Танго — исторический танец XX века. Тенденции развития

Автор: О. Зеленкова, IV конференция, 2011 г.

Оглавление

1 Стихия танго — это огонь
2 Европейское конкурсное танго
3 Аргентинское сценическое танго
4 Каковы тенденции развития?
Ссылки

Танго — танец, зародившийся в конце XIX столетия на берегах Рио-де-Ла-Плата — большой реки, протекающей по территории Уругвая и Аргентины. Музыка и танец начали зарождаться на улицах Монтевидео и Буэнос-Айреса. В связи с этим нельзя утверждать, что родиной Танго является Аргентина, так как танец зародился на территории двух стран — Аргентины и Уругвая. Впоследствии танец в связи с более активным развитием и распространением музыки и танца на территории этой страны и, в частности, в столице Аргентины Буэнос-Айресе стал называться аргентинским танго. Связано это с несколькими факторами:

  • разница в размерах двух столиц (Буэнос-Айрес и Монтевидео);
  • количество населения;
  • наплыв эмигрантов из Европы.

Термин танго появился гораздо раньше, чем танец с таким названием. Происхождение названия «танго» имеет несколько гипотез:

  • от латинского глагола tangere — играть на музыкальном инструменте, касаться;
  • от испанского слова tambor — барабан;
  • от слова из африканского диалекта, где оно обозначало танец под звук барабана, круг или замкнутое место.

Влияние африканской культуры на название и на сам танец является неоспоримым фактом, так как на территории Уругвая и Аргентины проживало много рабов из Западной Африки (современных Нигерии, Конго, Кении и Танзании). В Буэнос-Айресе в конце XIX века африканские танцы сохранялись в негритянских тавернах, в районе старого порта. Местные жители перенимали африканскую традицию танцевания и преобразовывали ее в свой стиль.

История рождения ритма и танца танго связанна с танцем африкано-уругвайского происхождения Кандомбе.

Изначальный звук африканских барабанов танца кандомбе уступил место гитаре и банденеону, но ритм танго продолжает быть африканским.

Также большое влияние на музыкальную разработку музыки и танца танго влияла такая музыкально-танцевальная форма как милонга. Считается, что милонга имеет аргентинские и уругвайские корни и второе название «музыка гаучо». Ритм милонги более жизнерадостный и быстрый, чем ритм танго. Изначально милонга как музыка и танец существовала только в сельской местности и имела название musica surena, то есть «южная музыка», или «musica campera», что значит «музыка поля» или «полевая музыка». Но со временем этот музыкально-танцевальный жанр переходит в города и уже имеет название как «musica ciudadana», что значит «городская музыка». В последствии милонга формообразуясь и смешиваясь с другими ритмами, вырастает в ритм и танец танго, а само слово милонга остается и преобразовывается в понятие танцевального вечера, где все собравшиеся танцуют танго. В этой форме понятие милонга дошло и до наших дней и используется сейчас среди любителей и профессиональных танцоров танго.

Для рассмотрения культуры танго нельзя не сказать еще об одной музыкально-танцевальной форме Хабанера, так как эта форма также повлияла на ритмическую структуру танго. Хабанера имеет кубинские корни и считается кубинским контрадансом.

Хорхе Луис Борхес в своей книге «El idioma de los argentinos» («Язык аргентинцев») пишет: «Танго принадлежит к Ла-Плата и является ,,сыном” уругвайской милонги и ,,внуком” хабанеры».

Конец XIX—начало XX века — это период большой эмиграции низших слоев европейского населения на территорию Южной Америки, что имело большое историческое значение в формировании музыкальной и хореографической культуры танго.

Рассматриваемое направление — это синтез европейской и латиноамериканской хореографической традиции, танцевальных форм различно-образных ритмических выражений, таких, как, вальс, хабанера, кандомбе, милонга. Синтезируясь, эти ритмы привели к совершенно неожиданным результатам. Уличные музыканты распространяли мелодию танго по всем уголкам и кварталам, можно было увидеть на улице людей, танцующих танго, особенно мужчин, танцевавших друг напротив друга. В этой танцевальной форме мы узнаем черты испанского фламенко, когда танец является эмоционально насыщенным диалогом без физического контакта. В этом танце зарождался диалог, противостояние, выяснение отношений.

Главная цель такого танца: изучение противника, определение позиции участника (конфликт или дружба), демонстрация себя, диалог, конфликт, борьба, развязка конфликта (результат непредсказуем).

Очень часто этот мужской танец переходил из танца без физического контакта в парный.

Мужчины находились в отдаленной друг от друга позиции, руки были сложены в округлую позицию. Один из участников танца поддерживал локти партнера, а другой клал руки сверху. Танец в такой позиции уже символизировал борьбу и распределение доминирования, при этом ситуация во время танца могла меняться в сторону одного или другого противника, в зависимости от этого менялась позиция рук.

В конфликте могло быть много участников, тогда танец переходил из конфликта двоих в массовое выяснение отношений.

Изначально танец развивался в бедных портовых районах Буэнос-Айреса, непосредственно в небольших барах и ресторанах, где проводили свое время мужчины. Но очень быстро танго завоевало более высокие слои общества.

Свидетельством этого является то, что в городе стали открываться «Академии Танго», обучающие этому танцу. С 1902 года в Teatro Opera стали организовывать балы, в репертуар которых наряду с другими бальными танцами было включено и танго.

В то время в опереттах и других пьесах малого жанра актеры пели и танцевали на сцене, и в этих спектаклях стала звучать музыка танго.

Характер танца и его движений воплощался в ритмической основе музыки. Музыка танго имеет ярко выраженную ритмическую основу, на которую накладывается мелодия, полная грусти и ностальгии.

Шаги танго всегда являются очень четкими и наступающими, что передает ритмическую структуру музыки. Но при всей четкости присутствует скользящая сторона шага, которая окрашивает мелодическую структуру музыки. Четкость шага показывает наступательную, оборонительную позицию. Скользящая сторона добавляет пластику, лирику, осторожность, возможность диалога, уступчивость.

Мелкое ритмическое дробление внутри каждого такта создает особый «накал», «нерв», подчеркивая происхождение танго и смысл «поединка».

Характерными для этого танца являются четкие, хлесткие движения ногами и принятие быстрых позиций в паре. Очень типичными являются левантомьентос (подъемы) партнерши.

1 Стихия танго — это огонь

Эмоциональная насыщенность структуры танго настолько высока, что этот танец смог завоевать весь мир и уже в 1907 году исполнялся в Париже. С этого периода начинается новая история развития европейской хореографической традиции танго. В 1909 году танго впервые было исполнено вместе с английским вальсом (медленный вальс), фокстротом и уанстепом (в будущем квикстеп) на первом неофициальном чемпионате мира в Париже. В это время зарождается и устанавливается конкурсная основа бального танца. Именно тогда танго приняло свою европейскую форму. Французский композитор и хореограф Камиль де Риналь преобразовал танго в традициях французской бальной школы, адаптировал его исполнение для европейской публики и создал бальное (классическое) танго.

Основные отличия бального и аргентинским танго заключаются в: позиции в паре, добавлении ритмических акцентов, выделяемых головой (в аргентинском танго в основном ногами), выведении на первый план ритмической, а не мелодической составляющей музыки, отсутствии импровизации.

Танго имеет латиноамериканские корни, но как мы видим из истории этого танца, его развитие привело к тому, что существует два направления этого вида: аргентинское танго и европейское (классическое) танго, которое в свою очередь имеет подвиды:

  1. Аргентинское танго: бытовое, конкурсное, сценическое.
  2. Европейское танго: сценическое, театральное, конкурсное.

2 Европейское конкурсное танго

В конкурсном бальном танго есть 27 утвержденных фигур, которые могут использоваться танцорами в своей хореографии и соединяться между собой в зависимости от удобства и от фантазии хореографа. За век существования конкурсное танго приобрело новые формы и черты:

  • усложнение техники танца и хореографии;
  • добавление новых ритмических акцентов выделяемых телами танцоров;
  • выведение на первый план четкой ритмической структуры танца.

Конкурсное танго развивается и является одним из самых эффектных и эмоционально насыщенных танцев европейской программы бального танца.

Также бальное танго вбирает в себя черты и движения аргентинского танго — это в основном добавление в хореографию мелких, четких выделений ритма ногами.

Так как конкурсный вариант танца имеет определенный стандарт для оценки исполнения, то в данном виде больше может совершенствоваться только техника исполнения, музыкальная интерпретация движений, психо-эмоциональное донесение танца до зрителей.

Бальный танец в виде шоу-программы не имеет ограничений и в связи с этим имеет больше возможностей развития в формообразовании хореографической лексики. В таких хореографических постановках мы наблюдаем синтез двух культур и хореографических традиций, таких как использование накопленного хореографического материала бальной (классической) программы и хореографический материал аргентинской школы. Такой синтез дает новый взгляд на хореографию и музыкальную основу танго. Дает больше фантазии в работе хореографа, а также больше технической работы над танцевальным материалом и эмоциональным выражением танца для исполнителя.

На мой взгляд, будущее в развитии сценических и театральных постановок лежит в синтезе двух хореографических традиций — латиноамериканской (аргентинской) и европейской.

3 Аргентинское сценическое танго

Аргентинское сценическое танго как направление развивается в основном в Аргентине и представляет собой театральные постановки на материале музыки и хореографии танго. Этот вид является танго-спектаклем, в котором есть сюжет, завязка, конфликт, развитие и развязка. Весь сюжет доносится до зрителя языком музыкальной и хореографической лексики танго. В таких спектаклях всегда важна качественная работа и богатый хореографический материал постановщика, так как целый спектакль держится на хореографическом материале одного танца.

Тот факт, что из множества существующих танцев хореографы обращаются для постановки спектаклей к лексике танго, безусловно, говорит, о том, что:

  • этот танец имеет богатую ритмическую и мелодическую структуру;
  • интересную хореографию;
  • эмоционально наполненный характер;
  • возможность создать историю, понятную и волнующую душу зрителя.

Часто форму танго используют для характеристики персонажа в том или ином художественном произведении. Природа и сущность танго настолько чувственна и эмоционально насыщенна, что нашла свое отражение в кино и литературе.

Существует большое количество фильмов о танго: «Уроки Танго» (Салли Потер), «Убийственное танго», «Танго» (Карлоса Сауры), «Танго бар», «Танго. Изгнание Гарделя» (реж. Фернандо Соланас), «Обнаженное танго», «Моя печальная ночь», «В тот день, когда ты меня полюбишь» (Карлос Гардель, Астор Пьяццолла). А также фильмов с использованием хореографического и музыкального материала танго: «Аромат Женщины», «Австралийское Танго», «Правдивая ложь», «Эвита», «Мулен Руж», «Чикаго», «Мое последнее танго», «Об этом не говорят» (реж. М.Бемберг, 1993), «Фрида» (реж. Джули Теймор, 2003), «Мечтая об Аргентине» (реж. Кристофер Хэмптон, 2003). В литературе к теме танго обращались такие писатели, как Хорхе Луис Борхес, Федерико Гарсия Лорка, Иосиф Бродский.

Безусловно, Танго является историческим танцем XX века, не смотря на свою сложную историю развития, продолжает развиваться и сегодня. Это происходит благодаря различным аспектам:

  • использование ритмической основы танго крупнейшими композиторами XX века (Шостакович Д. Д., Морис Равель, Мануэль де Фалья, Астор Пьяццола, Габриэль Фаре);
  • обогащение танго балетмейстерами XX века за счет лексической формообразующей разработки (Ролан Пети, Морис Бежар, Лопухов Ф. В., Мясин Л. Ф., Моисеев И. А., Ратманский А. О., Якобсон Л. В.);
  • обращение режиссеров к музыкальному и хореографическому материалу танго при постановке драматических спектаклей («Безразмерное ким — танго» Московский театр «Эрмитаж», «Уроки танго и любви» Санкт-Петербург с участием Алисы Фрейндлих, «Танго. Драматический эксперимент в 3-х действиях» Санкт-Петербург Камерный театр Малыщицкого, «Besame mucho» по пьесам Г. Пинтера «Любовник» и Н. Якимчука «Танго в пустыне», Театр драматических импровизаций Санкт-Петербурга);
  • использование музыкального и хореографического материала в кинематографе для изображения того или иного персонажа.

4 Каковы тенденции развития?

  • Музыкальный материал.
    Обращение современных композиторов XXI века к музыкальной основе танго и разработка музыкального материала в тенденциях нового тысячелетия.
  • Формообразование.
    Cохранение исторической формы танго с появлением новых форм танца как синтез накопленного хореографического материала.
  • Структура.
    Развитие содержания танца. Выведение на первый план психо-эмоционального состояния души человека. Передача эмоционально-насыщенного смысла танца через более углубленный подход к партнерству.
  • Лексическая разработка.
    Совершенствование сложившихся форм, развитие виртуозной техники танца, поиск новых лексических черт — взаимосвязь с развитием музыки.

Ссылки

Добавить комментарий