Сессил Шарп и Пэт Шоу, основоположники изучения и популяризации английских контрдансов

Автор: Валицкая Алиса
Год публикации: 2008

Автор: Валицкая Алиса

 

При написании этой статьи были использованы материалы из книги К. В. К. Келлер и Ж. Шимер, а также сайта Общества Английского Народного Танца и Песни, Википедии и других открытых ресурсов Интернет. Основное назначение этой статьи в том, чтобы познакомить русскоязычную аудиторию с биографиями родоначальников исследований старинного танца.

Сессил Джеймс Шарп

родился 22 ноября 1859 года в Денмаркхилл в Лондоне. Его отец был мастером по работе со сланцем. Он очень интересовался археологией, архитектурой и старой мебелью. Оба родителя Шарпа интересовались музыкой, так что и жизнь Шарпа оказалась с ней естественно связанной. Шарп учился в Эпенхейме, но в 15 лет был переведен в Кембриджский университет, где участвовал в соревновании по гребле от колледжа Клер и получил степень бакалавра искусств в 1882.

В поисках работы Шарп решил переехать в Австралию. Он прибыл в Аделед в ноябре 1882. И в начале 1883 года получил место клерка в коммерческом банке Южной Австралии. Он начал изучать право, и в апреле 1884 стал помогать шерифу серу Семьелу Джеймсу Вею. Он продержался на этом месте до 1889 года. Когда он уволился, он отдал все свое время музыке. Он работал помощником органиста в Кафедральном соборе Св. Петра сразу после своего приезда в Австралию. И был дирижером в Государственном и Кафедральном Хоровых Обществах. Потом он стал дирижером Филармонии и в 1889 совместно с И. Г. Рейманом стал директором в Школе Музыки. Он был очень успешен как лектор, но к середине 1891 года это партнерство распалось. Школа продолжала работать при Реймане и в 1898 году выросла в Консерваторию при Университете. У Шарпа там появилось много друзей и было собрано более 300 подписей на то, чтобы он продолжал работу в этом городе, но он решил вернуться в Англию и прибыл туда в январе 1892 года.

Во время его пребывания в Аделеде он написал музыку для двух легких опер («Сильвия», которую показали в Королевском театре Аделеда 4 декабря 1890 года, и «Жанкилия»). Либретто в каждом было написано Гаем Бувбай. Он также написал музыку для детских песен, которые пели в Кафедральном хоровом обществе.

Шарп преподавал и писал музыку, он интересовался народными-песнями и начал интересоваться традиционным английским танцем, когда увидел группу танцовщиков Моррисов в деревне рядом с Оксфордом на рождество 1899 года. К этому времени танцы Моррисов практически исчезли, и только Шарпу мы обязаны тем, что традиция этих танцев дошла до наших дней. Возрождение танцев Моррисов началось в 1895 году, когда Мери Нилл, организатор женского клуба «Эсперанс» в Лондоне, использовала еще не опубликованные записи танцев, чтобы научить членов клуба этим танцам. Ее энтузиазм убедил Шарпа опубликовать эти записи в его книгах Морисов, что и было сделано в 1907 году. Между 1911 и 1913 он опубликовал трехтомную работу под названием “Танцы с мечами Северной Англии”, где, в частности, описал два неизвестных и почти исчезнувших танца с мечами – с легкими из Нортумбрии и с длинными из Йоркшира. Это привело к возрождению традиций сначала на родине, а потом и повсеместно. Шарп часто публиковал версии собранных им песен, добавляя к ним написанный им аккомпанемент на фортепьяно. Оказалось, что традиционные певцы, которые всегда пели a capella, считали, что пианинное сопровождение только отвлекает слушателей от слов песен. Тем не менее, эти версии с инструментальным сопровождением помогли Шарпу в его работе по преподаванию народной музыки в школах, тем самым знакомя детей с их национальным музыкальным наследием. Для школьного проекта Шарп переписал тексты многих народных песен, убрав из них бранные слова. Эти песни нередко подчеркивали и восхваляли секс и насилие. Таким образом, зачастую записанное Шарпом и опубликованное им сильно отличалось. Примером этого может служить песня «Хранитель», переписанная Шарпом в забавную охотничью песню.

В результате работы Шарпа английская классическая музыка обогатилась национальными фольклорными мотивами. Среди композиторов, которые присоединились к движению возрождения народной музыки, был Ральф Воган Вильямс, который полностью основал свое творчество на фольклоре.

В 1911 году Шарп основал Общество Английских Народных Танцев, которое начало распространять традиционные английские танцы по стране и, соединившись с Обществом Народных Песен в 1932 году, образовало Общество Английских Народных Песен и Танцев. Сегодняшний центр этого общества в Лондоне известен как дом Сессила Шарпа.

Во время Первой Мировой Войны Шарп совершил четыре поездки в США, проведя там в общей сложности около трех лет. Изначально он планировал изучить танцы и музыку интерлюдий к Шеспирским фестивалям, но вскоре он уже путешествовал по стране, собирая народные песни, музыку и танцы. В этом ему очень сильно помог его коллега Мод Карпелес. Их выступления имели огромный успех. Огромные аудитории собирались, чтобы послушать лекции Сессила Шарпа по народной музыке. Путешествуя по горам Апалачи, Вирджинии, Северной Каролины, Кентуки и Тениси, Шарп и Карпелес записали множество народных песен, которые отличались от тех, что были собраны в сельской Англии. В основном Шарп записывал мелодии, а Карпелес отвечал за слова. Шарп был потрясен достоинством, вежливостью и благосклонностью людей, приветствующих его в горах, и он защищал их ценности и их образ жизни в печати. Работа Шарпа в распространении народных танцев и музыки продолжилась обществом деревенского танца и песни.

Шарп умер 23 июня 1924. Мод Карпелис пережил Шарпа на много десятилетий и структурировал собранные Шарпом материалы в массивные, хорошо организованные тома.

Патрик (Пэт) Ноэль Шульдхам Шоу

родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне, но большую часть детства он провел в Лондоне, где с 6 лет танцевал народные танцы. Его мать, профессионально исполнявшая песни под своей девичьей фамилией — Винфрид Голлуэй, стала Почетным Секретарем Мемориального Фонда Сессила Шарпа, собрав более тридцати тысяч фунтов стерлингов для постройки Дома Сессила Шарпа — штаб-квартиры Общества английских народных танцев и песен[EFDSS], открывшегося в 1930 г.

Пэт обучался в St. Aubyn’s Rottingdean, Harrow и Кэмбриджском Колледже имени Королевы, где он изучал музыку. Будучи прилежным учеником по части танцев, песен и музыки, Пэт вскоре стал мастерским исполнителем Моррисов, танцев на мечах и контрадансов, а так же народных песен, вдохновенным композитором и аранжировщиком хоровой и народной музыки, настоящим собирателем и исследователем танцев и песен, умеющим играть на разных инструментах.

После выпуска из Кэмбриджа он работал на Общество английских народных танцев и песен до тех пор, пока в начале 1942 не присоединился к Национальной Пожарной Службе. В 1946 он выбрал профессию певца, специализируясь в фолк-музыке разных народов, исполняемой на родных языках, иногда под аккомпанемент гитары. Он так же провел много времени, собирая мелодии для скрипок и песни на Шетландских островах, где он начал играть под аккомпанемент фортепиано (первым его инструментом был гобой).

В 1949 году он и Нан Флеминг-Виллиамс организовали группу «The Countryside Players» [Деревенские музыканты] для того, чтобы собрать деньги на новую спасательную шлюпку для Лервика. Эта группа продолжала давай концерты достаточно долгое время. В пятидесятых годах его часто можно было услышать в программе «Country Dancing» [Деревенские танцы] на западно-английском канале ББС в качестве и ведущего, и певца.

В течение 25ти лет Пэт принимал участие в Голландском обществе Nederlands Volksdansstichting, где показывал английские танцы, и составил сборник из 54 танцев на старые датские мелодии под названием «New wine in old bottles» [Новое вино в старых бутылках]. Он так же участвовал в работе Обществ Фолк Танцев Уэльса и сочинял для них танцы и мелодии. После первого визита в 1974 г. в лагерь Pinewoods в Новой Англии, США он подарил книгу «Between Two Ponds» для увеличения сборов лагеря и собрался также подарить и вторую книгу танцев и мелодий «Among the Pines». (Обе книги сейчас издаются под названием «Pat Shaw’s Pinewoods».)

Также Пэт известен по концертам рождественской музыки в Доме Сессила Шарпа, для которых он делал оркестровые аранжировки. В такой форме они продолжаются и по сей день. В 1971 EFDSS наградило его высшей наградой — золотым значком в ознаменование отличной службы обществу по всем направлениям работы. С 1972 и до своей смерти Пэт работал над ныне опубликованным сборником Grieg-Duncan в Школе Шотландских Исследований в Эдинбурге. Неоценимый вклад этих исследователей в том, что они положили основу для изучения, сохранения и популяризации традиционных народных танцев, которые сегодня танцуют по всему миру.

Список использованной литературы

  1. K. V. W. Keller and G. Shimer. The Playford Ball. 103 Early Country Dances 1651-1820. A copublication of A Cappella Books and The Country Dance and Song Society.
  2. R. Davies. Pat Shaw // Dance Biographies
  3. D. Schofield. History of the EFDSS // The English Folk Dance and Song Society
  4. Wikipedia. Cecil Sharp

Добавить комментарий