Автор: Скорнякова Наталья
Год публикации: 2010
Эти три структуры могут быть названы рондальными в широком смысле, ибо возвращение к одной из музыкальных строк является их композиционным принципом [3, стр. 63–63].
1 Рондо
Окончательная структура рондо сформировалась в начале XIII века, когда оно уже было весьма широко известной танцевальной песней.
Корень слова «рондо». В XIII веке оно уже было известно как ronde, rondet, rondel и rondelet (от англ. «хоровод»), происходящих от латинской формы rotundettum или rotundellum, уменьшительного слова, обозначающего «круглый». Такое обозначение обычно использовалось, чтобы показать круговое движение в танцах, для которых такие произведения первоначально пелись.
Структура рондо:
- шестилинейные I-I-I-II-I-II. XIII век
- восьмилинейные I-II-I-I-I-II-I-II. Конец XIII и весь XIV век.
Для конца XIII — начала XIV века характерны 8-ми, 11-ти и 13-тистрочные рондо. Начиная с Машо преобладают рондо в 8 и 16 строк, в течение XV века популярность обретают рондо на 21 строку [6].
Рефрены рондо обретали самостоятельную жизнь и часто использовались в других песнях, мотетах, романах и пр. Часто кажется, особенно в XIII веке, что рефрены рондо — это результат народного творчества, как и некоторые крылатые выражения, например, «Main se leva bele Aaliz», «сèst tot la gicus», «La jus, desouz lòlive», повторяющиеся в источниках и, по всей видимости, никак иначе не связанные друг с другом [5].
Слово «рондо» подразумевает движение по кругу, и, отделившись от танца, идея такого движения находила различный отклик в сознании средневекового человека (рондо Машо, поздние рондо в форме сердца или круга).
1.1 Рондо XIII века
- Ранние шестистрочные рондо:
- вставки в роман «Гильом де Доль». Автор — Жан Ренар (1210–1228 гг.). Всего их в этом романе 16, с варьирующим размером и ритмической схемой, часто «нерегулярные», не встречающиеся позже в истории рондо. Пример — 6 «Aaliz main se leva» (I-I-I-II-I-II).
- вставки в «Лэ об Аристотеле». Автор — Анри д’Андели.
- Ранние восьмистрочные рондо (также только вставки):
- «Клеомадес», Аденет ле Рой
- «Роман о Кастеляне де Куси», Жакене
- «Мелиацин», Жерар Амьенский
- «Роман о Фовеле», Жевре де Бус
- Восьмистрочные рондо (отдельные произведения и лирические отступления с музыкой):
- «A Dieu commant amouretes», Адам де ла Аль. В нем встречен т.н. «пересаженный рефрен»
- «Prenes i garde», Гильом Амьенский. Манускрипт Монпелье.
1.2 Рондо XIV века
- Двадцать два рондо авторства Машо — полифонические. Они рассчитаны на солирующий голос в сопровождении одного, двух или трех голосов без слов. Некоторые, например Doulz viaire gracious, достаточно коротки, всего на 12 тактов, и в этом смысле похожи на более ранние виды рондо. Другие, например Tant doucement, длиннее — на 52 такта — с мелизматическими украшениями.
- Collection Picardie
2 Вирелэ
Вирелэ как музыкальная форма имеет длинную и сложную историю, тесно связанную с общей историей развития раннесредневековых песни и танца.
Версии происхождения вирелэ:
- Некоторые научные исследования свидетельствуют о том, что изначально структура вирелэ схожа со структурой арабской песни XI века в Северной Африке и Испании, типа muwashshah-zajal. Эта же структура в свою очередь прослеживается в песнях провансальских трубадуров, а к XII веку и в так называемом стиле «старо-французского песнопения», наиболее распространенном на севере страны. В форме вирелэ написаны кантиги Альфонса Мудрого.
- Вторая группа исследователей предпочитает считать, что любые сходства между арабской песней и романскими песенными формами — это совпадения. Они выдвигают предположение, что главный источник формы вирелэ, а также и провансальской сельской песни в целом, — поэтические и музыкальные образцы, содержащиеся в литургических сборниках [7].
Корень слова «virelai» — старофранцузское слово «virer» («вращаться» или «крутиться»). Это подтверждает что первоисточник слова имеет прямое отношение к танцу, как минимум во Франции. Интересно, что в XIII веке это слово писалось как «vireli». Вероятнее всего, написание (а возможно и структура) вирелэ образовалось под влиянием еще одной музыкальной и поэтической формы — лэ («lai»).
Структура вирелэ:
- Рефрен вирелэ обычно длиной в несколько строк и занимает всю первую музыкальную секцию.
- В вирелэ есть две группы (два комплекта) соотносящегося друг с другом текста для повторяющейся второй музыкальной секции с «открытым» (при первом повторе) и «закрытым» (при втором повторе) тактами.
- Происходит возврат к первой музыкальной секции с текстом, чтобы получилась рифма и правильный размер рефрена.
- Сам рефрен также повторяется.
Рефрен всегда появляется в конце, даже если вся структура должна будет повториться дважды или трижды, как это часто и было. В этом случае композиция могла быть сильно расширена [4].
2.1 Вирелэ XIII века
- Короткие однокуплетные «каролы». Нигде не записано более одной строки для таких песенок. Люди проводили часы, распевая их, поэтому, предположительно, они повторяли их множество раз, сочиняя новые слова
- Сèst la fins. Рукопись Монпелье. Структура: I (A6-B5), II (C7), II (D7), I (E7-F5), I (A6-B5).
- Tuit cil. Рукопись Монпелье. Структура: I (A8-B8), II (C8), II (A8), I (D8-E8), I (A8-B8).
- Or la truix. Рукопись Монпелье, лист 338, также рукопись Ox. Bod. Douse 308, лист 226, 237.
- Li Regart de ses vers luz.
- Дансы трубадуров. Такие дансы обычно записывались всего одной строфой. Новые куплеты не добавлялись.
- Domna, pos vos ai chausida.
- Tant et gaya.
- Dame, bien me doneroi. Рукопись Ox. Bod. Douse 308, 62.
- Кантиги Альфонса Мудрого. Все произведения этого сборника — вирелэ. Эта песенная схема, очевидно, стала чрезвычайно популярна как в Испании, так и в Португалии, поскольку сохранилось много примеров. Начиная с XV века они описываются термином «villancico».
- Вирелэ Адама де ла Аля. Ко времени возникновения этих композиций (с конца 1260 года) многоголосие во Франции достигло значительного развития. Однако у Адама де ла Аля трехголосный склад прост и неприхотлив, преобладает движение типа «нота против ноты» [3, стр. 66–67].
- Fines amouretes ai. Полифония на три голоса.
2.2 Вирелэ XIV века
- Вирелэ Жано дЭскуреля. 1304 год. Он сочинил пять монофонических вирелэ, в каждом из которых были использованы различные метрические схемы.
- Gracieusette (32). Имеет отступление от нормы.
- Douce Amour, confortez moi (20), а также остальные три, по структуре: I (A7-B7-A7-B7), II (C7-D5), II (C7-D5), I (A7-B7-A7-B7), I (A7-B7-A7-B7).
- Вирелэ Машо. Важной характеристикой вирелэ XIV века было учащение использования сложных метрических схем в тексте с большим использованием контрастирующих (т.е. неравномерных) длин строк. Машо положил на музыку 33 вирелэ, только 8 из них используют полифонию, причем семь из них имеют очень простые двухчастные партии для голоса и тенор без текста (это служит указанием на возможно более «народную» природу). Единственное исключение — «Tres bonne et belle» (в нем добавлен контратенор) [7]. Очень характерные примеры виреле Машо:
- Mors sui se je ne vous voy. Структура: I (A7-B4-B3-B4-A4-A7-B4), II (A7-A7-B4), II (A7-A7-B4), I (A7-B4-B3-B4-A4-A7-B4) и т.п.
- Se ma dame m.
- Песни из «Алой книги» монастыря Монсеррат:
- Stella splendens,
- Ad mortem festinamus,
- Cuncti simus,
- Polorum regina
- и пр.
3 Баллады
Баллада (от позднелатинского ballo — «танцую») — танцевальная песня, содержащая сольный куплет и хоровой припев [2]. Фактически, баллада — это самая простая рондальная структура, привычная современному человеку — куплет и припев, регулярно чередующиеся. Однако даже такая простая структура имела в эпоху средневековья четкие правила (которые, впрочем, не всегда соблюдались). Так, баллада написанная по правилам, должна была состоять из трех строф с последующим более коротким посланием, написанным на три рифмы с обязательным рефреном. Число стихов в строфе должно было совпадать с числом слогов в стоке [1, стр. 370].
Самая ранняя из сохранившихся баллад — провансальская песня A lèntrada del temps clar, датируемая концом XII века.
Известно 9 баллад из поэзии трубадуров, 3 из них написаны Кервери де Жирона.
Для XIII века сохранилось несколько баллад Адама де ла Аль.
4 Выводы
- Три выше рассмотренные музыкально-танцевальные структуры пережили свой рассвет в XIII веке, к XIV веку некоторые из них исчезают, а некоторые усложняются настолько, что перестают быть пригодными для исполнения танцев. Одни из немногих рондальных структур, подходящих для исполнения танцев и датированные XIV веком — вирелэ из «Алой книги» монастыря Монсеррат. В XV веке как танцевальные формы они не встречаются.
- Рондо и баллады (в стандартной классической форме) более характерны для Франции, вирелэ как для Франции, так и для Испании.
- Ранние баллады, рондо и вирелэ действительно подходят для исполнения танцев, однако часто это затруднительно ввиду того, что сохранился только один куплет с рефреном (как в случае с некоторыми вирелэ), или небольшая шестистрочная структура (как в случае с ранними рондо).
- Тем не менее, сохранилось достаточно материала, в том числе и нотного, для возможных реконструкций данных танцев (подобные реконструкции существуют у Евы Крошловой и Джейн Джинджелл).
References
- [1]
- Зарубежная литература Средних веков / . Б. И. Пуришев. — М.: Просвещение, 1973.
- [2]
- Ивлев, С. А. Художественная культура Средневековья: материалы для учителя. МХК / С. А. Ивлев. — М.: Международный союз книголюбов, 2001.
- [3]
- Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2 тт. / Т. Ливанова. — 2 изд. — М.: Музыка, 1983. — Т. 1. По XVIII век.
- [4]
- Пэриш, К. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха / К. Пэриш, Д. Оул. — Перевод с английского. — Л.: Музыка, 1975. — Ноты и описание музыкальной структуры третьей мелодии из манускрипта.
- [5]
- Сапонов, М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. / М. А. Сапонов. — М.: Классика-XXI, 2004.
- [6]
- Wilkins, N. Rondeau / N. Wilkins. — Grove Music Online, a.
- [7]
- Wilkins, N. Virelai / N. Wilkins. — Grove Music Online, b.