Round dancing, by M. B. Gilbert; Portland, Me., M. B. Gilbert [c1890]

Добавить комментарий